Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока-исследования «Вода опасная или прекрасная»

Дата публикации: 2021-05-29 14:42:28
Статью разместил(а):
Тюниева Лилия Альбертовна

Конспект урока-исследования «Вода опасная или прекрасная»

Автор: Тюниева Лилия Альбертовна

МОУ "СШ № 128", Волгоград

 

Цели урока:

- Образовательные: дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов, для природы; расширить общий кругозор.

- Развивающие: учить наблюдать, сравнивать, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности.

- Воспитательные: воспитание организованности, ответственности, самостоятельности, толерантности (терпимости к мнению другого человека); воспитание бережного отношения к природе, к водным ресурсам.

 

 

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы.

Методы и приёмы: создание ситуации успеха, словесный метод. Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слова учителя (к классу):  

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай-не спеши

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

и камень в крошку раздробить

Оно одарит иль ограбит

Пусть ненароком, пусть шутя

Подумай, как им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Как вы понимаете эти строки?

Ответы детей

Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2.

Подготовка к основному этапу.

Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Постановка специальной  исследовательской задачи, в которой отображается практический смысл темы.

 Для  формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

использование технологии критического мышления прием – “бортовой журнал”. Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова первоначальными знаниями,

Формы организации деятельности: фронтальная

Каждый человек рождается исследователем. Маленький ребёнок исследует новый для него мир и познаёт его с помощью глаз, рук, языка.

Мы растём, но не перестаём познавать окружающий мир с помощью исследований, только используя новые способы.

Какие?

Подумать, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, использовать компьютер

А вы хотите быть исследователями?

У каждого исследования должен быть объект. Но не простой объект, а тот, который не перестает нас удивлять.

А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…)

Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку.

2. Загадка:

Много её - беда!
Мало её – беда!
Нужна нам всегда
Больше, чем еда.

(Вода) – табличка

Как вы догадались? О чём мы будем говорить на уроке?

У любого исследования бывает гипотеза – предположение.  

Подумайте, что мы можем с вами предположить.

(Одни предполагают, что вода прекрасна, другие, что она опасна) 

А как мы будем исследовать?

Поделимся своими знаниями, найденной информацией о воде, чтобы ответить на вопрос, проверить гипотезу и сделать вывод.

Для начала вспомним, всё, что мы знаем о воде

3. Заполнение 1 и 2 столбца таблицы Бортовой журнал

1. Знаю

2. Хочу знать

3. Узнал

 

 

 

Итак, в конце урока нам предстоит ответить на вопрос «Вода прекрасная или опасная?» Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка,  знания и умения.

3.

Изучение нового учебного материала.

Формирование познавательных универсальных учебных действий 

Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о положительной  и отрицательной  роли воды для живых организмов, для природы.

Методы и приёмы: методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий использованы следующие виды заданий: поиск информации в предложенных источниках; диспут

 

1. Выступление «за»

Чтение пословицы. Объяснение её смысла.

Капля воды дороже золота

Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.)

Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить.

Зачем же вода так нужна человеку?

Ученик:     

2/3 поверхности Земли покрыты водой. Вода – второе по важности вещество на Земле, после кислорода. Без воды, человек может прожить всего три дня. Во взрослом человеке примерно 78 % жидкости. Вода   необходима для развития растений, воспроизводящих кислород, животных, которые этот кислород потребляют. Вода – это жизнь, т.к. без воды не может быть жизни на Земле. Науке ещё не известно такое живое существо, которое могло бы обходиться без воды.

вода – это жизнь - табличка.

Выступление против:

Ученик: Водяные валы или по-японски цунами – это морские волны большой длины и высоты, возникающие от подводных землетрясений, извержений вулканов. При подходе к суше эти волны образуют водяные стены до 50 метров высотой, сметающие все на своем пути. Цунами опасен для жителей прибрежных стран и островов. При обрушении на берег они уносят десятки тысяч человеческих жизней, разрушают строения на несколько километров вглубь суши  Цунами обрушиваются на побережье, круша всё на своём пути, а потом отступают так же быстро, как и пришли, издавая при этом ужасный свистящий звук.

стихийные бедствия - табличка.

Выступление «за»

Демонстрация слайда: Корни деревьев в поисках воды уходят вглубь земли до 10-12 м

Сделайте вывод. (Для жизни растений тоже нужна вода)

питание - табличка.

