Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа "Люблю Отчизну я"

Дата публикации: 2020-11-12 22:01:49
Статью разместил(а):
Бурматова Ирина Валентиновна

Рабочая программа «Люблю Отчизну я!»

для младшего школьного возраста, подросткового возраста, старшего школьного возраста

Авторы: Бурматова Ирина Валентиновна

и Четвертак Ирина Петровна

ГКУ Ямало-Ненецкого АО «Детский дом «Сияние Севера» 

п.Кировский, Исетский район, Тюменская область

  

Программа принята на заседании профессионального объединения воспитателей ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09.2020). Рекомендована Научно-методическим советом Учреждения ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09. 2020). 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Люблю Отчизну я!» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» разработана как модуль воспитательной программы «Шаги к успеху» государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обновления содержания воспитательного процесса на основе компетентностного подхода для успешной социализации воспитанника и относится к программам естественнонаучной направленности. 

Рабочая программа «Люблю Отчизну я!» предназначена для младшего школьного возраста (7-10 лет), подросткового возраста (10-15 лет) и старшего школьного возраста (15 лет и старше). Составлена на основе государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020г» в соот­ветствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. 

Для формирования гражданской позиции растущего человека необходимы знания истории Отечества, воспитание любви к России и к своей малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Предлагаемая программа «Люблю Отчизну я!» направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. 

В настоящее время государство называет гражданско-патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности общества. Оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель:Воспитание патриотических чувств у воспитанника детского дома, чувства гордости за свою Родину, к родному краю, готовности к защите интересов Отечества. 

Задачи: 

1) формировать патриотические чувства увоспитанников;

2) развивать общественную активность воспитанников, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне;

3) воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России;

4) прививать чувство глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, гимна, флага;

5) способствовать формированию коммуникаций, креативности, кооперации, развитию критического мышления.  

  

Планируемые результаты

2.1. Реализация Рабочей программы даёт возможность достичь следующих результатов:

а) личностных результатов:

- формирование в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений; 

- уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; 

б) метапредметных результатов:

- овладение навыками работы с различными источниками; 

- овладение составляющими публичных выступлений  

- умение работать в группе сотрудничества детей и наставников;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

2.2. Предметные результаты освоения программы приводятся в блоках «воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность научиться». 

Младший школьный возраст

Воспитанник научится:

- знать и понимать слова «патриотизм» и «патриот», иметь представление о малой и большой Родине;

- знать символику Российской Федерации;

- проявлять интерес к отечественной истории и культуре, освоению родного языка, развитию трудолюбия;

- уважать честь и достоинство других граждан; 

 «воспитанник получит возможность научиться»:

- создавать свои собственные устные сообщения; 

- уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности;

- бережно относиться к результатам труда, осознавать значимость труда;

Подростковый возраст

Воспитанник научится:

- получать и анализировать информацию изразличных источников; 

- участвовать во Всероссийском проекте «Память Победы» под руководством наставника; 

- знать о народном подвиге в Великой Отечественной войне, об организации Бессмертного полка;

Воспитанник получит возможность научиться: 

- знать свои права и обязанности, уметь принимать и защищать свои решения;

- знать основные моменты в организацииБессмертного полка;

- создавать свои собственные устные и письменные сообщения.

Старший школьный возраст

Воспитанник научится:

-  объяснять для чего необходимо патриотическое воспитание;

- разрабатывать совместные и личные проекты и сообщения;

- различать проявление героизма в поступках и подвигах. 

«воспитанник получит возможность научиться»:

- представлять презентацию по патриотическому воспитанию воспитанникам младшего школьного возраста;

- участвовать в организации Бессмертного полка;

- применять свои знания в практической деятельности и повседневной жизни. 

 

 Содержание Рабочей программы 

Рабочая программа стро­ится с учётом следующих направлений: «Россия – Родина моя», «Мой край родной», «Растим патриота и гражданина России», «Связь поколений». 

Рабочая программа составле­на из расчёта 48 часов в учебный год. Объём теоретических занятий составляет 18 часов (38%), в том числе занятий по входному контролю и итоговому занятию. Объём практических занятий - 30 часов (62%).

Раздел 1. «Россия – Родина моя» (15 часов, младший школьный возраст - 5 часов, подростковый возраст - 5 часов, старший школьный возраст – 5 часов)

Младший школьный возраст

Введение. Техника безопасности на занятиях. Россия – страна, в которой я живу. Я - гражданин России. Гимн, герб и флаг России. День Народного Единства.

