Школьный театр как средство развития творческих задатков и способностей учащихся
Школьный театр как средство развития творческих задатков и способностей учащихся
Автор: Захаренко Мадина Равшановна
Театральная студия в школе выполняет функцию воспитания творческих, активных и развитых гармонично личностей. Театральная деятельность способствует развитию общечеловеческих культур и нравственных ценностей.
Актуальность и практическая значимость этого проекта связаны с необходимостью разнообразия досуга учащихся и сделать их общественно значимым. Школа не должна ограничиваться только интеллектуально-нравственным воспитанием. Исходя из таких целей, и возникла идея создания школьной театральной студии. Школьный театр сможет вовлечь ребят в общечеловеческую культуру.
С помощью театра можно решить адаптационные и коммуникационные задачи, и задачи повышающие общую культуру школьников. Художественные средства театра способствуют знакомству учащихся с литературой, искусством, драматургией, музыкой, традициями и обрядами, а также правилами этикета. Школьный театр является центром образования, воспитания, психологической коррекция и развития обучающихся и даст возможность раскрыть все таланты детей, они станут более уверенными в себе, активными.
Театральная деятельность будет выполнять и познавательные функции, так как он имеет возможность заинтересовать ребят чтением. А чтение в свою очередь является важной составляющей развития всех компетенций.
Стратегии смыслового чтения, заложенные за основу, на уроках русского языка и литературы и в театральной деятельности включают в себя следующие методические приемы:
1) работы над текстами: выявление особенностей, ключевых слов, интонации и паузы, возможность развития сюжетной линии, написания сценария к тексту;
2) постановка голоса: упражнения на звуки, на постановку дыхания, умения ощутить и слышать свой голос как важного «инструмента»;
3) развитие внимания и воображения;
4) работа с речью: диалоги, монологи;
5) предварительные показы противоположных характеров/образов;
6) работа с образом: погружение в образ; ощущения времени и пространства;
7) постановка спектакля.
Основой успешности процесса обучения должно стать смысловое чтение. С помощью театра появится возможность приобщения учеников к чтению.
Основная особенность театральной деятельности – массовость – решает ряд задач как в организации досуга ребят, так и в нравственном, эстетическом и развивающем воспитании.
Цель проекта:с помощью театра создать условия для развития интеллектуальной, творческой, духовно-нравственной, культурной личности.
Задачи нашего проекта:
· раскрытие индивидуальных творческих способностей личности учащихся;
· поддержание стремлений учащихся к самосовершенствованию, самовыражению и самореализации;
· формирование интеллектуальных, духовно-нравственных и культурных ценностей и адекватной самооценки обучающихся;
· привитие любви литературе;
· развитие толерантных отношений.
Адресная направленность:
Проект рассчитан для учащихся муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы села Прибельский, реализация проекта рассчитана на 3 года. Участники и партнеры, и их роль в реализации проекта.
Партнерами при подготовки и реализации проекта являются учителя, родители и сотрудники и воспитанники дома культуры и музыкальной школы. Проект предполагает:
1. Работу информационно-методической направленности со школьниками, которые захотели принять участие в данном проекте.
2. Встреча с деятелями искусства района, мастер классы по актерскому мастерству, вебинары и онлайн встречи с выдающимися актерами республиканских театров, посещение драмтеатров, конкурсы чтецов, интерактивные игры.
3. Написание сценарий, стихотворений, развитие проектной и исследовательской деятельности, премьерные постановки.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап.
· На этом этапе решаются следующие задачи:
· проведение анализа нормативно-правовой базы;
· изучение научных, методических и информационных ресурсов проекта;
· анкетирование школьников, отбор желающих принять участие в проекте, и в театре в частности;
· выбор направлений, репертуара;
· отбор сценарий, подготовка материального обеспечения;
· просмотр мастер-классов, изучение опыта работы школьных театральных студий в интернете;
· создание творческой группы единомышленников, определение перспектив работы;
· вовлечение на репризной основе в игровую работу учащихся, родителей, учителей;
· выбор репертуара.
