Моя воспитательная концепция
УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПОЗИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА, ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
Автор: Шагдарова Ринчима Цыренжаповна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Сосново-Озёрская СОШ №2»
Моя воспитательная концепция «Мы – родственники по детству» разработана в соответствии с ФГОС ООО, Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России и школьной программой воспитания и социализации обучающихся на ступени основной школы.
Цель созданной мною воспитательной системы - создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта.
Система воспитания призвана обеспечить:
¾ формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
¾ воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
¾ формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;
¾ усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием);
¾ экологическое воспитание, формирующее бережное отношение к природе;
¾ укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;
¾ формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются:
В своей работе классного руководителя я руководствуюсь следующими принципами:
Достижение поставленной цели ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательных отношений по следующим направлениям:
¾ «Я и коллектив» - организация совместной деятельности обучающихся, формирование навыков и умений жить в коллективе, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения.
¾ «Я – и социум» - формирование у обучающихся правовой культуры, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности, осуществление шефской помощи ветеранам войны.
¾ «Я – гражданин России» - воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков, реализация краеведческого подхода к воспитанию.
¾ «Я и моя семья» - воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей.
¾ «Я и природа» - формирование экологического сознания, единства человека и природы, ценностного отношения к природе.
¾ «Я и моё здоровье» - формирование здорового образа жизни.
¾ «Я и творчество» - художественно - эстетическое воспитание, развитие творческих способностей.
Успешность реализации обозначенных направлений во многом зависит от умело поставленного ученического самоуправления. В классе определена структура самоуправления. Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться, и родители обучающихся.
Между собраниями работу организует и контролирует совет класса, возглавляемый старостой класса. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Все учащиеся в обязательном порядке имеют поручение. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся.
Деятельное участие обучающихся в самоуправлении в рамках школы выражается в принятии решений на уровне Совета старшеклассников, организации мероприятий: День самоуправления, День детства, День родной школы, месячники спортивно-оздоровительной и военно-патриотической работы, субботники и др.
Особо значимое место занимает такая социально направленная деятельности, как помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам. Многие учащиеся класса являются участниками волонтерского движения. Ежегодно учащиеся класса принимают активное участие в акциях: «Вахта Памяти», «Неделя добрых дел». В рамках реализации направления «Я и социум» ежегодно в классе проводятся акции: «Ветеран живет рядом», «Помоги ребёнку», «Дети-детям», «Радужная неделя добра».
Опыт социализации приобретается и через научно-исследовательскую, поисковую деятельность. Публичная защита, культура представления материалов исследования, этика выступления способствуют обогащению социального опыта учащихся. В честь 70-летия Великой Победы в классе был проведен конкурс на лучший проект «Моя семья – частика Победы». Проект-победитель был представлен на районной конференции, посвященной Великой Отечественной войне.
Направление программы «Я – гражданин России» реализуется и через краеведческий подход. Учащиеся класса ведут исследовательскую деятельность, создают проекты. Такие исследовательские проекты как «Знаменитые люди Еравны», «И.М.Трофимов – Герой Советского Союза» и другие получили высокую оценку родителей, общественности, коллег.
В результате такой деятельности, учащиеся не только обогащаются опытом, но и реализуют себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир, приобретает качества гражданина своей страны, воспитывая в себе патриотические чувства.
Частью гражданско-патриотического воспитания является формирование экологических знаний, бережного отношения к родной природе, к своему здоровью. Класс принимает активное участие в проектах «Экосс», «Живи, Земля», «Покормим птиц зимой».
В рамках реализации направлений: «Я и природа», «Я и мое здоровье» ежегодно проводится ряд мероприятий в этом направлении: классные часы, конкурсы рисунков, праздники, катание на коньках, совместные с родителями спортивные праздники.
Ключевая идея воспитательной системы: Формирование позитивной Я – концепции и умения объективно оценивать себя и свои действия, развитие исследовательских умений и навыков, аналитического и критического мышления, повышения личной уверенности, самооценки в результате выполнения поставленных задач.
Психолого-педагогическая характеристика класса. В 2015 - 2016 учебном году в 8 «а» классе обучалось 24 человека. Из них 15 девочек и 9 мальчиков.
Умственные способности учеников хорошие, но отличаются друг от друга. По итогам прошлого учебного года 1 отличница. Неуспевающих нет. В число наиболее успевающих учеников можно отнести 10 человек: Колмакову А., Гаськова Д., Житихину М., Верхотурова А., Фёдорову А., Балданову Д., Грехову В., Намсараеву С., Цыбжитову А., Пантелееву Д.
Верхотурова Аня становилась неоднократно победительницей Всероссийского конкурса по русскому языку и литературе «Познание и творчество», Колмакова Алёна – победительница районного конкурса стихов «Давыдовские чтения», Намсараева Сарюна является победительницей районного конкурса рисунков, Житихина Марина заняла 1 место в районном конкурсе поделок. Также являются победителями республиканских спортивных соревнований по гиревому спорту Верхотуров Андрей и по лёгкой атлетике Фёдорова Анжела, в районных соревнованиях по лыжным гонкам заняли: 1м. – Кузьмин А., и 3 м. – Гладилов Д. Класс занял 1 место в школьном конкурсе презентаций и стенгазет на тему «Мы за здоровый образ жизни!», 1 место в школьном конкурсе «Сагаалган».