Выступление против:

Ученик:

Наводнения – грозные и опасные природные явления, которые иногда бывают такие грандиозные, что становятся государственным бедствием. Наводнения остав­ляют без жилья тысячи и даже сотни тысяч людей. О некоторых больших наводне­ниях складывались легенды и сказания. Большие разливы люди называли потопами. В апреле 1908 года в Коломне случилось большое наводнение. Вода поднялась так высоко, что пароходы свободно плавали над полями. Сейчас об этом наводнении в Коломне напоминает отметка на доме на улицы Зайцева на высо­те второго этажа. 

опасное природное явление - табличка 

Выступление «за»

Демонстрация на слайде слов: камыш, сом, уж, бобр, стрекоза

Как жизнь этих растений и животных связана с водой? (Живут в воде или рядом с водой.)

Вода – дом для многих растений и животных,  место обитания.

Выступление «против»:

Ученик. В Северном Ледовитом океане плавает огромная льдина. На Южном полюсе находится покрытая снегом и льдом земля. Учёные подсчитали: если лёд на полюсах растает, то уровень воды в морях и океанах поднимется более чем на 33 метра. Этого будет достаточно, чтобы полностью затопить Нью-Йорк, Лондон и Париж.

Чрезвычайные ситуации - табличка.

Выступление «за» Вода является ценным полезным ископаемым. Вода незаменима в сельском хозяйстве (для полива), и промышленности. На гидроэлектростанциях энергия падающей воды преобразуется в электрическую. А летом мы очень любим купаться в воде. Вода хорошо влияет на нашу кожу. 

Вода-зто отдых - табличка.

4.

Закрепление учебного материала

Использование технологии критического мышления при работе с учебником. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. На стадии  закрепления  идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе

Прием “Пометки на полях” позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Данная форма необходима для формирования регулятивных универсальных учебных действий

Учащиеся по мере чтения ставят маркировочные знаки карандашом на полях текста

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли, а в данном случае маркировочный знак “вопрос” обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное.

Взаимоопрос. Данная  форма способствует. формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читаю текст, останавливаясь после каждого абзаца, задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.

Работа с учебником стр.77-78

Прочитайте и скажите мне: прекрасной или опасной считают воду авторы учебника.

Читаете с пометками. Это поможет нам заполнить таблицу № 3.

Опасной или прекрасной считают воду авторы учебника?

Практическая работа в парах.

Взаимоопрос  по тексту учебника.

Какие вопросы вы задали друг другу?

Заполнение таблицы № 3.

5.

Подведение итогов исследования (формирование личностных универсальных учебных действий)

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели.

Мы выслушали мнения выступающих, познакомились с текстом учебника. Попробуем сделать выводы по вопросу урока. Вернемся к началу урока, к нашей гипотезе

Дети высказывают своё мнение, в том числе звучит мнение и о том, что вода и прекрасная, и опасная

Независимо от того, что мы решим, главный результат – знания о положительных и отрицательных сторонах воды. Мы убедились, что вода – это жизнь, питание, обитание, отдых (таблички со словами на доске). Но вода – это и стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, опасное природное явление (таблички со словами на доске)
Проведём голосование о том, чтобы решить для себя: прекрасное или опасное вещество вода.
Каждый из вас получает «капельку». Вы можете взять две «капельки», если считаете, что вода и прекрасная, и опасная,

Дети голосуют, подсчитывается количество «капелек»,

Оглашаются результаты голосования.  

И в память о нашем уроке и о том исследовании, которое мы провели, после урока возьмите «капельку», которая будет напоминать вам о том, какое многогранное вещество – вода.

6.

Задание на дом

Для формирования познавательных универсальных учебных действий необходимо · составление схем-опор;

· работа с разного вида таблицами;

: наметить перспективу последующей работы, отработать репродуктивные умения учащихся;

 

Рефлексия. Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

 · самооценка события сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым; формирование у учащихся способности к коррекции собственной деятельности.

Тем, кто выбрал голубенькую капельку, предлагаю дома нарисовать плакат «Берегите воду!».

Тем, кто выбрал серую капельку - предложить идеи, как уберечься от негативных проявлений воды.

 

Продолжите фразу:

. сегодня я узнал…
. было интересно…
. было трудно…
. теперь я могу…
  я научился…
. у меня получилось …
   я смог…
 . я попробую…
   меня удивило…
  .мне захотелось…

.  .  .