Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Квест-игра в рамках урока окружающего мира "Мир безопасности"

Дата публикации: 2023-05-18 13:34:55
Статью разместил(а):
Матюнина Татьяна Анатольевна

Квест-игра в рамках урока окружающего мира "Мир безопасности"

Автор: Матюнина Татьяна Анатольевна

 

Цель игры — формирование опыта безопасного поведения через воспитание у младших школьников культуры безопасного поведения, чувства ответственности за свою жизнь и жизни близких, понимание значимости безопасности поведения.

Задачи мероприятия:

- воспитывать ответственное отношение детей к своей жизни и безопасности;

- повысить уровень знаний учащихся по правилам безопасного поведения;

- создать условия для формирования опыта безопасного поведения, стремления к самопознанию;

- развивать уверенность в своих силах и способностях;

- отрабатывать умения действовать в неожиданных ситуациях, планируя свою деятельность, анализировать и принимать правильные решения;

- мотивировать младших школьников на формирование поведения безопасного типа, здорового образа жизни;

- развивать творческие способности, используя индивидуальные особенности детей.

Прогнозируемые результаты: 

Предметные: 

• привитие ученикам ряда знаний, позволяющих овладеть культурой безопасного поведения;

• сформированное и осознанное понимание масштабности проблем, связанных с несоблюдением норм и правил безопасного поведения;

• правильное отношение к окружающей среде, к природе, людям.

Матепредметные: 

• овладение учениками способности принимать и сохранять цели и задачи воспитания культуры безопасного поведения;

• готовность учеников работать в коллективе, умение принимать коллективное решение, работать друг с другом, уважать мнения товарищей.

Личностные: 

• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, его красоту и возможные опасности;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к бережному отношению к собственному здоровью и здоровью близких.

Оборудование, наглядные пособия: таблички с названиями станций; маршрутные листы; карточки с заданиями, с дорожными знаками; карточки с буквами

Правила квест-игры: команды путешествуют по станциям. На станциях команды выполняют предложенное задание  (за правильный ответ получают карточки с буквами, знаками). В конце игры все команды составляют из них общую фразу (пока жюри подводит итоги)

Ход мероприятия

Все участники квест-игры «Мир безопасности» собираются в актовом зале, рассаживаются по своим группам.

I. Организационный этап.

Учитель: Тема нашей, квест-игры «Безопасный мир». Сегодня на этой игре вы покажите свои знания по теме "Безопасность". Мы выясним, умеете ли вы дружно слажено работать и насколько вы эрудированы. Каждый класс – это одна команда. Команды получают маршрутные листы и двигаются по станциям, указанным в маршруте. Всего 3 станции. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. 

Команды на всех станциях квеста будут получать карточки с буквами, из которых в итоге в конце нашей игры вы все вместе соберёте целую фразу. («Безопасность – это важно!»)

II. Введение в тему.

Учитель: Есть такая пословица: «От малого опасенья великое спасенье». К сожалению, в современном мире нас поджидает множество опасностей. Все больше появляется бытовых приборов, все сложнее становится наша домашняя аппаратура, постоянно расширяется и без того многочисленный арсенал различных химикатов бытового назначения.

А что такое мир безопасности? (Ответы детей)

Учитель: Это значит нужно научиться противостоять опасностям, оберегать себя от любой опасности в окружающем нас мире, быть осторожным, внимательным, строго соблюдать и выполнять установленные правила.

Учитель: Перед стартом немного разомнёмся …

У вас сейчас появится возможность получить дополнительных 1 или 2 балла. Чтобы получить маршрутный лист, нужно вспомнить и назвать по номеру экстренную службу (На табличках – 112, 01, 02, 03, 04)  

Правильные ответы:  

112 - единый номер экстренных служб, 

101 - пожарно-спасательная служба, 

102 - полиция, 

103 - скорая медицинская помощь, 

104 - газовая аварийная служба 

(После объявляется, сколько дополнительных баллов получают команды, каждой команде выдают  маршрутные листы)

III. Основная часть.

Учитель: Команды готовы, маршруты получены, теперь можно отправляться в путь. Желаем вам удачи! (Команды расходится по указанным в маршруте станциям)

1. Станция «Юный пожарный».

Приветствую вас на станции «Юный пожарный»! Все знают, что огонь – это наш друг, но он может оказаться и врагом. В каких ситуациях огонь становится врагом? (Ответы детей)

а) Вызов пожарных (1 балл)

Что делать, когда так происходит? (Звонить 101,…) 

Представьте, в вашей квартире случился пожар, и вы вызываете пожарную службу. Подумайте, что нужно говорить по телефону, какую информацию сообщать. Данные должны быть точные и ясные. Посоветуйтесь, кто из вас будет звонить. За правильный вызов команда получает 1 балл.