Организационное обеспечение
п/п |
Основная деятельность |
Ответственные |
Нормативно-правовое обеспечение |
1 |
Организация деятельности аналитической группы |
зам.директора по ВР учитель русского языка и литературы |
План работы группы |
2. |
Анкетирование школьников; выявление творческих и организационных качеств |
Классные руководители, психолог |
Аналитическая справка |
3. |
Проведение родительского собрания |
Классные руководители |
Протокол |
Планируемые результаты:
Создание творческой группы учащихся и педагогов, желающих работать в школьном театре.
Разработка и рецензирование программ внеурочной деятельности по реализации данного проекта.
Разработка системы выявления эффективности деятельности участников педагогического процесса по тематике проекта.
Проведение диагностики школьников.
Мероприятия: Создание творческой группы, определение перспектив. Выбор репертуара. Составление афиш и билетов.
Постановка и показ мини-постановок по басням И.Крылова, сказок А.С.Пушкина. Вовлечение в работу учащихся, родителей, учителей.
Основной этап.
Задачи данного этапа:
- Пропаганда среди школьников ценностей искусства театра; ведение исследовательской, просветительской деятельности.
п/п |
Деятельность |
Ответственные |
НПО |
1. |
Составление и утверждение плана работы студии |
зам.директора по ВР, директор школы |
Приказ по школе |
2. |
Проведение диагностика участия школьников в общешкольных мероприятиях |
Классные. руководители 5-8 классов |
Мониторинг |
3. |
Заседание творческой группы |
|
Протокол |
4. |
Отчет о реализации проекта на школьном и муниципальном уровне ежеквартально |
|
Отчет |
5. |
Просмотр мастер-классов по основам сценической речи и актерского мастерства |
учитель музыки |
Отчеты педагогов |
6. |
Работа по развитию речи и быстрому заучиванию текста |
Творческая группа |
Отчет |
7. |
Экскурсия в Кармаскалинский народный театр «Сатҡылар» |
|
Фотоотчет |
8. |
Посещение уроков литературы коллег с целью обмена опытом по работе над развитием речи учащихся |
Учителя-филологи |
Анализ |
9. |
Игровые технологии на уроках языка и литературы |
Учителя, участвующие в проекте |
|
10. |
Проектная деятельность театральной направленности |
Учителя гуманитарного цикла |
|
13. |
Составление репертуара |
творческая группа |
|
14. |
Проведение занятий групп по возрастам |
|
Отчёт |
16. |
Организация работы школьного театра |
зам.директора по УВР |
Приказ |
18. |
Индивидуальные беседы и консультации с детьми и родителями |
|
|
|
Проведение тематических классных часов и общешкольных мероприятий: |
|
1 |
«В гостях у театра» 3-6 классы |
сентябрь |
2 |
«Театр вчера, сегодня, завтра» |
ноябрь |
3 |
Просмотр спектаклей онлайн |
февраль |
4 |
Встреча с деятелями искусства; с актерами районного театра «Саткылар» |
апрель |
5 |
Коллективная творческая деятельность «Театральная мастерская» |
октябрь |
6. |
Конкурс чтецов |
декабрь |
7. |
«Весь мир – театр» классный час |
Январь |
8. |
Онлайн общение с артистами народного районного театра «Саткылар» |
февраль |
9. |
Народные гуляния. Масленица, мини постановки |
Март |
10. |
Постановка на праздник ко Дню Победы |
май |
11 |
«Его величество – театр» |
май |
12 |
Своя игра «КВН школьных театров» |
июнь |
Прогнозируемые результаты:
- Создание условий для личностного развития школьников.
- Духовное и нравственное развитие учащихся.
- Привлечение большего количества учащихся к театральной деятельности.
