Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Школьный театр как средство развития творческих задатков и способностей учащихся

Дата публикации: 2023-04-11 18:25:41
Статью разместил(а):
Захаренко Мадина Равшановна

Школьный театр как средство развития творческих задатков и способностей учащихся

Автор: Захаренко Мадина Равшановна

 

Театральная студия в школе выполняет функцию воспитания творческих, активных и развитых гармонично личностей. Театральная деятельность способствует развитию общечеловеческих культур и нравственных ценностей.  

Актуальность и практическая значимость этого проекта связаны с необходимостью разнообразия досуга учащихся и сделать их общественно значимым. Школа не должна ограничиваться только интеллектуально-нравственным воспитанием. Исходя из таких целей,  и возникла идея создания школьной театральной студии. Школьный театр сможет вовлечь ребят в общечеловеческую культуру.

С помощью театра можно решить адаптационные и коммуникационные задачи,  и задачи повышающие общую культуру школьников. Художественные средства театра способствуют знакомству учащихся с литературой, искусством, драматургией, музыкой, традициями и обрядами, а также правилами этикета.  Школьный театр является центром образования, воспитания, психологической коррекция и развития обучающихся и  даст возможность раскрыть все таланты детей, они станут более уверенными в себе, активными.  

Театральная деятельность будет выполнять и познавательные функции, так как он имеет возможность заинтересовать ребят чтением. А чтение в свою очередь является важной составляющей развития всех компетенций.  

Стратегии смыслового чтения, заложенные за основу, на уроках русского языка и литературы  и в театральной деятельности включают в себя следующие методические приемы: 

1) работы над текстами: выявление особенностей, ключевых слов, интонации и паузы, возможность развития сюжетной линии, написания сценария к тексту;

2) постановка голоса: упражнения на звуки, на постановку дыхания, умения ощутить и слышать свой голос как важного «инструмента»;

3) развитие внимания и воображения;

4)  работа с речью: диалоги, монологи;

5) предварительные показы противоположных характеров/образов;

6) работа с образом: погружение в образ; ощущения времени и пространства;

7) постановка спектакля.

Основой успешности процесса обучения должно стать смысловое чтение. С помощью театра появится возможность приобщения учеников к чтению.   

Основная особенность театральной деятельности – массовость – решает ряд задач как в организации досуга ребят, так и в нравственном, эстетическом и развивающем воспитании.  

Цель проекта:с помощью театра создать условия для развития интеллектуальной, творческой, духовно-нравственной, культурной личности.  

Задачи нашего проекта: 

· раскрытие индивидуальных творческих способностей личности учащихся; 

· поддержание стремлений учащихся к самосовершенствованию, самовыражению и самореализации; 

· формирование интеллектуальных, духовно-нравственных и культурных ценностей и адекватной самооценки обучающихся; 

· привитие любви литературе;

· развитие толерантных отношений.  

Адресная направленность:

Проект рассчитан для учащихся муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы села Прибельский, реализация проекта рассчитана на 3 года. Участники и партнеры, и их роль в реализации проекта.

Партнерами при подготовки и реализации проекта являются учителя, родители и сотрудники и  воспитанники дома культуры и музыкальной школы. Проект предполагает:

1. Работу информационно-методической направленности со школьниками, которые захотели принять участие в данном проекте.

2. Встреча с деятелями искусства района, мастер классы по актерскому мастерству, вебинары и онлайн встречи с выдающимися актерами республиканских театров, посещение драмтеатров, конкурсы чтецов, интерактивные игры.

3. Написание сценарий, стихотворений, развитие проектной и исследовательской деятельности, премьерные постановки.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап.