Практическая работа № 1. Рисунки на тему «Я люблю Россию».

Практическая работа № 2.  Коллективная работа «Флаг России» (аппликация из цветной бумаги).

Практическая работа № 3. Коллективная работа «Согреем сердца» (украшение из пенопласта).

Практическая работа № 4. Всероссийский проект «Память Победы». 

 Подростковый возраст

Введение. Техника безопасности на занятиях. Россия – самая большая страна в мире.Я - гражданин России. Символика Российской Федерации. Россия – многонациональное государство. День Народного Единства.

Практическая работа № 1. «Россия на карте Мира» (работа с контурными картами).

Практическая работа № 2. Разгадывание кроссворда «Россия - страна, в которой я живу».

Практическая работа № 3. Проект «История флага России».

Практическая работа № 4. Презентация Всероссийский проект «Память Победы».

Старший школьный возраст

Введение. Техника безопасности на занятиях. Гражданин ли я России? Моя любимая Россия. За что я люблю Россию? Государственные символы России. Что мы знаем о народах, населяющих Россию. День Народного Единства.

Практическая работа № 1. «Россия среди стран мира на глобусе» (работа с глобусом)

Практическая работа № 2. Составление кроссвордов «Моя любимая Россия»

Практическая работа № 3. Проект «Государственные символы России»

Практическая работа № 4. Презентация Всероссийский проект «Память Победы». 

Раздел 2. «Мой край родной» (9 часов, младший школьный возраст - 3 часа, подростковый возраст - 3 часа, старший школьный возраст – 3 часа)

Младший школьный возраст

Моя малая Родина. История родного края. Экскурсия в краеведческий музей г. Тюмени. Города Ямала. 

Практическая работа № 5. Составление устных сообщений по теме «Я люблю свою малую Родину!». 

Практическая работа № 6.  Рисунки на тему «Мой город на Ямале».

Подростковый возраст

Моя малая Родина. История родного края. Экскурсия в краеведческий музей г. Тюмени. Знаменитые люди на карте Тюменской области. 

Практическая работа № 5. Презентация «Ямал – мой родной край».

Практическая работа № 6. «Путешествие по карте Тюменской области» (работа с географической картой) 

Старший школьный возраст

Моя малая Родина. История родного края. Экскурсия в краеведческий музей г. Тюмени. Достопримечательности ЯМАЛа. 

Практическая работа № 5. Проект «История ЯМАЛа». 

Практическая работа № 6. Презентация «Знаменитые места ЯМАЛа».

Раздел 3. «Растим патриота и гражданина России» (12 часов, младший школьный возраст - 4 часа, подростковый возраст - 4 часа, старший школьный возраст – 4 часа)

Младший школьный возраст

Патриот и гражданин. Кто такой герой? День Конституции. Наша Армия. 23 февраля – День защитника Отечества. «Солдатушки - ребятушки» (конкурсная программа).

Практическая работа № 7. Рисунки на тему «Наша Армия родная!».

Практическая работа № 8. Коллективная творческая работа «Открытка»  

Подростковый возраст

Что такое патриотизм и гражданственность. Герой и героизм. День Конституции. Встреча с воинами-интернационалистами.23 февраля – День защитника Отечества. «Святое дело – Родине служить» (военно-спортивный праздник).

Практическая работа № 7. Мини-сочинение «Составление портрета патриота» (черты характера).

Практическая работа № 8. Составление устных сообщений по теме «Воинский долг».

Старший школьный возраст

Патриотизм - гражданское чувство любви и преданности Родине. День Конституции (интеллектуальная игра-квест). Поздравление воинов-интернационалистов. 23 февраля – День защитника Отечества. Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности.

Практическая работа № 7. Проект «Герои Афганистана Исетского района».

Практическая работа № 8. Акция «Поздравим воинов – интернационалистов».

Раздел 4. «Связь поколений» (12 часов, младший школьный возраст - 4 часа, подростковый возраст - 4 часа, старший школьный возраст – 4 часа)

Младший школьный возраст

Труженики тыла и дети войны. Вечный огонь. Памятники советским воинам.9 Мая - День Победы. Бессмертный полк.

Практическая работа №9. «Открытка ветерану».

Практическая работа №10. Творческая мастерская «Атрибуты для участия в демонстрации к Дню Победы».

