Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся

Дата публикации: 2023-03-11 20:58:34
Статью разместил(а):
Валиева Динара Рифовна

Развитие читательской грамотности как одного из компонентов функциональной грамотности обучающихся с целью повышения качества образования 

Автор: Валиева Динара Рифовна

МОАУ "СОШ № 3 с.Бураево", Республика Башкортостан

 

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, чтение, пересказ.

 

Великий педагог К.Д. Ушинский говорил: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

 

Наши дети умеют читать, но они просто не умеют понимать прочитанное! Меня, как учителя начальных классов, всё больше волнуют такие вопросы: Как вызвать у детей интерес к чтению? Что необходимо сделать, чтобы ребёнок ПОЛЮБИЛ книгу? Как сделать так, чтобы на моих уроках был интерес у ребят?

Низкий уровень культуры чтения определяет ключевую проблему в образовании. Таким образом, формирование читательской грамотности приобретает огромное значение, как для образования, так и для государства. Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью повышения уровня читательской грамотности среди учащихся, а также понимания, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.

Использование прогрессивных методик именно в начальной школе необходимо, чтобы избежать проблем чтения, вызванных неправильным обучением, в  последствии затрудняющим процесс обучения. Это такие проблемы, как потеря интереса к чтению с приходом в школу (детям перестают читать); непонимание смысла текста из-за неправильного сформированного способа чтения; отсутствие динамики развития (нарушение индивидуального подхода к хорошо читающим детям); преобладание понимания художественных текстов (отсутствие работы над чтением текстов других типов).  

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.  

В своей деятельности я использую различные методы и приемы работы с текстом, которые способствуют формированию функционального навыка чтения.

Предлагаю вашему вниманию комплексную игровую систему «Приключтение» для младших школьников. Пошаговая комплексная система улучшения качества чтения, понимания, запоминания и пересказа разработана специально для школьников младших классов которые:

- медленно или по слогам читают, стесняются произношения;

- не понимают прочитанное;

- боятся выходить к доске и пересказывать;

- путают или переставляют буквы, слоги;

- не могут удерживать внимание и отвлекаются;

- быстро теряют интерес, тянутся к телефону и гаджетам.

Любой учитель желает передать ученикам всё лучшее. Такова природа педагога, иначе мы бы ими не были. Но что, если ребёнок в начальную школу приходит не готовым? Если ему трудно читать и понимать прочитанное, запоминать и пересказывать?

Какие бы знания в дальнейшем ни пытался дать преподаватель, у ребёнка просто нет возможности их принять. Не хватает ресурсов воображения и памяти, не хватает скорости чтения. Ребёнок у доски теряется, боится, не помнит, что он только что читал.

Что в таком случае чувствует преподаватель? Часто это стыд перед родителями и коллегами-преподавателями, злость, беспомощность или чувство вины, ощущение «у меня не получается», «опустились руки» ...

Вам не за что винить себя или стыдиться! Бывает часто, что ребёнка изначально научили читать неправильно и он не понимает смысла текста, не видит образов за словами. Конечно же, он отвлекается на занятии, конечно, ему не интересно и скучно, ведь детский мозг не приучен к нудной монотонной работе без понятной цели.

Так что же делать? Как научить младших школьников читать быстро без ошибок, понимать, запоминать и пересказывать прочитанное легко и без нудного заучивания?

Я предлагаем сделать это с помощью простой и увлекательной игры! Играть с младшими школьниками в «ПриклюЧТЕНИЕ» на занятиях и получать удивительные результаты!

Я прошла обучение в Онлайн-школе «Мама Знайка» на курсе «ПриклюЧТЕНИЕ» по авторской методике Юлии Пчелинцевой.

Что теперь? Теперь я опираясь на свой опыт, 21 год, и новую методику «Приключтение» точно знаю: как учить детей быстро, с пониманием, читать, легко запоминать и пересказывать прочитанное;

«ПриклюЧТЕНИЕ» — лучшая методика. К сожалению, родители не всегда знают, как правильно научить ребёнка читать с удовольствием. В итоге школьник не любит читать, а его успеваемость падает. «ПриклюЧтение» решает эту проблему.

Карта ПриклюЧтений — это 15 заданий. На каждое задание 6 цветных модификаций. Ребёнок кидает магикуб, ему выпадает цвет. Возникает ощущение, что ребёнок сам себе определил задание. На самом деле все упражнения выстроены так, чтобы каждое занятие ребёнок проработал всё, как бы он не выкинул куб. На занятиях мы работаем со скоростью чтения; со структурой слова; со структурой предложения; с памятью; с образным мышлением. Работаем со страхом публичных выступлений с помощью картинки Анатолия. Это изображение объектива фотокамеры с разными эмоциями. Ребёнок рассказывает ему тексты, будто записывает на камеру блог. Это пригодится, чтобы выходить к доске без страха и переживаний. 

Я начала обучение на курсе 1 августа и окончила обучение в конце сентября. Мне так понравилась это методика. Уже с начала учебного года начала применять эту методику в своей практике. Пока больших достижений нет, но есть уже маленькие результаты. Обучающиеся запомнили 50 скороговорок. Мы на каждом уроке литературного чтения повторяем их. Те обучающиеся, которые читали по слогам, начали читать целыми словами и те которые боялись выходить к доске, начали выходить и пересказывать. Одна девочка, которая стеснялась произношения, постоянно молчала, начала читать. Я получаю большое  удовольствие от работы и радуюь успехам своих учеников. И дети и я с нетерпением ждем каждое занятие «ПриклюЧТЕНИЕ».

«ПриклюЧТЕНИЕ» меняет отношение ребёнка к чтению, потому что на занятиях он играет в увлекательную игру!

При использовании на уроках литературного чтения указанных приемов и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).

 

.  .  .