· На этом этапе решаются следующие задачи:         

· проведение анализа нормативно-правовой базы;

· изучение научных, методических и информационных ресурсов проекта;

· анкетирование школьников, отбор желающих принять участие в проекте, и в театре в частности;

· выбор направлений, репертуара;

· отбор сценарий, подготовка материального обеспечения;

· просмотр мастер-классов, изучение опыта работы школьных театральных студий в интернете;

· создание творческой группы единомышленников, определение перспектив работы; 

· вовлечение на репризной основе в игровую работу учащихся, родителей, учителей; 

· выбор репертуара. 

Организационное обеспечение

п/п

Основная деятельность

Ответственные

Нормативно-правовое обеспечение

1

Организация деятельности аналитической группы

зам.директора по ВР

учитель русского языка и литературы 

План работы группы

2.

Анкетирование школьников; выявление творческих и организационных качеств

Классные руководители, психолог

Аналитическая справка

3.

Проведение родительского собрания

Классные руководители

Протокол

Планируемые результаты: 

Создание творческой группы учащихся и педагогов, желающих работать в школьном театре. 

Разработка и рецензирование программ внеурочной деятельности по реализации данного проекта. 

Разработка системы выявления эффективности деятельности участников педагогического процесса по тематике проекта.  

Проведение диагностики школьников. 

Мероприятия: Создание творческой группы, определение перспектив. Выбор  репертуара. Составление афиш и билетов.

Постановка и показ мини-постановок по басням И.Крылова, сказок А.С.Пушкина. Вовлечение в работу учащихся, родителей, учителей.

Основной этап.

Задачи данного этапа:

- Пропаганда среди школьников ценностей искусства театра; ведение исследовательской, просветительской деятельности.

п/п

Деятельность

Ответственные

НПО

1.

Составление и утверждение плана работы студии

зам.директора по ВР, директор школы

Приказ по школе

2.

Проведение диагностика  участия школьников в общешкольных мероприятиях

Классные. руководители 5-8 классов

Мониторинг

3.

Заседание творческой группы

 

Протокол

4.

Отчет о реализации проекта на школьном и муниципальном уровне ежеквартально

 

Отчет

5.

Просмотр мастер-классов по основам сценической речи и актерского мастерства

учитель музыки

Отчеты педагогов

6.

Работа  по развитию речи и быстрому заучиванию текста

Творческая группа 

Отчет 

7.

Экскурсия в Кармаскалинский народный театр «Сатҡылар»

 

Фотоотчет

8.

Посещение уроков литературы коллег с целью обмена опытом по работе над развитием речи учащихся

Учителя-филологи

Анализ

9.

Игровые технологии на уроках языка и литературы

Учителя, участвующие в проекте

 

10.

Проектная деятельность театральной направленности

Учителя гуманитарного цикла

 

13.

Составление репертуара

творческая группа

 

14.

Проведение занятий групп по возрастам

 

Отчёт

16.

Организация работы школьного театра

зам.директора по УВР

Приказ

18.

Индивидуальные беседы и консультации с детьми и родителями

 

 

Проведение тематических классных часов и общешкольных мероприятий:

 

1

«В гостях у театра» 3-6 классы

сентябрь

2

«Театр вчера, сегодня, завтра»

ноябрь

3

Просмотр спектаклей онлайн

февраль

4

Встреча с деятелями искусства; с актерами районного театра «Саткылар»

апрель

5

Коллективная творческая деятельность «Театральная мастерская»

октябрь

6. 

Конкурс чтецов

декабрь

7.

«Весь мир – театр» классный час

Январь

8.

Онлайн общение с артистами народного районного театра «Саткылар»

февраль

9.

Народные гуляния. Масленица, мини постановки 

Март

10. 

Постановка на праздник ко Дню Победы

май

11

«Его величество – театр»

май

12

Своя игра   «КВН   школьных театров» 

июнь

 

Прогнозируемые результаты:

  1. Создание условий для личностного развития школьников.     
  2. Духовное и нравственное развитие  учащихся.
  3. Привлечение большего количества учащихся к театральной деятельности.
  4. Работа над репертуаром, подготовкой костюмов и декораций

Мероприятия:

Создание труппы школьного театра, определение с репертуаром и программ. Показ спектакля «Алые паруса» по мотивам книги Александра Грина с участием школьников, родителей, учителей. Подготовка и  пошив костюмов и аксессуаров для спектаклей. Создание и оформление афиш, подготовка билетов. Систематическая работа над репертуаром, и продолжение его ежегодного обновления.