- Работа над репертуаром, подготовкой костюмов и декораций
Мероприятия:
Создание труппы школьного театра, определение с репертуаром и программ. Показ спектакля «Алые паруса» по мотивам книги Александра Грина с участием школьников, родителей, учителей. Подготовка и пошив костюмов и аксессуаров для спектаклей. Создание и оформление афиш, подготовка билетов. Систематическая работа над репертуаром, и продолжение его ежегодного обновления.
Заключительный этап. Рефлексия.
Задачи данного этапа: Рефлексия, обобщение и распространение опыта работы над проектом.
п/п |
Деятельность |
Ответственные |
НПО |
1. |
Исследование и анализ данных по теме опыта |
Творческая студия |
|
2. |
Самоанализ результатов над работой проектом |
Творческая студия |
|
3. |
Проведение итогов и обобщения по итогам реализации проекта |
Творческая студия |
|
4. |
Организация и проведение муниципальной научно-практической конференции в рамках школы |
|
|
5. |
Практический семинар презентации результатов проекта и идеи опыта |
|
|
Прогнозируемые результаты:
1. Разработка рекомендаций по привлечению учащихся к школьному театру.
2. Ежеквартальный отчет по проделанной работе над проектом.
Мероприятия:
1. Формирование крепких творческих связи между школьниками, родителями и учителями.
2. Подготовка реквизитов, декораций к спектаклям.
3. Подготовка афиш и билетов.
4. Постановка спектаклей и дальнейшее обсуждение выступлений с участниками и зрителями.
5. Театрализованная постановка по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» с участием школьников, учителей и выпускников МОБУ "СОШ с. Прибельский".
6. Создание фото и видео альбома выступления театральной студии.
7. Активное участие в районных, республиканских коллективных конкурсах по театральному искусству.
8. Составление репертуара, сценариев, репетиции постановок к школьным мероприятиям и праздникам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам реализации данного проекта ожидается, что учащиеся начнут применять на практике навыки актерского мастерства; будут более раскованными на сцене, овладеют элементами актерской выразительности.
Наш проект предполагает:
- повышение творческого потенциала учащихся;
- развитие у школьников организаторских качеств, коммуникативных навыков;
- уменьшение и полное избавление и комплексов, устойчивой самооценки;
- появление и повышение интереса к чтению, литературе;
- постановка дикции, правильной речи, ораторского искусства;
- улучшение качества обученности по школьным предметам;
- расширение словарного запаса, повышение кругозора; культурной грамотности;
- образной памяти, внимательности и воображения;
- навыков сценического искусства, организации праздников и постановок.
Материальное обеспечение проекта:
1. Покупка грима, реквизитов, аксессуаров, грима.
2. Подготовка, заказ и пошив нарядов, сценических костюмов.
3. Создание плейлиста.
4. Выделение кабинета под костюмерку.
Педагогическая значимость проекта:
Данный проект основан на развитии творческого потенциала школьников посредством школьного театра. Он реализует как образовательные, так и воспитательные задачи. Прочные знания школьники получают в процессе обучения.
Работа над развитием творческих способностей продолжится и в дальнейшем, и после реализации проекта. Общий проект поможет обогатить предметную среду, укрепить союз педагогов и родителей.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Амиров Р. Пути совершенствования педагогического руководства внеклубными формами самодеятельного художественного творчества: Л., 1982.
2. Вексер А.Б. Тренинг актерского мастерства М., 2002.
3. Дельгас Г.В., Фомина И.Н. Играя в театр, познаем мир // Эксперимент и инновации в школе. – 2008. – № 3.
4. Накишова Е.Ю. Воспитательные возможности хорового театра детей и подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. №2 – 2012.
5. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я .М. 2002.
6. Николаев Л.Т. Азбука театра. М. 2004.
7. Новикова Н.И. Социализация школьников средствами театральной педагогики // Эксперимент и инновации в школе . – № 3.– 2011.