(Представитель команды звонит по телефону, сообщает: фамилию, адрес, подъезд, этаж и объект возгорания. За правильный вызов команда получает 1 балл) 

б) «Исправьте ошибки» (по 1 баллу за каждый правильный ответ) 

Послушайте, о чем идет речь и если есть ошибки, исправьте их.

1. Если вы почувствовали запах газа в комнате, надо включить везде свет и внимательно рассмотреть, из какой конфорки идёт утечка газа.  

2. Уходя из дома, быстро закройте за собой дверь и бегите, куда вам надо. Всё будет в порядке. 

3. Если на человеке горит одежда, ему надо бежать как можно быстрее. 

4. Во время пожара откройте все окна и двери. 

5. Если во время пожара нет возможности выйти из квартиры, следует выйти на балкон и громко звать на помощь. 

6. Если в помещении дым, то надо спрятаться куда-нибудь в шкаф или под кровать, чтобы там легче было дышать. 

7. Во время пожара в многоэтажном доме можно спуститься с верхнего  этажа на лифте вниз и выбежать на улицу. 

в) «Мои действия» (по 1 баллу за каждую правильную фразу)

Нужно правильно соединить, разбросанные фразы. Каждая фраза состоит из двух частей. Всего 6 фраз.

(Команда получает 2 конверта: в одном – начало фраз, в другом – их продолжение)

Огонь нельзя оставлять        —       без присмотра

Если увидишь пламя             —       зови на помощь взрослых

Вызывай пожарных               —       по телефону 01

От огня                                    —       нельзя прятаться

Из горящего помещения        —       надо быстро уйти

Опасней всего при пожаре     —       дым

Вы заработали … баллов. Молодцы. Будьте осторожны при обращении с огнём.

(Команда получает 2-3 буквы)

2. Станция «Азбука дорог».

Вы прибыли на станцию «Азбука дорог». Сами понимаете, без знаний ПДД далеко не уйдёшь и не уедешь …Закон улиц и дорог строгий. Он не прощает ошибок. На этой станции вы сможете заработать … баллов!  

а) Разминка «Безопасный маршрут» (по 1 баллу)

Для начала разомнёмся. Назовите, какие бывают виды пешеходных переходов? (Регулируемые и нерегулируемые)

Посчитайте, сколько и какие пешеходные переходы есть рядом с нашей школой? (Регулируемые - 2шт.,  нерегулируемые - 2 шт.)

Как следует перейти через дорогу, если ты вышел из автобуса (Нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему)  

б) Блиц-опрос (по 1 баллу)

А теперь ускоряемся! Блиц-опрос. Это значит, что времени на раздумье не будет. Отвечаем быстро и чётко. За каждый верный ответ получаете 1 балл.

1. Куда нужно посмотреть, прежде чем перейти проезжую часть? (налево)

2. Место, где пересекаются две дороги. (перекрёсток)

3. Он может быть и на земле, и под землёй, и над землёй. (переход)

4. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов (тротуар)

5. Место ожидания автобуса. (Остановка)

6. Бывают ли запрещающие знаки треугольными? (Нет)

7. Кто такой постовой? (регулировщик)

8. Двуглазый колдун, который никогда не смотрит сразу двумя глазами? (Светофор)

9. Почему на загородных дорогах пешеходы должны двигаться навстречу движению? (чтобы видеть приближающийся транспорт) 

в) Дорожные знаки (по 1 баллу)

Какие группы дорожных знаков вы знаете? (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки особых предписаний, знаки сервиса) 

Каждая группа знаков имеют свой цвет и форму. Насколько хорошо вы это знаете, посмотрим после того, как выполните следующее задание. Нужно будет распределить дорожные знаки на группы

Команда получает таблички с названием групп дорожных знаков и сами карточки с изображением дорожных знаков, которые они распределяют по группам.

На данном этапе вы заработали … баллов. Ребята и запомните, что если каждый из нас будет соблюдать правила дорожного движения, то меньше будет несчастных случаев. Желаю вам быть внимательными и дисциплинированными пешеходами.

(Команда получает 2-3 буквы)

3. Станция «Всё обо всём». 

Вы прибыли на станцию «Всё обо всём». Здесь вы сможете показать  свои знания о правилах поведения в различных ситуация. Такие ситуации могут возникать дома, на улице, в школе и в других общественных местах. Чтобы не оказаться в затруднительном положении или даже избежать, предотвратить опасность, надо знать и соблюдать определённые правила. Насколько хорошо вы их знаете, мы сейчас увидим.