Заключительный этап. Рефлексия.

Задачи данного этапа: Рефлексия, обобщение и распространение опыта работы над проектом.

п/п

Деятельность

Ответственные

НПО

1.

Исследование и анализ данных по теме опыта

Творческая студия

2.

Самоанализ результатов над работой проектом

Творческая студия

3.

Проведение  итогов  и обобщения по итогам реализации проекта

Творческая студия

4.

Организация и проведение муниципальной научно-практической конференции в рамках школы

 

5.

Практический семинар презентации результатов проекта и идеи опыта

 

Прогнозируемые результаты: 

1. Разработка рекомендаций по привлечению учащихся к школьному театру.

2. Ежеквартальный отчет по проделанной работе над проектом.

Мероприятия:

1. Формирование крепких творческих связи между школьниками, родителями и учителями.

2. Подготовка реквизитов, декораций к спектаклям.

3. Подготовка афиш и билетов.

4. Постановка спектаклей и дальнейшее обсуждение выступлений с участниками и зрителями.  

5. Театрализованная постановка по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» с участием школьников, учителей и выпускников МОБУ "СОШ с. Прибельский". 

6. Создание фото и видео альбома выступления театральной студии. 

7. Активное участие в районных, республиканских коллективных конкурсах по театральному искусству.  

8. Составление репертуара, сценариев, репетиции постановок к школьным мероприятиям и праздникам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

По итогам реализации данного проекта ожидается, что учащиеся начнут применять на практике навыки актерского мастерства; будут более раскованными на сцене, овладеют элементами актерской выразительности.

Наш проект предполагает:  

- повышение творческого потенциала учащихся;

- развитие у школьников организаторских качеств, коммуникативных навыков;

- уменьшение и полное избавление и комплексов, устойчивой самооценки;

- появление и повышение интереса к чтению, литературе;

- постановка дикции, правильной речи, ораторского искусства;

- улучшение качества обученности по школьным предметам;

- расширение словарного запаса, повышение кругозора; культурной грамотности;

- образной памяти, внимательности и воображения;

- навыков сценического искусства, организации праздников и постановок.      

Материальное обеспечение проекта:

1. Покупка грима, реквизитов, аксессуаров, грима.

2. Подготовка, заказ и пошив нарядов, сценических костюмов.

3. Создание плейлиста.

4. Выделение кабинета под костюмерку.

Педагогическая значимость проекта: 

Данный проект основан на развитии творческого потенциала школьников посредством школьного театра. Он реализует как образовательные, так и воспитательные задачи. Прочные знания школьники получают в процессе обучения. 

Работа над развитием творческих способностей продолжится и в дальнейшем, и после реализации проекта. Общий проект поможет обогатить предметную среду, укрепить союз педагогов и родителей.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Амиров Р. Пути совершенствования педагогического руководства внеклубными формами самодеятельного художественного творчества: Л., 1982.

2. Вексер А.Б. Тренинг актерского мастерства  М., 2002.

3.  Дельгас Г.В., Фомина И.Н. Играя в театр, познаем мир // Эксперимент и инновации в школе. – 2008. – № 3.

4. Накишова Е.Ю. Воспитательные возможности хорового театра детей и подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. №2 – 2012. 

5. Нахимовский А.М. Театральное действо  от А до Я .М. 2002.

6. Николаев Л.Т. Азбука театра. М. 2004.

7. Новикова Н.И. Социализация школьников средствами театральной педагогики // Эксперимент и инновации в школе . – № 3.– 2011.

 

.  .  .