УУД проектной деятельности для обучающихся начальных классов с ОВЗ
УУД проектной деятельности для обучающихся начальных классов с ОВЗ
Автор: Нилова Алена Владиславовна
ГБОУ Школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга
Аннотация: В статье описываются особенности проектной деятельности для обучающихся с ОВЗ, Приведены примеры УУД проектной деятельности в начальной школе.
Ключевые слова: проектная деятельность, коммуникативные УУД, познавательные УУД, регулятивные УУД, личностные УУД, ОВЗ.
Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ реализуется через совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, обусловленную общей целью, методами и способами деятельности, направленными на достижение определенного результата.
Проектная деятельность для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ позволяет выстраивать межпредметные связи, структурировать полученные знания и находить им практическое применение в процессе обучения.
Проект в начальной школе – это частично самостоятельная творческая работа, от идеи до ее воплощения, выполненная под руководством учителя.
Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается способность обучающегося успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса; полноценное освоение обучающимся всех компонентов учебной деятельности, которые включают познавательные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса и дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.
Практическая значимость метода проектов как способа формирования универсальных учебных действий младших школьников велика.
Метод проектов позволяет эффективно формировать УУД.
В процессе проектной деятельности в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ обучающиеся приобретают УУД:
Коммуникативные УУД |
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Личностные УУД |
Формировать умение владеть монологической и диалогической формами речи |
Учить умению работать с информацией |
Намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи |
Формирование мотивации учебной деятельности |
Умение договариваться |
Формирование логических операций: синтез, анализ, сравнение, классификация, обобщение, |
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия |
Формирование личной ответственности |
Распределять обязанности |
Формирование умений использовать модели, знаки, символы, схемы |
Прогнозирование |
Самостоятельно принимать решения |
Развивать презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при защите проекта; - уметь отвечать на незапланированные вопросы;
|
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов |
Установление причинно – следственных связей |
Определять свои проблемы в знаниях |
Уметь аргументировать свое предложение, понимать позицию других, уметь уступать и договариваться |
Учиться применять полученные знания на практике, формировать функциональную грамотность: математическую, читательскую, естественнонаучную, креативную |
Умение планировать свою деятельность |
Развитие чувства взаимопомощи |
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
Искать и находить информацию |
Работать по плану |
Учить проявлять трудолюбие, дисциплинированность, упорство в достижении задач |
Учиться выполнять различные роли в группе ( лидера, исполнителя, критика) |
Актуализировать имеющиеся знания, определять границы собственного знания и «незнания» |
Объективно оценивать саму деятельность, результаты проектирования |
Воспитание целеустремленности и настойчивости |
Учиться оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или текста) |
Развивать способность к образному и ассоциативному мышлению, фантазии, творческому воображению |
Искать и находить пути исправления в знаниях |
Формирование умения адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку |