Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Развитие творческих способностей школьников на уроках английского языка

Дата публикации: 2020-11-17 10:11:04
Статью разместил(а):
Уварова Татьяна Владимировна

Развитие творческих способностей школьников на уроках английского языка

Автор: Уварова Татьяна Владимировна

МБОУ "СОШ № 40", Белгород

 

Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет вносит свой вклад в процесс развития творческих способностей обучающихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать своё мышление, память, чувства и эмоции. В процессе иноязычного общения у обучающихся будут формироваться социально-ценностные качества личности, такие как: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.

Современное общество заинтересовано в такой личности, которая:

  • умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. получать и применять полученные знания для их решения;
  • обладает критическим и творческим мышлением;
  • умеет грамотно работать с информацией;
  • коммуникабельна и контактна в обществе.

В современном мире повышение практической значимости иностранного языка требует нового подхода к его освоению и, в частности, создания разных вариантов его изучения.

Вместе с тем, несмотря на многие изменения в преподавании иностранного языка, уровень владения им у большинства учащихся все еще остается невысоким, трудностей на пути овладения им в школе не уменьшается.

Среди основных трудностей можно выявить следующие: недостаток активной устной практики; отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения; слишком большой объем материала (лексического и грамматического). Все это отрицательно влияет на эффективность обучения иностранному языку в школе.

Как известно, целью изучения иностранного языка в школе стоит овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение практическому овладению иностранным языком. Но вместе с этим нужно формировать у обучающихся умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением проблемных ситуаций. Сегодня требования времени таковы, что нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Обучая иностранному языку, мы должны понимать, что каждый ребёнок индивидуален, и что сегодня школа призвана воспитывать личность, способную к творчеству в условиях постоянно меняющегося мира.
Перед учителем встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.

Развитие творческих способностей — одна из важнейших задач образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе. У каждого ребенка есть талант. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. Но таланты человека можно развивать различными способами:

  • обеспечение благоприятной атмосферы;
  • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребенка;
  • обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и ситуациями с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблемы;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках английского языка будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:

  • необходимость профессионального мастерства, компетентности преподавателя;
  • наличие высокой материально-технической базы школы;
  • процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;
  • педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям обучающихся, реализация общения с детьми через игру;
  • использование системы личностно и социально значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности.

Принципы реализации творческих заданий 

Система познавательных творческих заданий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от других). Чтобы предлагаемые обучающимся задания воспринимались ими с интересом, необходимо учитывать:

1. Принцип доступности заданий: Обучающиеся активны на уроке, если материал доступен для них, если они видят реальные результаты своего труда.

2. Принцип учета возрастных особенностей: Учитель может добиться оптимальных результатов в обучении иностранному языку, если будет учитываться психофизиологические особенности при организации деятельности учащихся.

3. Принцип индивидуального подхода и свободы выбора. Индивидуальный подход в обучении основан на хорошем знании учителем детей, каковы их природные данные, возможности, интересы. Выбор задания — хорошие условия для развития творческих способностей: чем лучше усвоен материал, тем выше уровень творчества.

4. Принцип прочности и сознательности. Принцип прочности обеспечивается:

  • содержательностью материала;
  • последовательностью и дозировкой материала;
  • достаточной тренировкой полученных знаний через систему творческих заданий.

Сознательность в условиях языкового материала осуществляется через глубокое понимание закономерностей и явлений изучаемого языка.

Это обеспечивается посредством сопоставления английского языка с родным языком, который помогает не только изучать основы иностранного языка, но и более полно раскрыть творческие способности учащихся.

5. Принцип коммуникативности. Творческие задания открывают широкие возможности в варьировании ситуаций живого общения, позволяет более эффективно постичь многие языковые явления.

6. Принцип наглядности. Использование наглядных пособий, сюжетно-игровое построение процесса обучения, разнообразные творческие работы способствуют активному усвоению языкового материала.

7. Принцип преемственности уроков иностранного языка с домашней работой. Сформировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка невозможно без связи урочной деятельности с домашней работой, где учащиеся в полной мере могут проявить свои творческие способности.

Творческие задания в курсе изучения английского языка 

Известно, что мышление рождается в ситуации затруднения. Но, если, с одной стороны, решение проблемы не должно быть очевидным, то, с другой стороны, «зона трудностей» должна быть доступна обучающемуся. Задания на сравнение и анализ зрительных образов увеличивает мыслительный потенциал, уровень самостоятельности. Ребенок учится проявлять наблюдательность и внимание, необходимые для решения этих заданий.

1. Учимся находить общие и различающиеся признаки. «Лишнее слово»: ученикам предлагается выбрать лишнее слово из ряда слов и объяснить, почему он его выбрал; учащиеся сами составляют ряды слов.

  • cucumber, tomato, pepper, bread
  • potato, nectarine, kiwi, apple
  • cheese, salt, banana, water

2. Группировка слов, обобщение.

  • pencil, pen, schoolbag, rubber, pencil box
  • pepper, onion, cucumber, potato, tomato

3. Учимся составлять сюжетный рассказ. Ученику предлагается представить, что он превратился, например, в кошку. Нужно составить рассказ от лица выбранного персонажа. Можно предложить вопросы:

Who are you?  What is your name?  How old are you?

4. Учимся располагать информацию в логическом порядке: предлагается текст, абзацы которого перепутаны, нужно расположить их в правильном порядке.

