Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проектная деятельность на уроках литературного чтения

Дата публикации: 2023-11-07 18:49:08
Статью разместил(а):
Павлова Елена Валериевна

Проектная деятельность на уроках литературного чтения

Автор: Павлова Елена Валериевна

МАОУ "Екатерининская гимназия № 36", г. Краснодар

 

Сегодня такой вид работы, как «Проектная деятельность младших школьников» очень актуальна. Это вид деятельности встречается абсолютно на разных уроках. Но для меня сейчас особо важна тема «Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения». Многие скажут, что куда ярче выглядят проекты на уроках окружающего мира или кубановедения. 

Сейчас во всем мире отмечаются общие тенденции:

- падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению;

- ухудшение навыков чтения.

Налицо противоречие: огромные возможности познания нового посредством цифровых образовательных ресурсов (компьютеры, планшеты и т.п.), доступный широкий выбор детской литературы, огромная работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и сокращение учебного времени на чтение и, как следствие, явное нежелание детей читать книги, с другой стороны. В связи с этим я поставила перед собой задачу: создать условия для формирования читательской компетентности учащихся, повысить их интерес и положительное отношение к чтению посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности. 

Все мы понимаем, что очень важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и осуществлять поиск  средств обучения, который приводит к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Вот метод проектов как раз и позволяет учёбу детей сделать интересной, творческой, индивидуальной, развивает умение и желание детей учиться, общаться.

Я работаю по УМК «Школа 21 века». И авторами учебника уже включен в план работы метод проектов.

Ими выделены виды проектов индивидуальной и групповой деятельности: практико-творческо-ориентированные, ролево-игровые, исследовательско-творческие, информационно-ориентированные и требования к организации проектной деятельности: наличие значимой проблемы, значимость предполагаемых результатов, самостоятельность учащихся, структурирование проекта, использование методов исследования. Особое внимание уделяется этапам реализации проекта.

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные замыслы, формирует умения поиска и выбора информации 

Я расскажу о 3 проектах для второклассников, которые сделали мои ученники.

После уроков на темы «Устное народное творчество» я у ребят спросила, а какой у них любимый литературный жанр? У моего класса это оказались загадки. Так как период, в который мы заговорили о проекте, была осень, то и появилось предложение сделать  первый проект «Загадки осени».

Результат: рукописный сборник загадок с картинками-раскрасками.

Тип проекта: краткосрочный, творческий

Цель: научится отгадывать, сочинять загадки, развивать логическое мышление, память, речь и творческие способности. Умение пользоваться дополнительной литературой самостоятельно и работая в группе.

Задачи:

- развитие интереса к языкознанию

- познакомить с типами загадок, условиями и приёмами отгадывания

- находить в загадке главные свойства и признаки предмета

- развивать воображение, речь, мышление

- формировать навыки групповой работы

- использовать загадки в играх, на праздниках, на уроках.

Этот проект позволил ребятам более глубоко познакомиться с этим жанром устного народного творчества. Познакомились с такими видами загадок как: народные и авторские, русские народные и зарубежные.

Ребята выбрали для проекта такие группы: явления природы, животные, плоды (дары осени).

Предполагаемый результат:

- учиться принимать цель и задачу учебной деятельности, поиска средств её осуществления

- использование различных способов поиска (книги, взятые в домашней библиотеке, школьной или городской, интернет), сбора обработки материала

- овладение навыков смыслового чтения

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно - следственных связей

- умение вести диалог, признавать различные точки зрения, высказывать своё мнение, аргументировать его.

- умение работать в паре, договариваться о распределение ролей в совместной работе.

Урок получился ярким, запоминающимся. Дети стали частыми посетителями школьной библиотеки. На других уроках они стали довольно часто использовать загадки, как авторские, так и собственного сочинения. Например, тема «Синонимы»: 

Надеюсь, вы, друзья, готовы отель зазвать мне русским словом?

Тема «Антонимы»

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел)

Я — антоним слову смех.
Не от радости утех,
А бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обид и неудач.
Догадались? Это … (Плач)

Второй проект был «Русская зима в поэзии».

Результат: мини-спектакль, выставка книг о зиме.

Тип проекта: краткосрочный, творческий.

Цель: познакомиться с произведениями о зиме русских писателей, развивать память, речь (рисовать словесные картины русской природы) и творческие способности. Умение пользоваться дополнительной литературой самостоятельно и работая в группе.

Задачи:

- развитие интереса к языкознанию

- развивать умение строить монологическую речь

- развивать чувство ритма и мелодики стихотворения

- создание положительной мотивации учения

- воспитание любви к родной природе

- развивать воображение, речь, мышление

-формировать навыки групповой работы

В этот раз было несколько продуктов проекта:

1. Инсценировка стихов, которую поставила группа ребят.

А. Фет «Снег»

Кот поёт, глаза прищуря;

Мальчик дремлет на ковре.

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

И. Бурсов «Хитрые санки»

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня,

То и дело мои санки

Убегают от меня.

2. Декламировали стихи под  классическую музыку русских композиторов.

Были постановочные видео. Одну из таких работ я отправила на конкурс «Светлый праздник - Рождество Христово».

3. Несколько ребят сделали стенгазету (из 4 листов ватмана) со стихами о зиме.

Последний проект был на тему «Чему можно учиться, читая сказки», который был предложен авторами учебника.

Работа над проектом длилась около двух недель. Продукт - книга цитат из сказок. Вот некоторые из них:

Ты заметил, что я сам решил задачу? Подумал и решил! Оказывается, это очень приятно, всё равно, что забить гол! ( «В стране невыученных уроков» Лия Гераскина)

— Никто на помощь не придет, ни дров не раздобудет,
Никто не сварит ничего ни на каком огне!
— А я пойду, топор найду.
— И что же дальше будет?
Ты размахнешься по сосне, а трахнешь по ноге!
Грибы, орехи собирать умеешь?
— Нет, не умею.
— От крокодила убежать успеешь?
— Нет, не успею.
(— Не бойся, мы тебя спасем!)
— Но как же мы его спасём,
Ведь мы считаем, что этот остров необитаем!!!
— А я? А я? А я?..
— А ты сидишь на берегу, тебе тепло и скучно,
Сидишь себе худеешь не по дням, а по часам...
— Ну почему, почему? ...
— Да потому что, да потому что, да потому что
Ты никогда и ничего не делал в жизни сам!!! (Юлий Ким)

Наказание – это не единственный способ заставить кого-то хорошо себя вести. («Всё о Муми-тролях», Туве Янсон).

Несчастные случаи — очень странные штуки. Они обычно случаются совершенно случайно. («Вини Пухи все-все-все», А. Милн)

Раз у тебя есть лучший друг, его нельзя бросать. («Карлсон, который живёт на крыше», Астрид Линдгрен)

Разнообразные презентации по теме. Очень яркие, содержательные. После знакомства с презентацией дети раздают листы с вопросами. Дома делают анализ своей работе и на следующий день озвучивают в классе.

Что же дал метод проектов моим ученикам за это учебный год:

1. Дети стали больше читать дополнительной литературы.

2. Стали обмениваться книгами друг с другом, обсуждать прочитанную литературу на перемене.

3. Ученики моего класса – частые гости библиотек.

Всё это помогло нашему классу стать неоднократными победителями игры «Что? Где? Когда?», повысилась коммуникационное взаимодействие ребят. 

 

.  .  .