Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности организации массовых мероприятий для детей РАС

Дата публикации: 2023-04-06 17:35:03
Статью разместил(а):
Меженина Марина Николаевна

Особенности организации массовых мероприятий для детей РАС

Авторы: Дрововоз Юлия Владимировна,

Джуманалиева Анастасия Альбертовна,

Меженина Марина Николаевна,

Милаенко Алина Юрьевна

МБОУ "СОШ № 43", Белгород

 

Аннотация: Статья содержит материал, который поможет специалистам, работающим с детьми РАС организовать инклюзивные мероприятия с учетом особенностей развития детей.

Ключевые слова: социальная адаптация, расстройства аутистического спектра, инклюзивные мероприятия.

 

Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед педагогами образовательных учреждений, где учатся дети с расстройствами аутистического спектра, - организация внеклассных мероприятий, в том числе связанных с внеурочной деятельностью. Организованные выездные программы позволяют детям с РАС приобрести опыт неформального общения и взаимодействия вне стен учебного заведения, что способствует социальной адаптации и формированию необходимых социальных навыков.

При организации инклюзивных мероприятий для людей с ментальными нарушениями могут возникнуть следующие проблемы:

1. Неготовность персонала и других присутствующих к взаимодействию с детьми с ментальными нарушениями.

2. Страх у родителей, что общество «не примет» ребенка с ментальными нарушениями.

3. Обесценивание поведенческих проблем ребенка с ментальными нарушениями.

4. Отсутствие разумного подхода к продолжительности мероприятия.

5. Не все помещения пригодны для детей с ментальными нарушениями.

В условиях массовых мероприятий у детей с РАС могут активироваться следующие поведенческие проблемы:

1. Выход эмоций из-под контроля, переутомление.

2. Сенсорные перегрузки.

3. Непонимание эмоции и социальных ситуаций.

4. Частичное или неполное понимание речи.

5. Дефицит внимания.

6. «Буквализм»: буквальное понимание образных выражений, абстракций, метафор.

Чтобы все участники мероприятия чувствовали себя комфортно, необходимо преодолеть барьер по отношению к детям с ментальными нарушениями, знать особенности поведения и способы реагирования на нетипичное поведение.

К проведению инклюзивного мероприятия необходима тщательная подготовка не только организатора, но и самих участников и их сопровождающих. Так же необходимо учитывать особенности развития детей.

Учет гипо- и гиперчувствительности, профилактика сенсорных перегрузок.

У детей с РАС часто наблюдаются сенсорные дисфункции. 

Нарушения чувствительности сенсорной системы приводят к повышенной или пониженной реакции на соответствующие стимулы. В случаях повышенной чувствительности даже нейтральный для других людей раздражитель воспринимается как очень сильный, а в ряде случаев как болезненный. При снижении чувствительности, наоборот, стимул не воспринимается, и реакция на него может отсутствовать.

Слишком длительное и/или интенсивное воздействие на органы чувств, особенно у детей с повышенной чувствительностью к сенсорным стимулам, может привести к сенсорной перегрузке. В свою очередь, такая перегрузка может вызвать срыв или истерику.

Признаками, указывающими на сенсорную перегрузку у ребенка с РАС, могут быть внезапно возникшие: крики, агрессия, аутоагрессия,  попытки убежать или спрятаться.

Возможные меры профилактики и реагирования:

- избегать внезапных громких звуков, сильных запахов, мерцающего света;

- минимизировать тактильные контакты;

- при восприятии речи не допускать фоновых шумов;

- разработать карту с указанием сенсорных стимулов, способных вызвать сенсорную перегрузку;

- применять специальные средства защиты (наушники, очки, капюшон и др.);

- предусмотреть тихое помещение для отдыха.

Облегчение взаимопонимания.

Независимо от уровня развития интеллекта и речи, у детей с РАС на массовых мероприятиях, могут проявиться такие особенности как: импульсивность, стиминг (стереотипные действия), плохое понимание личного пространства и др.

Возможные меры профилактики и реагирования:

- побеседовать с ребенком о предстоящем мероприятии, проговорить правила поведения;

- мероприятие стоит начинать с представления (бейджики с именами), кратко напомнить правила поведения использую доступные методы;

- соблюдать очередность общения;

- спокойно останавливать нежелательное и/или опасное поведение;

- не навязывать контакт глаза в глаза.

Адаптация подачи речевого материала.

Трудности слушания собеседника возникают в связи с отсутствием мотивации к общению и специфическими особенностями переработки слухоречевой информации. В результате ребенок не хочет слушать собеседника и/или не способен понять его речь.

Возможные меры профилактики и реагирования:

- речь должна быть разборчивой, эмоционально сдержанной, предложения короткие;

- использование альтернативных средств коммуникации (карточки, текст);

- отсутствие в речи метафор, образных выражений и др.

 

Используемая литература:

1. Методические рекомендации для педагогических работников по психолого-педагогическому сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра / А.А. Бучек, И.В. Возняк, О.П. Нагель. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2021. – 147 с.

2. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие / Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018 70 с.

 

.  .  .