5. Игра «Аукцион». Оптимальный вариант проведения игры по группам. Учащиеся называют как можно больше слов по заданной теме.

6. Творческие диктанты. Учащиеся прослушивают текст, затем в виде рисунков и схем изображают то, что услышали.

Выполняя упражнения данного вида, обучающиеся учатся предвидеть возможные последствия своих действий и планировать нужные преобразования со словом, высказыванием, текстом. Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления.

1. Метод контрольных вопросов. Этот метод облегчает процесс творчества. Также он позволяет ученику удерживать общую логику рассказа. Например, упражнение «придумай сказку по вопросам». Данное упражнение можно выполнять и в парах, давая ответы по очереди.

2. Образуй как можно больше слов из букв слова competition — mop, pet, come, tip, on, etc.

3. Учимся подбирать слова, противоположные по значению, антонимы.

Weak                           strong 

???                               sad

???                              good

4. Учимся подбирать слова — синонимы или вопросы — синонимы.

smart — clever

study — learn

1) what does Bill do? — what is Bill’s  job?

2) where does he come from? — what nationality  is he?

5. Составить из слов предложения.

  • I, book have, just, bought, this.
  • their, has, team, played, football, a match.

6. Мозговой штурм. Метод используется для работы по группам или всем классом.

  • Тема «Future Simple»

Представьте себе, что у вас есть возможность попасть в Англию 1599 года.

What will you take with you?  What won`t you take with you?

Одно из важнейших умений, которые формируются на этапе эвристического мышления, это умение анализировать проблемную ситуацию. Ученики могут научиться оценивать их роль и значение для осуществления своих замыслов.

1. Составление синквейнов 

Один из путей повышения познавательного интереса и возможности задействовать творческий потенциал учащихся — стихи конкретной поэзии.

Выразить внутренний мир, переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Конечно, далеко не всякий способен писать стихи, и некоторые ученики сначала выражают недоумение или боятся этого задания. Однако форма синквейна обычно не вызывает затруднений у обучающихся. Такие стихи можно применять на всех этапах обучения английскому языку. Они обогащают словарный запас. При этом поиск новых слов в словаре происходит  «для себя», и такие слова прочнее закрепляются в памяти.

Синквейн развивает познавательную деятельность, так как дети учатся отбирать и обрабатывать информацию. Для каждого ученика создается ситуация успеха, он ощущает, что может сотворить что-то новое, необычное для себя, что до него никто не создавал. У обучающихся возникают идеи, даже если их языковые возможности ограничены.

2. Проекты.

В настоящее время в практике обучения иностранным языкам в школах широко используется метод проектов, который приобщает обучающихся к исследовательской деятельности, развивает их творчество, самостоятельность, независимость, оригинальность мышления. Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, формирует интеллектуальные  умения работы с информацией на английском языке. При выполнении творческих заданий ученики используют дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности интернета.

3. Квизы.

Большими возможностями для создания внутренней мотивации говорения на иностранном языке на уроке обладают естественные речевые ситуации. Один из таких способов — создание и использование квизов. Квизы реализуют стремление учащихся самим создать интересные для них вопросы и ответы, усиливают интеллектуальную загруженность урока. Задание по составлению квиза учащиеся получают по какой-либо теме, по прочитанному тексту.

Например: тема «Holidays in Moscow and St Petersburg».

1. The capital of Russia in 1900 was

a) St-Petersburg.

b) Yekaterinburg.

с) Moscow.

2. The most famous Moscow theatre is

a) the Bolshoi Theatre.

b) The Mali Theatre.

c) the Grand Opera.

3. The Kunstkammer is

a) a museum.

b) a prison.

c) a palace.

4. The founder of the Tretyakov Gallery was

a) Ivan Tretyakov.

b) Savva Morozov.

c) Yuri Dolgorukiy.

4. Ребусыкроссвордывикторины

Работа с данными заданиями активизирует изученную лексику, дает возможность к её непроизвольному запоминанию.

5. Сочинения, открытки, сообщения 

 Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка 

Нетрадиционные формы уроков английского языка реализуются, как правило, после изучения какой –либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной обстановке, которая создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития  и воспитания учащихся являются урок-викторина, урок-игра, видео-урок, урок-экскурсия, урок защиты проектов, ролевая игра и другие формы занятий.

Можно сказать, что нетрадиционный урок — это органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное — эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, так как они станут традиционными и уровень эффективности снизится.

Организация урока защиты проектов 

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках:

  • выбор темы или проблемы проекта;
  • разработка плана работы над проектом, определение сроков;
  • выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения проектов;
  • оформление результата;
  • отчёт по проекту;
  • оценка выполнения проекта.

Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную, деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Такой формирует умение самостоятельной работы. Главной его особенностью является доступность темы и возможность её варьирования.

Оценка выполнения проекта 

Учащиеся могут выразить своё отношение к проектам одноклассников, проголосовать за понравившийся проект, узнать много нового не только по изучаемой теме, но и об увлечениях одноклассников. Для учащихся предлагается тема, а названия проектов они выбирают сами.

Проведение уроков в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников.

Творческий характер заданий, предлагаемых в ходе различных конкурсов, игр и соревнований, способствует лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, а также открывает широкие возможности для индивидуальной работы школьников.

Использование в настоящее время таких коллективных форм работы способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность.

 Таким образом, использование творческих упражнений на уроке и проведение нетрадиционных уроков повышает у учащихся интерес к предмету, развивает языковые способности, психические процессы учащихся.

 

.  .  .