а) «Школьные опасности»  

Расскажите правила безопасного поведения в классе на перемене.

Назовите опасные места в школе, где надо быть особенно осторожными. (Лестница, спортивный зал, вестибюль, пороги у входа в школу)

Объясните почему. Как надо там себя вести?

б) «Сказочная» (по 1 баллу)

Хорошо ли вы знаете сказки? Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. К сожалению, и в сказках герои нарушают основы безопасности жизнедеятельности, что приводит к печальным последствиям. Вам нужно будет выяснить какие правила нарушили, либо не знали герои сказок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Сказка «Кот, лиса и петух» (Поверил Петушок ласковому голосу лисы и был схвачен ею. Но он громко звал котика на помощь: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!»)

Нужно громко звать на помощь, если ты попал в беду. 

Сказка «Красная Шапочка» (Сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком, во-вторых, рассказала ему, где живёт её бабушка)

Никогда не следует заводить разговор с незнакомыми людьми. 

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях А.С. Пушкина. (Злая мачеха притворилась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко)

Нельзя брать угощение от незнакомых людей. Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей, прежде чем принять от кого-то подарок.  

Сказка Колобок. (Колобок ушёл гулять без спросу и поплатился за это. Доверился Лисе, и та  его съела)

Не гуляй один в незнакомых местах. Не доверяй незнакомцам. 

в) «Мы знаем, что нельзя»

1. Что ты будешь делать, если потеряешься в большом городе и т.п.?

А) Будешь искать родителей сам.

Б) Обратишься за помощью к взрослым.

В) Дашь объявление.

2. Если тебя угощает конфетой незнакомый человек на улице, что ты будешь делать?

А) Откажешься от угощения.

Б) Возьмёшь и убежишь.

В) Возьмёшь и съешь.

3. Если ты увидел в транспорте оставленный кем-то пакет, что ты будешь делать?

А) Возьмёшь себе.

Б) Подаришь другу.

В) Сообщишь контролёру или водителю.

4. Если кто-то на улице преследует тебя, как ты поступишь?

А) Остановишься и запоёшь: «Нам не страшен серый волк»;

Б) Побежишь в людное место и обратишься за помощью к полицейскому или взрослым.

В) Побежишь к нему навстречу с криком: «Забодаю!».

5. Продолжите фразу: «Если вас зовут купаться, в телевизоре сниматься, обещают дать конфет, отвечайте твёрдо ...»

А) Да         Б) Нет          В) Подумаю

6. Если кто-то тонет на твоих глазах, что ты будешь делать?

А) Помашешь ему рукой.

Б) Позовёшь на помощь взрослых.

В) Попробуешь спасти сам.

7. Если к тебе приближается собака без поводка и намордника, как ты поступишь?

А) Быстро побежишь.

Б) Крикнешь «Фас!».

В) Останешься стоять на месте и скомандуешь собаке «Стоять!».

8. Что надо сделать, если у тебя из носа пошла кровь?

А) Зажать нос и запрокинуть голову чуть назад.

Б) Как можно громче кричать: «Мамочка, помоги!».

В) Зажать нос пальцами и опустить голову немного вперед.

9.В глаз попала соринка, ты ...

А) Потрясёшь как следует головой;

Б) Промоешь кипячёной водой;

В) Подождёшь, пока само пройдёт.

10. Ты пролил на себя горячий чай, что надо сделать в первую очередь?

А) Обожжённое место подставить под струю холодной воды;

Б) Смазать маслом;

В) Смазать зелёнкой.

11. На прогулке у тебя сильно замерзли пальцы, что будешь делать?

А) Потрёшь снегом.

Б) Примешь горячий душ.

В) Аккуратно снимешь варежки или перчатки, сделаешь массаж пальцев, затем поставишь пальцы под холодную воду, затем обернешь руку теплой тканью.

Молодцы. На станции «Всё обо всём» вы набрали … баллов. Желаю вам всегда быть бдительными, осторожными и уметь находить выход из любой ситуации.

(Команда получает 2-3 буквы)

IV. Итог занятия.

Команды возвращаются на свои места в зале. Пока жюри подводят итог, команды сообща составляют общую фразу из букв «Безопасность – это важно!».

Учитель: Безопасность – это важно! Думаю, что каждый из вас согласен с этим высказыванием.

Безопасности формула есть: 

Надо видеть, предвидеть, учесть. 

Но возможно - всё избежать, 

А где надо – на помощь позвать. 

Награждение команд. Жюри объявляет итоги игры-квеста, награждает победителей.

Вы сегодня хорошо потрудились, очень приятно было с вами работать. Желаем всем мира, добра и жизни без опасностей!

 

.  .  .