Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция

Дата публикации: 2017-04-25 17:29:38
Статью разместил(а):
Лыкова Ирина Владимировна

Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция

(ИКТ-компетенция)

Автор: Лыкова Ирина Владимировна

учитель биологии МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №21", г. Каменск-Уральский

 

Ключевые слова: ИКТ – компетенция, информационная компетенция, коммуникационная компетенция, технологическая компетенция.

 

В качестве одной из основных компетенций выпускника общеобразовательной школы следует рассматривать ИКТ-компетенцию, так как она соединяет в себе способности и умения самостоятельного поиска, анализа, отбора, обработки и передачи нужной информации.

 

Так как понятие «информационно-коммуникационная – технологическая компетенция» по своей структуре является достаточно сложным, то оно может быть рассмотрено как синтез информационной, коммуникационной и технологической компетенции. Для более детальной характеристики проведем анализ составляющих этой компетенции – определим их структуру, особенности и взаимосвязь друг с другом.

На сегодняшний день наиболее общей трактовкой понятия «информационная компетенция» является определение, данное О.Б. Зайцевой, характеризующей информационную компетенцию как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» [2].

А.Л. Семенов определяет информационную компетенцию как «новую грамотность», в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технических средств [8].

С.В. Тришина дает определение информационной компетенции как «интегративного качества личности», являющегося результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности»[9].


Проанализировав, выше приведенные определения «информационная компетенция» можно придти к выводу, что общим для этих определений является следующее: информационная компетенция связана со знаниями и умениями работы с информацией на основе новых информационных технологий и решением повседневных учебных задач средствами НИТ.

Второй составляющей понятия «информационно-коммуникационная – технологическая компетенция» является «коммуникационная компетенция». По мнению Вердербер Р., Вердербер К. «Коммуникационная компетенция — соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективность» [1].

Коммуникационная компетенция — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере общения [3].

Коммуникацией можно назвать обмен информацией между учащимися посредством общей системы символов, другими словами, это процесс кодирования и передачи информации от источника и приема получателем сообщения.

В психологической и социологической литературе термин «коммуникация» используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира; процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении); а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы.

Существует и такая трактовка, в которой коммуникация выступает своего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Здесь упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия с помощью технических средств связи.

В литературе встречаются различные трактовки понятия «коммуникативная компетенция» (И.Д.Агафонова, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.). Анализ особенностей коммуникативной компетенции позволил нам сформулировать данное понятие следующим образом: коммуникативная компетенция – это вид компетенции, обеспечивающей возможность использования средств устной и письменной коммуникации адекватных ситуации межличностного взаимодействия. В результате исследования нами был определен ряд ее специфических свойств: она является универсальной и проявляется при межличностном взаимодействии; обеспечивает социализацию, адаптацию и самореализацию учащегося; определяется совокупностью знаний, умений и  значимых личностных качеств, необходимых для эффективного общения; включает в себя владение вербальными и невербальными средствами коммуникативного поведения; складывается из готовности ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации, получать необходимую информацию и передавать ее адекватно ситуации общения.

В «Новом словаре методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» дано следующее определение «технологической компетенции» - это набор умений, обеспечивающих возможность пользоваться ТСО в учебном и общеобразовательном процессе[5].

С точки зрения С.А.Маруева «технологическая компетенция – это владение знаниями, навыками и способностями для решения набора сходных деятельностных задач с использованием конкретной технологии» [4].

Л.А.Ядвиршес предлагает понимать под технологической компетенцией – сочетание личностных особенностей и качеств, позволяющих умело выполнять определенные действия[10].

Проведя теоретико-методологический анализ можно сделать вывод, что понятие «информационно-коммуникационно-технологической компетенции» в настоящее время находится на стадии комплексного научного изучения. При этом ИКТ - компетенция является сложным и многоуровневым понятием, определяется информационно-коммуникативными знаниями, умениями, значимыми личностными качествами, имеет деятельно выраженный и ситуативный характер, является метапредметной и относится к базовым компетенциям учащихся.

Несмотря на достаточно актуальную проблему по формированию ИКТ – компетенции, до сих пор нет единого мнения, что же это. Так, Г.И. Попова определяет информационно-коммуникационную компетенцию как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению профессиональной деятельности с помощью информационных технологий [6].

По мнению Е.Г. Пьяных, информационно-коммуникационная компетенция – это умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности; моделирование и проектирование работы коллектива; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных ИКТ; использование в своей профессиональной деятельности современных средств ИКТ, обеспечивающее увеличение производительности труда [7].

Поэтому под ИКТ - компетенцией ученика общеобразовательного учреждения следует понимать интегративное личностное образование, которое характеризуется:

- совокупностью системных знаний, умений и навыков, формируемых в специально организованном процессе обучения информатике и ИКТ;

- способностью ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств ИКТ и готовностью творчески их использовать в своей учебной и внеучебной деятельности;

- осознанным стремлением к непрерывному самосовершенствованию в сфере ИКТ.

 

Литература:

1. Вердербер Р., Вердербер К. (Психология общения). — СПб., 2003

2. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2002. 19 с. – С.14

3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение

4. Маруев С-А. Технологии дистанционного обучения. С-А. Маруев М-, 2005.

5. «Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009 

6. Попова Г.И. Конструирование электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Краснодар, 2006. – 23 с/

7. Пьяных Е.Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 23 с.].

8. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000. – С.32.

9. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория //

10. Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент.

11. Ядвиршис, Л.А. Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социально педагогической деятельности / Л.А. Ядвиршис // Образование и общество. 2007. №1.

.  .  .