Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Активные методы обучения в практике обучения детей с нарушениями интеллекта

Дата публикации: 2022-03-12 20:36:11
Статью разместил(а):
Сумина Ольга Ивановна

Активные методы обучения в практике обучения детей с нарушениями интеллекта

Автор: Сумина Ольга Ивановна

МАОУ "СОШ № 19", с. Новоипатово

 

Аннотация: Статья посвящена вопросам применения активных методов обучения при организации образовательной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, активные методы обучения.

 

Специальное образование является частью системы общего образования, и государство создает условия для лиц, имеющих особые образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Образование для таких детей является основным средством реабилитации и дальнейшей адаптации в жизни. Только благодаря специально созданным условиям, они могут осваивать адаптированные образовательные программы, формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности, к числу которых относятся навыки социально-бытовой ориентировки, коммуникации, регуляции собственного поведения, профессионального самоопределения.

В последние годы в специальном образовании обозначился ряд позитивных тенденций: вырабатывается вариативность педагогических подходов к обучению детей с нарушением интеллекта.

Под нарушением интеллекта или, другими словами, умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, которое возникает вследствие органического поражения головного мозга ребёнка или после полученных травм головного мозга, или как осложнение после перенесенных каких-либо тяжелых заболеваний. Дети с нарушением интеллекта имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени их обучение в образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме. Это является первостепенной задачей учителя.

Для детей с нарушением интеллекта особенно вредны обучение на завышенном материале, многократное повторение плохо осмысленного материала, обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание, вопрос-ответный метод без опоры на наглядность, оперирование заученными штампами. Все обучение должно проводиться методом предметно — практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений [2].

Весьма эффективно в обучении детей с нарушением интеллекта показали себя формы и методы активного обучения. Под активными методами обучения понимаются такие способы и методы педагогического воздействия, которые направлены на стимуляцию учащихся к активной интеллектуальной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Существенными признаками активных методов обучения являются:

1) Проблемность, так как основная задача большинства данных методов состоит в том, чтобы ввести обучающихся в проблемную ситуацию с высокой степенью неопределенности, для выхода из которой он вынужден самостоятельно искать недостающую информацию, взаимодействовать с другими обучающимися и/или с педагогом, анализировать собственный и/или чужой социальный и/или профессиональный опыт.

2) Соответствие учебно-познавательной деятельности характеру реальной (социальной, профессиональной) жизнедеятельности (по Г.П. Щедровицкому, через активные методы происходит обучение деятельности в формах самой деятельности).

3) Взаимообучение и многонаправленная коммуникация в процессе обучения, так как в абсолютном большинстве активных методов используется групповое или коллективное обучение.

4) Высокий уровень мотивации обучающихся, который базируется на профессиональном и личностном интересе к изучаемым феноменам, творческом характере учебно-познавательной деятельности, состязательности, игровом характере занятий, высокой эмоциональной вовлеченности в познавательный процесс.

5) Творческий, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности обучающихся: в результате применения активных методов создается новый продукт (модель, схема, способ решения конфликтной ситуации и т.п.).

6) Индивидуализация – при применении активных методов обучения происходит интенсивное личностное развитие каждого обучающегося, создаются условия для его полноценного саморазвития и самореализации в образовательном процессе.

7) Направленность на формирование компетенций, среди которых ведущими являются коммуникативные, интерактивные и социально-профессиональные.

Таким образом, под активными методами обучения понимаются такие способы организации взаимодействия педагога и обучающегося, которые обеспечивают активизацию мышления студента за счет использования полилоговых и диалоговых форм организации учебного процесса [3].

Активные методы обучения позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя, обеспечить активное участие в учебной работе учащихся разных уровней обученности, установить непрерывный контроль за процессом усвоения программного материала.

Использование методов активного обучения направлено не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [1].

Tехнология активных методов обучения базируется на совместной работе, что имеет большое значение для обучающихся с нарушением интеллекта и имеет следующую направленность: обоюдное обогащение учащихся в партнерской группе, организация коллективной деятельности, активизирующей учебно-познавательные процессы, проектирование первоначальных действий (составление плана работы), коммуникацию (распределение, обмен информацией и взаимопонимание), обсуждение вариантов действий решения проблемы, рефлексию — анализ отношения учащегося к своему действию и обеспечение адекватной коррекции этого действия.

Методы aктивного обучения могут использоваться на различных этапах урока: от организационного момента до домашнего задания.

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на урок, способствуют формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в  начале урока можно использовать методы, как «Поздоровайся локтями», «Групповое гудение», «Поздоровайся глазами», «Летающие имена» эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и благоприятную психологическую атмосферу в классе.

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести обучающихя к изучению новой нового материала помогают следующие методы: "Магазин", "Парный выход", "Светофор".

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для этого используются методы «Ульи» - обсуждение в группах. «Кластер» (может быть использован на разных этапах урока). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

«Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросов, работа в группах. (Догадайтесь о теме урока. Сформулируйте тему урока).

«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

"Четыре стихии" (Чистякова М.И. Психогимнастика)

Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

"Гимнастика мозга" ("Кнопки мозга", "Крюки", "Перекрестные шаги", "Ленивые восьмерки" и т.д.)

На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы: "Автобусная остановка", "Инсерт" или «Пометки на полях». Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

+ знаю

- не знаю

? - хочу узнать подробнее

! - узнал новое.

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями. На этом же этапе высокоэффективными оказываются мини-тренинги, благодаря которым учащиеся «погружаются» в специально заданные ситуации, где они отрабатывают полученные знания и навыки. Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, позволяющий отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли; инсценировки — позволяют разыграть какую-либо проблемную ситуацию в определенной обстановке; социодрамы (психодрамы) помогают учащимся отработать умение «чувствовать» ситуацию. При подготовке к таким играм желательна консультация педагога-психолога. Текст игры заранее не пишется, необходима импровизация в соответствии с выбранной ролью [1].

Особый этап — рефлексия. Использование методики «Мишень» позволит создать условия для рефлексивно-оценочных действий учащихся. Учитель предлагает заполнить лист самооценки на уроке — «выстрелить в мишень», оценить по пятибалльной шкале собственную деятельность на уроке, собственные достижения, свое эмоциональное самочувствие. 

Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить обучающихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у обучающихся коммуникативных навыков, позволяет максимально вовлечь всех в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, помогает эффективно усваивать больший объем информации.

 

Список литературы:

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула. - 2002. - с.12.

2. Игнатьева С.В. К вопросу об использовании методов активного обучения в практике специальной школы. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — 106 с.

3. Чечет В.В. Активные методы обучения в педагогическом образовании. Учеб.-метод. Пособие В.В. Чечет, С.Н. Захарова – Минск: БГУ, 2015 – 127с.

 

.  .  .