Подростковый возраст

Труженики тыла и дети войны. Потомки победителей. Памятники советским воинам.9 Мая - День Победы.Бессмертный полк.

Практическая работа № 9. Оформление тематического альбома «Дети в годы войны».

Практическая работа № 10. «Изготовление табличек с портретами участников ВОВ». 

Старший школьный возраст

Встреча с тружениками тыла «Годы военные, судьбы людские». «Подвиг!» – Что это такое? Памятники советским воинам.9 Мая - День Победы. Бессмертный полк.

Практическая работа № 9. Презентация «Они ковали победу в тылу». 

Практическая работа № 10. «Изготовление венка для участия в демонстрации к Дню Победы».

 

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

(младший школьный возраст, 16 часов)

№ занятия

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности учащихся, компетентностное развитие (КР)

Раздел 1.  «Россия - Родина моя» (5 часов, 1Т/4П) 

1

Введение. Техника безопасности на занятиях.

Входной контроль

Теоретическое занятие

Знать технику безопасности на занятиях.

КР: формирование умений слушать информацию и вести диалог, действовать с позиции установленных правил.

Входной контроль проводится при зачислении воспитанника на обучение по программному модулю с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы.

2

Россия – страна, в которой я живу. Я - гражданин России.

Практическое занятие 

 

Пояснять с помощью наставника понятие «гражданин». Знать название страны, её столицу. С чувством гордости рассказывать о её размерах, городах, реках. Просмотр документального кинофильма о красоте природы.

ПР №1. Рисунки на тему «Я люблю Россию».

КР: развитие умения слушать собеседника и вести диалог, формирование умения извлекать информацию из предоставленного материала, развитие творческих способностей.

3

Гимн, герб и флаг России.

Практическое занятие 

Показывать гимн, герб и флаг России. Находить символы Российского государства среди символов других стран. С чувством гордости рассказывать о государственных символах.

ПР № 2. Коллективная работа «Флаг России» (аппликация из цветной бумаги).

КР: развитие умения внимательно слушать и пересказывать информацию, формирование умения извлекать информацию из предоставленного материала, развитие творческих способностей.

4

День Народного Единства.

Практическое занятие 

Просмотр мультфильма о празднике. Отвечать на вопросы с помощью наставника о смысле праздника.

ПР № 3. «Согреем сердца» (украшение из пенопласта)

КР: развитие умения внимательно слушать и отвечать на вопросы, развитие творческих способностей, формирование умения работать в группе сотрудничества детей и наставника. 

5

Всероссийский проект «Память Победы».

Практическое занятие.

Знакомиться с историей Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины. Беречь фотографии и награды. Участие в социально - значимых делах по задуманному плану проекта, приобретать опыт гражданской деятельности.

ПР № 4. Всероссийский проект «Память Победы».

КР: развитие умения внимательно слушать и пересказывать информацию, формирование умения извлекать информацию из предоставленного материала, формирование навыков исследовательской и проектной деятельности.

Раздел 2.  «Мой край родной» (3 часа, 1Т/2П) 

6

Моя малая Родина

Практическое занятие.

Объяснять понятия «Родина»и«малая Родина». Рассказывать с гордостью о своей малой Родине.

ПР № 5. Составление устных сообщений по теме «Я люблю свою малую Родину!». 

КР: развитие умения слушать собеседника и вести диалог, формирование умения составлять свои собственные устные сообщения.

7

История родного края.

Теоретическое занятие 

Экскурсия в краеведческий музей г. Тюмени. Слушать и пересказывать информацию, полученную во время экскурсии. Рассказывать об истории родного края, многообразии живых организмов, населяющих Ямал. С чувством гордости рассказывать о знаменитостях своего региона.  

КР: формирование умения внимательно слушать и пересказывать информацию; развитие навыков формулирования собственных выводов из полученной информации во время экскурсии, аргументировать своё мнение. 

8

Города Ямала

Практическое занятие.

Знать названия городов Ямала. Рассказывать о своем городе или посёлке. Игра «Собери пазлы» (о достопримечательности городов Ямала).

ПР № 6. Рисунки на тему «Мой город на Ямале».

КР: Развитие умения слушать собеседника и при ответах формулировать свои мысли; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками во время игры, развитие творческих способностей.

Раздел 3.  «Растим патриота и гражданина России» (4 часа, 2Т/2П) 

9

Патриот и гражданин. Кто такой герой? 

