Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Шахматный зигзаг

Дата публикации: 2021-11-04 19:46:11
Статью разместил(а):
Гамм Елена Александровна

Шахматный зигзаг 

Автор: Гамм Елена Александровна 

МБУ ДО Центр внешкольной работы г. Инты 

 

Тема: «Закрепление пройденного теоретического и практического материала о  шахматной доске, шахматной фигуре, пешке, ладье».

Цель урока:

- Закрепить теоретические и практические знания о шахматной доске, шахматной фигуре пешке, ладье.

- Закрепить навыки игры пешками вместе с ладьями.

Задачи:

1. Создать условия для использования изученного материала в практических заданиях.

2. Развивать внимание, память, мышление, коммуникативные навыки, моторику.

3. Применять в учебной деятельности личностный смысл.

4. Создать на занятии условия для самоопределения.

5. Учить работе в группах.

6. Развивать самостоятельность в игре.

7. Воспитывать интерес к занятиям шахматной игры.

Тип урока: Занятие для закрепления пройденного теоретического и практического материала. Занятие проводится в первом классе в начале второй четверти.

Вид урока: Урок шахматных кроссвордов, задач и вопросов из шахматной шкатулки.

Оборудование:

  1. Шахматные доски с шахматными фигурами.
  2. Фломастеры, простые карандаши.
  3. Вырезанные красные и желтые кружочки.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: коллективная и индивидуальная работа.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие. Сообщение цели и темы урока.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Сегодня проводится урок шахмат, который проходит в начале второй четверти. Урок проводится в виде шахматных кроссвордов, задач и вопросов из шахматной шкатулки. В группе занимается 1/2 класса. Цель нашего урока - закрепить теоретические и практические знания о шахматной доске, шахматных фигурах пешке, ладье. Закрепить навыки игры пешками вместе с ладьями.

Педагог-модератор предлагает группам обучающимся отгадать загадку, при отгадывании загадки группы обучающиеся, получают ответ, какая будет тема и цель урока.

Обучающиеся делятся на две группы, каждая группа должна прочитать, обсудить и назвать ответ на шахматную загадку. За каждый правильный ответ группы получают по 1 баллу.

Начнем занятие с отгадывания загадки. Я, одна на всех едина, на черно-белые поля делима? (Доска).

Тема: «Закрепление пройденного теоретического и практического материала о  шахматной доске, шахматной фигуре пешке, ладье».

Цель урока: Закрепить теоретические и практические знания о шахматной доске, шахматной фигуре пешке, ладье.

Закрепить навыки игры пешками вместе с ладьями.    

Задания шахматного занятия:

  1. Ответить на вопросы из шахматной шкатулки.
  2. Разгадать шахматный кроссворд.
  3. Решить шахматные задачи.
  4. Закрепить навыки игры пешками вместе с ладьями.

2. Конкурс «Ответы на вопросы из шахматной шкатулки».

Педагог-модератор предлагает группам обучающихся вспомнить пройденные темы о шахматной доске, пешке, ладье. Задача обучающихся  рассказать нам, о  пешке, ладье и шахматной доске, отвечая на шахматные вопросы.

  1. Как называется линия шахматной доски идущая наискосок?
  2. Как называется линия шахматной доски, идущая от соперника к сопернику?
  3. Сколько всего клеточек у шахматной доски?
  4. Что есть в центре шахматной доски?
  5. Сколько цифр у шахматной доски?
  6. Под какой цифрой расставляем на шахматной доске белые фигуры?
  7. Под какой цифрой расставляем на шахматной доске черные фигуры?
  8. Как ходит пешка?
  9. Как бьет пешка?
  10. В каком случае пешка может превратиться в фигуру?
  11. В кого можно превратить пешку?
  12. В кого нельзя превратить пешку?
  13. Может ли пешка напасть сразу на две фигуры противника?
  14. Может ли пешка ходить назад?
  15. Как ходит ладья?
  16. Сколько клеточек в начале игры защищает ладья?
  17. Сколько клеточек в центре шахматной игры защищает ладья?
  18. Может ли ладья превратиться в фигуру?

Для того  чтобы ответить на вопросы из шахматной шкатулки, обучающиеся должны поднимать руки. Отвечает первый тот, кто быстрее поднимет руку. За каждый правильный ответ, группы обучающихся получают по 1 баллу.

3. Конкурс. Решение шахматных задач и шахматного кроссворда. Решение шахматных задач. Подготовленные на листе формата А4 задачи и кроссворд с пустыми клеточками для ответа на шахматный кроссворд. Педагог-модератор предлагает группам обучающимся вспомнить пройденные темы на знания шахматной доски, пешки и ладьи. Первой группе дает задание решить шахматные задачи, а второй группе задание решить шахматный кроссворд, записывая в пустые клеточки слова, чтобы получились ответы на шахматный кроссворд.       

По горизонтали:

  1. Сколько букв у шахматной доски? (Восемь).
  2. На какой линии расставляются шахматные фигуры в начале шахматной игры? (Горизонтальной).
  3. Родина шахмат? (Индия).

Шахматные задачи:

  1. П+П+П+П=(4).
  2. П+Л-П=(5).
  3. Л+Л=(10).

Обучающиеся 2 группы проверяют ответы 1 группы и наоборот. За правильные ответы поднимают красные кружочки, а за не правильные ответы желтые кружочки.          

4. Конкурс Игра пешками вместе с ладьями.

Ребята играют пешками вместе с ладьями друг с другом,  от 10 до 20 ходов. Выигрывает тот, кто больше съел пешек и фигур противника. Каждый выигравший партию обучающийся получает по 1 баллу.

Педагог контролирует,  как дети освоили пройденный материал. И если есть необходимость, корректирует план учебно-тематической деятельности. 

В конце занятия педагог делает заключение по занятию, и называют победившую группу. Каждому участнику группы вручаются поощрительные призы.

Заключение:

Ребята, какое задание для вас было трудным, а какое легким и вам понравилось? Согласны ли вы с баллами, которые сегодня   получили? Этот метод развивает личностные качества обучающихся и наглядно показывает их продвижение вперед.

 

.  .  .