Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология"

Дата публикации: 2021-08-09 17:43:52
Статью разместил(а):
Тафийчук Юлия Юрьевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология"

Автор: Тафийчук Юлия Юрьевна

МБОУ «СОШ № 43», г. Симферополь

 

Классы: 1-4.

Направление: духовно-нравственное.

Количество часов: в неделю - 1; всего за год -135.

Срок реализации – 4 года.

Пояснительная записка.

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология»  обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром  и расширение природоведческих и экологических знаний, которые необходимы для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.

В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Цели программы «Экология»:

- формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);

- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.

Задачи программы:

- формировать интерес к изучению природы родного края и опыт участия в природоохранной деятельности;  

- углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

- формировать представления об охраняемых территориях России и Крыма

- формировать  ответственность за свои поступки;

- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и  неживой природы;

- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное.

Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион. 

Новизна программы «Экология» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. 

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля,  опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу,  разработка и создание экознаков,  знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

К концу первого года обучения школьники должны знать: 

1.Секреты живой и неживой природы

2. Условия, необходимые для жизни растений и животных города

3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1. Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2. Оказывать помощь птицам в зимнее время

3. Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.

К концу второго года обучения школьники должны знать:

1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики

2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края

3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу второго года обучения школьники должны уметь:

1. Выполнять правила безопасного  и экологического поведения в природе

2. Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

3. Выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

К концу третьего года обучения школьники должны знать:

1. Реальные местные экологические условия.

2. Способы охраны природы.

3. Некоторые охраняемые растения и животные своей области

К концу третьего года обучения школьники должны уметь:

1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить.

2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке.

3. Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

1. Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы.

2. Нравственные и правовые принципы природопользования.

3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края.

К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:

1. Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах.

2. Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе.

3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.

К концу 4–го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях, какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Подведение итогов реализации программы.

Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности.

Формы подведения итогов:

1 класс:

Экскурсия в природу.

Фотовыставка «Наши любимцы».

Акция«Кормушка», «Птичья столовая».

Игра «Тайны вокруг нас».

Экскурсия в краеведческий музей.

Заочное путешествие «Загадки животного мира».

Проект «Выращивание лука в комнатных условиях».

Игра «Азбука экологии».

Игра «Приключения в лесу».

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?

Праздник «День птиц».

Устный журнал «Наш дом – планета Земля».

Гостиная «В гостях у золотой рыбки».

2 класс:

Экскурсия в природу.

Экологическая игра «Загадки природы».

Праздник «Дары осени».

Тематическая линейка «День Земли»

Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!»

Экологическая игра «Хочу все знать!»

Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

Акция «Зеленая красавица»

Посещение краеведческого музея.

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

Викторина  «Знаешь ли ты птиц своего края».

Экологическая игра «Приключения в лесу».

Экскурсия в музей ТНУ.

Выставка рисунков о природе.

Ярмарка народного мастерства.

Конкурс экологических сказок.

Фотоконкурс «Город глазами детей».

Выставка поделок из бытовых отходов.

Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».

Акция «Наш чистый школьный двор».

Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе

дружная семья!»

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»

3 класс:

Экологическая игра «Водоемы просят о помощи».

Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения».

Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»

Тематическая линейка «День воды».

Инсценирование экологической сказки «Репка».

Круглый стол «Как сохранить воздух чистым».

Викторина «Что мы знаем о воздухе».

Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».

Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения).    Экологическая игра «Лесная аптека».

Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края».

Семинар: «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные).

Проект «Знакомые незнакомцы».

4 класс:

Природоохранительная акция «Мой экодом».

Экологическая игра  «Не проходите мимо!»

Экскурсия  вхудожественный музей г.Симферополя..

Экскурсия в зоологический музей Таврического национального университета им. Вернадского.

Поездка на страусиную ферму.

Тигры. Парк « Тайган».

Краеведческий музей-экскурсия.

Природоохранная акция «Пернатые друзья».

Составление «Красной книги» исчезающих птиц Крыма.

Конкурс кормушек

Устный журнал «Зеленая книга».

Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!»

«Красная книга» животных

Игра – путешествие «Заповедники и заказники».

Проект «Заповедные зоны родного края».

Выпуск «Жалобной книги природы».

Изготовление условных знаков, экологических памяток.

Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория»

КВН «Эта хрупкая планета».

В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Содержание

Теория

Практика

1

 

2

Понятие о природе, красоте природы.

Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.

Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Экскурсия в природу.

2

Молчаливые соседи

3

Наблюдения за домашними питомцами.

Установление природных закономерностей, взаимосвязей.

Фотовыставка «Наши любимцы».

3

Пернатые друзья

3

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Наблюдение за поведением птиц на улице.

Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».

4

О чем шепчут деревья

3

Сезонные изменения деревьев в природе.

Особенности роста и развития деревьев.

Игра «Тайны вокруг нас».

Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города).

5

Загадки животного мира

2

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду.

Экскурсия в краеведческий музей.

Заочное путешествие «Загадки животного мира».

6

Секреты неживой природы

3

Наблюдение за состоянием воды в природе.

Интересное в неживой природе.

Игра «Тайны вокруг нас».

7

Оранжерея на окне

3

Наблюдение за комнатными растениями.

Ухаживание и выращивание растений.

Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

8

Человек  - часть живой природы

4

Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы.

Выращивание лука в комнатных условиях.