Теоретическое занятие 

Объяснять понятия «патриот» и «гражданин». Приводить примеры патриотизма и гражданственности с помощью наставника. Пояснять понятия «герой» и «героический поступок».

КР: формирование умения внимательно слушать и пересказывать информацию; развитие навыков формулирования собственных выводов из полученной информации.

10

День Конституции.

Теоретическое занятие 

Знать и называть главный документ нашего государства. Приводить примеры прав и обязанностей гражданина РФ. Просмотр мультфильма о содержании Конституции РФ.

КР: развитие умения слушать собеседника и вести диалог, формирование умения составлять свои собственные устные сообщения.

11

Наша Армия. 23 февраля – День защитника Отечества. 

Практическое занятие.

Рассказывать по картинкам с чувством гордости о российской Армии. Знать праздник День защитника Отечества. Описывать черты характера «защитника Отечества». Создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавая образы солдат, летчиков, моряков, изображать их жизнь и службу.  

ПР № 7. Рисунки на тему «Наша Армия родная!».

КР: развитие умения слушать окружающих;развитие творческих способностей 

12

«Солдатушки - ребятушки» (конкурсная программа).

Практическое занятие.

Проявлять физические качества: быстроту, силу, выносливость, координацию движений. Формировать волевые качества: целеустремленность, выдержка; желание и умение преодолевать препятствия. Демонстрировать чувство уважения к Российской Армии, любовь к Родине.  Сотрудничать при выполнении коллективного дела.

ПР № 8. Коллективная творческая работа «Открытка». 

КР: развитие умения внимательно слушать и отвечать на вопросы, развитие творческих способностей, формирование умения работать в группе сотрудничества детей и наставника. 

Раздел 4.  «Связь поколений» (4 часа, 2Т/2П) 

13

Труженики тыла и дети войны.

Теоретическое занятие 

Рассказывать не о войне с боями и сражениями, а о войне в глубоком тылу, о жизни простых людей: как они питались, одевались, где работали, как учились, о чем думали и мечтали, как сумели выдержать те испытания, которые выпали на долю каждого. Слушать рассказы о детях войны.  

КР: развитие умения внимательно слушать и отвечать на вопросы. 

14

Вечный огонь. Памятники советским воинам.

Практическое занятие.

Знать о подвигах земляков своего родного края. Интересоваться историей своего края. Рассказывать о памятниках советским воинам. Знать, что такое «вечный огонь». Посетить памятник воинам в п.Кировский. Уборка мусора и сухой травы у памятника.

ПР № 9. «Открытка ветерану».

КР: Развитие умения слушать собеседника и при ответах формулировать свои мысли; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, развитие творческих способностей.

15

9 Мая - День Победы. Бессмертный полк.

Практическое занятие.

Знать великий праздник, его значение для нашего государства. Уважать подвиг ветеранов. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. Рассказывать об акции «Бессмертный полк», принимать участие. Принимать участие в творческой мастерской. 

ПР № 10. Творческая мастерская «Атрибуты для участия в демонстрации к Дню Победы».

КР: Развитие умения слушать собеседника и при ответах формулировать свои мысли; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками во время игры, развитие творческих способностей. 

16

Итоговое занятие

«Детский центр проектов»

Теоретическое занятие 

Понимание значимости начала всего хорошего с родного дома, города, края; овладение достаточной информацией об истории родного города, своей малой Родины, всей России. 

КР: развитие умения внимательно слушать собеседника, развитие творческих способностей, умение извлекать информацию из предоставленного материала, формирование навыков исследовательской и проектной деятельности. 

 

Календарно-тематическое планирование

(подростковый возраст, 16 часов)

№ занятия

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности учащихся, компетентностное развитие (КР) 

Раздел 1.  «Россия - Родина моя» (5 часов, 1Т/4П) 

Введение. Техника безопасности на занятиях. 

Входной контроль

Практическое занятие.

Знать технику безопасности на занятиях. Показывать Россию на карте Мира. 

ПР №1. «Россия на карте Мира» (работа с контурными картами). 

КР: формирование умений слушать информацию и вести диалог, действовать с позиции установленных правил, находить информацию в различных источниках. 

Входной контроль проводится при зачислении воспитанника на обучение по программному модулю с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы. 

Россия – самая большая страна в мире.  

Практическое занятие.