Эмоциональный фон коллектива очень яркий и неординарный. В целом атмосфера в классе доброжелательная, отношения между одноклассниками хорошие. При возникновении конфликтных ситуаций, их обсуждает весь класс. В классе преобладают дети с холерическим типом нервной системы, что сказывается на их поведении.
В классе развито самоуправление, во главе коллектива стоит староста и помощник старосты, работает учебный, культмассовый, спортивный, трудовой сектора - каждый сектор возглавляет ответственный.
Все вопросы учащиеся решают на классных часах, при этом учитывается мнение каждого ученика и выбирается наиболее подходящее решение, с которым согласно большинство.
С данным классным коллективом работаю четвёртый год, поэтому дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Дети в классе организованны, ответственны.
В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности.
Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.
Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей - это всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего должна понимать и уважать его родителей!
Родители частые гости и помощники в моем классе. В этом учебном году у нас прошли образовательные события: «С праздником, Мама!», «Минута славы», «День именинника!», «Новогодний калейдоскоп», «Выбор профессии». Родители активно принимали участие в общешкольных мероприятиях: «День открытых дверей», «Папа, мама, я – спортивная семья!». У нас традиционными считаются походы на Школьную поляну летом и осенью
С родителями проведены собрания по следующим темам:
5 класс
1. Трудности адаптации пятиклассника к школе.
2. Советы по организации выполнения домашнего задания.
3. Компьютерные и телефонные игры: за и против.
4. Исполнение внутреннего распорядка школы. Вопросы дисциплины.
6 класс
1. Особенности младшего подросткового возраста.
2. Поощрение и наказание в семье. К чему ведет агрессия взрослых.
3. Здоровый образ жизни.
4. Знаете ли вы своего ребенка? Анкетирование, дискуссия.
7 класс
1. Подростки группы риска. Вредные привычки. Профилактика антисоциального поведения.
2. Воспитание нравственных качеств в подростке.
3. Проблемы предпрофильной ориентации.
4. Снижение успеваемости – пути преодоления.
8 класс
1. Физиология подростка. Половое созревание.
2. Эстетическое развитие ребенка.
3. Права и обязанности подростка. Ответственность за правонарушения.
4. Повышение и поддержание самооценки ребенка (круглый стол).
Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. Необходимо стимулировать у детей интерес к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. Достигаю этого путем включения учащихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные элективные курсы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах. Ведётся работа по ведению портфолио достижений учащихся.
Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых вопросов, и у нас еще есть время, а главное силы, возможности и энтузиазм их решить.
Оценивая эффективность воспитательной системы, можно констатировать следующее:
- у детей преобладает положительная самооценка, они уверены в своих силах и возможностях, в классном коллективе чувствуют себя комфортно и уверенно;
- большинство родителей удовлетворены работой школы.
Вывод: Данная система помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, согласовывать устремления и действия классного руководителя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Все это способствует повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
|
в 2013-2014 уч. году |
в 2014-2015 уч. году |
в 2015-2016 уч. году |
2.4.1. Осуществление классного руководства в текущем учебном году, да/нет |
Да |
Да |
Да |
2.4.2. Динамика показателей воспитательной работы учителя: |
|
|
|
Показатель 1. «Уровень воспитанности», % |
Высокий- 76% Средний -24% Низкий-2% |
Высокий- 81% Средний – 19% Низкий-0% |
Высокий- 86% Средний -14% Низкий-0% |
Показатель 2. «Группа здоровья», % |
1 группа-100%
|
1 группа-100%
|
1 группа-100%
|
Показатель 3. «Занятость учащихся во внеурочное время», % |
100% |
100% |
100% |
Показатель 4. «Уровень социализированности личности обучающихся» |
Высокий- 54% Средний -24% Низкий-22% |
Высокий- 61% Средний – 19% Низкий-20% |
Высокий- 68% Средний -18% Низкий-14% |
Показатель 5. «Профилактика правонарушений», кол-во учащихся на учете, чел |
0 |
0 |
0 |
Показатель 6. «Готовность учащихся к выбору профессии» |
Высокий - 6% Средний – 45% Низкий – 23% Не готов - 26% |
Высокий - 9% Средний – 49% Низкий -21% Не готов –21% |
Высокий-16% Средний-56% Низкий-18% Не готов-10% |
Показатель 7. Уровень развития коллектива |
Высокий- 54% Средний -27% Низкий-19% |
Высокий- 59% Средний – 30% Низкий-11% |
Высокий- 63% Средний -33% Низкий-4% |
Показатель 8. «Уровень удовлетворенности учащихся», % |
Высокий– 82% Средний– 18% |
Высокий– 87% Средний– 13% |
Высокий–95% Средний – 5% |
Показатель 9. «Уровень удовлетворенности родителей», % |
Высокий– 84% Средний– 16% |
Высокий– 89% Средний– 11% |
Высокий–96% Средний –4% |