Правила ухода.

9

Охрана природы

3

Знакомство с понятием «Красная книга».

Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.

Игра «Азбука экологии».

Игра «Приключения в лесу».

 

10

Досуговые мероприятия

7

 

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?

Праздник «День птиц».

Устный журнал «Наш дом – планета Земля».

Гостиная «В гостях у золотой рыбки».

 

2 класс

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

Содержание

Теория

Практика

1

Общение с природой. Сезонные явления природы.

6

Наблюдение за жизнью природы.  Календарь природы. Народные приметы.

Беседа «Прогулки в Природоград».

Правила поведения в природе.

Экскурсия в природу.

Экологическая игра «Загадки природы».

Праздник «Дары осени».

Тематическая линейка «День Земли»

2

Солнце, воздух, вода…и растение

6

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!»

Экологическая игра «Хочу все знать!»

Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

Акция «Зеленая красавица»

3

Птицы нашего края

5

Заочное путешествие.

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.

Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.

Посещение краеведческого музея.

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

Викторина  «Знаешь ли ты птиц своего края».

Экологическая игра «Приключения в лесу».

4

Богатство родной природы в творчестве русского народа

5

Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах.

 

Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).

Экскурсия в музей ТНУ.

Выставка рисунков о природе.

Ярмарка народного мастерства.

Конкурс экологических сказок.

5

Что мы знаем о родном городе

3

Экологическая ситуация в городе

Фотоконкурс «Город глазами детей».

 

6

Откуда берется и куда девается мусор?

5

Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.

 

Выставка поделок из бытовых отходов.

Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».

Акция «Наш чистый школьный двор».

7

Досуговые мероприятия

4

 

Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе

дружная семья!»

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»

 

3 класс

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Содержание

Теория

        Практика

1

Вводный урок. «Почему мы часто слышим слово «экология»

1

Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

 

2

 Вода  - источник жизни

8

Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы.

Наблюдение за осадками.

Наблюдение за температурой.

Экосистема водоема.

Аквариум, как модель подводной экосистемы.

  Экологическая игра «Водоемы просят о помощи».

Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения».

Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?»

    Тематическая линейка «День воды».

Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея».

    Инсценирование экологической сказки «Репка».

3

Воздух и почва, охрана.

9

Неживая природа. Составляющие воздуха.

Наблюдение за ветром.

Наблюдение за облаками.

Наблюдение за небом.

Наблюдение за почвой.

Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха.

    Круглый стол «Как сохранить воздух чистым».

    Викторина «Что мы знаем о воздухе».

Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».

4

Удивительный мир растений

7

Сезоны года.

Плоды и семена.

Расцвечивание листьев.

Кора.

Знакомство с растениями лекарями, хищниками.

    Выращивание и уход за комнатными растениями.

Создание кроссвордов «Растения моего края».

     Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игровые приемы: «Кто внимательный?», «Угадай по описанию».

    Экологическая игра «Лесная аптека».

5

Загадочный мир животных

6

Жизнь на Земле. Жизнь животных.

Сезонные изменения в жизни животных.

Насекомые, рыбы, земноводные.

Разнообразие птиц.

 

    Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края».

     Семинар: «Что будет, если исчезнут насекомые?»

     Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные).

Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки».

    Проект «Знакомые незнакомцы»

6

Уголок хорошего настроения

3

 

Выращивание рассады цветов.

Озеленение пришкольного участка.

 

4 класс

№ п/п

 

Тема занятий

Количество часов

Содержание

Теория

Практика

1

Мир глазами эколога

2

  Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.

    Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.

Природоохранительная акция «Мой экодом».

    Экологическая игра  «Не проходите мимо!»

 

2

Музейный проект «Мы любим Крым»

16

   Введение в музейный проект.

Проект «Этнографические музеи»

Художественные музеи.

Зоологический музей.

Особые птицы-страусы. Страусиная ферма.

Ослики-упрямые животные.

Тигры. Парк « Тайган».

Краеведческий музей.

  Экскурсия  в

художественный музей г.Симферополя..

   Экскурсия в зоологический музей Таврического национального университета им. Вернадского.

   Поездка на страусиную ферму.

   Тигры. Парк « Тайган».

    Краеведческий музей-экскурсия.

3

Птицам - наша забота

3

Изучение разнообразия птиц родного края.

Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

Природоохранная акция «Пернатые друзья».

Составление «Красной книги» исчезающих птиц Крыма.

Конкурс кормушек

4

Охрана растений нашей местности

4

Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

Растения, нуждающиеся в защите.

Особенности их внешнего строения и распространения.

Устный журнал «Зеленая книга».

Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!»

«Красная книга растений Крыма»

5

Животные, которым угрожает исчезновение

3

Разнообразие животных

Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.

Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле.

«Красная книга» животных

 

6

Заповедники и заказники родного края

3

Охрана природных заповедных территорий.

Заказники и памятники природы.

Игра – путешествие «Заповедники и заказники».

Проект «Заповедные зоны родного края».

Выпуск «Жалобной книги природы».

7

Передаем свои знания

3

 

Изготовление условных знаков, экологических памяток.

Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория»

КВН «Эта хрупкая планета».

 

Список литературы:

1.  Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.:Просвещение, 2010, 119с.

2.  Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

3.  Бобкова Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

4. Григорьев Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

6. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова,   М.З. Биболетова и др.] ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

7. Чуракова Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной  деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

 

.  .  .