С чувством гордости рассказывать о её размерах, городах, реках, знаменитых людях. Разгадывать кроссворды помощью энциклопедий. 

ПР № 2. Разгадывание кроссворда «Россия - страна, в которой я живу». 

КР: формирование умений слушать информацию и вести диалог, формирование навыков находить информацию в различных источниках. 

Символика Российской Федерации. 

Практическое занятие.

Описывать гимн, герб и флаг России. Находить символы Российского государства среди символов других стран. С чувством гордости рассказывать о государственных символах. Осваивать навыки проектной деятельности. 

ПР № 3. Проект «История флага России». 

КР: развитие умения внимательно слушать и пересказывать информацию, формирование умения извлекать информацию из предоставленного материала, формирование навыков проектной деятельности. 

Россия – многонациональное государство. День Народного Единства. 

Теоретическое занятие.

Просмотр фильма об истории праздника. Называть национальности нашего многонационального государства. Объяснять равенство всех наций и народностей. Приводить примеры народов, проживающих в ЯНАО. Знать национальный праздник и рассказывать об истории праздника.  

КР: развитие умения внимательно слушать и пересказывать информацию, формирование умения извлекать информацию из предоставленного материала, формирование навыков работать в группе. 

Всероссийский проект «Память Победы». 

Практическое занятие.

Знакомиться с историей Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины. Беречь фотографии и награды. Участие в социально - значимых делах по задуманному плану проекта, приобретать опыт гражданской деятельности. 

ПР № 4. Презентация Всероссийский проект «Память Победы». 

КР: развитие умения внимательно слушать и пересказывать информацию, формирование умения извлекать информацию из предоставленного материала, формирование навыков исследовательской и проектной деятельности. 

Раздел 2.  «Мой край родной» (3 часа, 1Т/2П) 

Моя малая Родина. 

Практическое занятие.

Объяснять понятия «Родина»и«малая Родина». Рассказывать с гордостью об истории прошлого и настоящего своего города или поселка. Пояснять по картинкам достопримечательности своей малой Родины. 

ПР № 5. Презентация «Ямал – мой родной край». 

КР: развитие умения слушать собеседника, вести диалог, формирование умения составлять свои собственные устные сообщения, формирование навыков проектной деятельности. 

История родного края.  

Теоретическое занятие.

Экскурсия в краеведческий музей г. Тюмени. Слушать и пересказывать информацию, полученную во время экскурсии. Рассказывать об истории родного края, многообразии живых организмов, населяющих Ямал. С чувством гордости рассказывать о знаменитых людях и достопримечательностях своего региона.  

КР: формирование умения внимательно слушать и пересказывать информацию; развитие навыков формулирования собственных выводов из полученной информации во время экскурсии, аргументировать своё мнение. 

Знаменитые люди на карте Тюменской области. 

Практическое занятие.

Расширять знания о Тюменской области через путешествие по географической карте. Искать информацию в различных источниках, объясняющих географические названия. 

ПР № 6. «Путешествие по карте Тюменской области» (работа с географической картой). 

КР: развитие умения слушать собеседника и вести диалог, формирование умения составлять свои собственные устные сообщения; формирование умения получать и анализировать информацию из различных источников. 

Раздел 3.  «Растим патриота и гражданина России» (4 часа, 2Т/2П) 

Что такое патриотизм и гражданственность. Герой и героизм. 

Практическое занятие.

Объяснять понятия «патриотизм» и «гражданственность». Приводить примеры патриотизма и гражданственности. Пояснять понятия «герой», «героизм» и «героический поступок». Находить в энциклопедии понятие «мужественность». Называть черты характера, характерные для мужественного человека. 

ПР № 7. Мини-сочинение «Составление портрета патриота» (черты характера). 

КР: формирование умения внимательно слушать и пересказывать информацию; развитие навыков формулирования собственных выводов из полученной информации. 

10 

День Конституции.  

Теоретическое занятие.

Знать и называть главный документ нашего государства. Приводить примеры прав и обязанностей гражданина РФ. Знать главный документ каждого гражданина - паспорт. Пояснять значение и содержание паспорта.  

КР: развитие умения слушать собеседника и вести диалог, формирование умения составлять свои собственные устные сообщения. 

11 

Встреча с воинами-интернационалистами. 23 февраля – День защитника Отечества.  

Практическое занятие.

Проявлять чувство патриотизма, приводя примерыо мужественных и отважных людях – воинах, прошедших войну в Афганистане, Чечне и других горячих точках. Проявлять интерес к историческому и героическому прошлому нашего народа. Знать праздник День защитника Отечества. Описывать черты характера «защитника Отечества». 

ПР № 8. Составление устных сообщений по теме «Воинский долг». 

КР: развитие умения слушать собеседника и вести диалог, формирование умения составлять свои собственные устные сообщения. 

12 

«Святое дело – Родине служить» (военно-спортивный праздник). 

Теоретическое занятие.

Проявлять физические качества: быстроту, силу, выносливость, координацию движений. Формировать волевые качества: целеустремленность, выдержка; желание и умение преодолевать препятствия. Демонстрировать чувство уважения к Российской Армии, любовь к Родине.  

КР: развитие умения внимательно слушать и отвечать на вопросы, формирование умения работать в группе сотрудничества детей и наставника. 

Раздел 4.  «Связь поколений» (4часа, 2Т/2П) 

13 

Труженики тыла и дети войны.  

Практическое занятие.

 

Рассказывать не о войне с боями и сражениями, а о войне в глубоком тылу, о жизни простых людей: как они питались, одевались, где работали, как учились, о чем думали и мечтали, как сумели выдержать те испытания, которые выпали на долю каждого. Находить информацию в различных источниках о детях войны. Принимать участие в коллективной работе. 

ПР № 9. Оформление тематического альбома «Дети в годы войны». 

КР: развитие умения внимательно слушать и отвечать на вопросы, формирование умения получать и анализировать информацию из различных источников, развитие творческих способностей.  

14 

Потомки победителей. Памятники советским воинам. 

Теоретическое занятие.

Знать о подвигах земляков своего родного края. Интересоваться историей своего края. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. Рассказывать о памятниках советским воинам. Знать, что такое «вечный огонь». Посетить памятник воинам в п.Кировский. Уборка мусора и сухой травы у памятника.  

КР: Развитие умения слушать собеседника и при ответах формулировать свои мысли; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. 

15 

9 Мая - День Победы. Бессмертный полк. 

Практическое занятие.

Знать великий праздник, его значение для нашего государства. Уважать подвиг ветеранов, внимательно относиться к памяти ветеранов, беречь эту память.  Рассказывать об акции «Бессмертный полк», принимать участие. Принимать участие в творческой мастерской.   

ПР №10. «Изготовление табличек с портретами участников ВОВ». 

КР: Развитие умения слушать собеседника и при ответах формулировать свои мысли; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками во время игры, развитие творческих способностей. 

16 

Итоговое занятие 

«Детский центр проектов» 

Теоретическое занятие.

Уметь находить и выделять необходимую информацию, структурировать знания о России, как многонациональной стране; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; проявлять уважение к культуре, традициям, языку разных народов, любовь к Родине. 

КР: развитие умения работать в группе, участвовать в диалоге, слушать и понимать информацию; формирование умения извлекать информацию из различных источников, формирование навыков исследовательской и проектной деятельности. 

 

4.3. Календарно-тематическое планирование

(старший школьный возраст, 16 часов)

№ занятия

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности учащихся, компетентностное развитие (КР) 

Раздел 1.  «Россия - Родина моя» (5 часов, 1Т/4П) 

Введение. Техника безопасности на занятиях. Гражданин ли я России?

Входной контроль.

Практическое занятие.

Знать технику безопасности на занятиях. Показывать Россию на карте Мира и на глобусе. Давать краткую характеристику России (города, реки, озера, горы) 

ПР № 1 «Россия среди стран мира на глобусе» (работа с глобусом) 

КР: формирование сопричастности к российской истории и гордости за причисление себя к гражданам страны, 

умение слушать информацию и вести диалог, действовать с позиции установленных правил, находить информацию в различных источниках. 

Входной контроль проводится при зачислении воспитанника на обучение по программному модулю с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы. 

Моя любимая Россия. За что я люблю Россию? 

Практическое занятие.

С чувством гордости рассказывать о России, о её размерах, городах, реках, о достопримечательностях и знаменитых людях. Составлять кроссворды с помощью энциклопедий и словарей. 

ПР № 2. Составление кроссвордов «Моя любимая Россия».

КР: формирование умений работать в группе, развитие умений слушать информацию и вести диалог, использование навыков находить информацию в различных источниках. 

Символы России.

Практическое занятие.

С чувством гордости рассказывать об официальных символах России.  Называть неофициальные символы, знать, что они отражают душу русского человека.

ПР № 3. Проект «Официальные и неофициальные символы России»

КР: развитие умения внимательно слушать и пересказывать информацию, развитие умения извлекать информацию из предоставленного материала. Использование навыков проектной деятельности. 

Что мы знаем о народах, населяющих Россию. День Народного Единства. 

Теоретическое занятие.

Просмотр фильма об истории праздника. Называть национальности нашего многонационального государства, их обычаи, уклад жизни, культуру. Объяснять равенство всех наций и народностей. Обобщать и систематизировать знания. Приводить примеры народов, проживающих в ЯНАО. Знать национальный праздник и рассказывать об истории праздника.  

КР: развитие умения пересказывать информацию из предоставленного материала, развитие чувства единения многонациональной страны, формирование качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувств сопричастности с судьбой своей страны, своего народа 

Всероссийский проект «Память Победы». 

Практическое занятие.

Знать историю Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины. Беречь фотографии и награды. Участвовать в разработке социальных-значимых проектов. 

ПР № 4. Всероссийский проект «Память Победы». 

КР: развитие умения внимательно слушать и пересказывать информацию, развитие умения извлекать информацию из предоставленного материала, развитие навыков исследовательской и проектной деятельности. 

Раздел 2.  «Мой край родной» (3 часа, 1Т/2П) 

Моя малая Родина.  

Практическое занятие.

С осознанием объяснять понятия «Родина», как могучего государства, как места, где родился человек. 

Рассказывать с гордостью об истории прошлого и настоящего своего города или поселка. Создавать проект об истории ЯМАЛа. 

ПР № 5. Проект «История ЯМАЛа» 

КР: развитие умения слушать собеседника, вести диалог, развитие умения составлять свои собственные устные сообщения, развитие навыков проектной деятельности. 

История родного края.  

Теоретическое занятие.

Экскурсия в краеведческий музей г. Тюмени. Рассказывать о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников, материальной и духовной культуры нашего края. Рассказывать об истории родного края, многообразии живых организмов, населяющих Ямал. С чувством гордости рассказывать о знаменитых людях и достопримечательностях ЯМАЛа.  

КР: развитие умения внимательно слушать и пересказывать информацию; развитиеумения проводить сравнительный анализ, развитие навыков формулирования собственных выводов из полученной информации во время экскурсии, аргументировать своё мнение. 

Достопримечательности ЯМАЛа. 

Практическое занятие.

Находить в различных источниках наиболее важные и интересные сведения о городах Ямала. Подбирать открытки, фотографии, репродукции, музыкальные произведения, используемые для сопровождения рассказов об этих населенных пунктах. Искать информацию для индивидуальных сообщений по теме.  

ПР № 6. Презентация «Знаменитые места ЯМАЛа». 

КР: развитие умения слушать собеседника и вести диалог, развитие самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества; формирование умения составлять свои собственные устные сообщения, формирование умения получать и анализировать информацию из различных источников. 

Раздел 3.  «Растим патриота и гражданина России» (4 часа, 2Т/2П) 

Патриотизм — гражданское чувство любви и преданности Родине. 

Практическое занятие.

Объяснять сущность понятия «патриотизм», «гражданственность». Пояснять понятия патриотизма, как положительного нравственного принципа и антипода шовинизма. Объяснять понятия «героизм», «героический поступок», «мужественность». 

ПР № 7. Проект «Герои Афганистана Исетского района» 

КР: развитие умения внимательно слушать и пересказывать информацию, развитие умения получать и анализировать информацию изразличных источников, развитие навыков проектной деятельности. 

10 

День Конституции. 

(Интеллектуальная игра-квест) 

Теоретическое занятие.

Знать и рассказывать о Конституции РФ, о государственном устройстве страны, о государственных символах России.  

КР: формирование познавательной активности и коммуникативной компетентности, развитие умения слушать собеседника и вести диалог, развитие умения вырабатывать командную состязательность. 

11 

Поздравление воинов-интернациона 

листов. 23 февраля – День защитника Отечества.  

Практическое занятие.

Проявлять чувство патриотизма при встрече с мужественными и отважными людьми – воинами, прошедшими войну в Афганистане, Чечне и других горячих точках. Проявлять интерес к историческому и героическому прошлому нашего народа. Знать об истории возникновения памятной даты -15 февраля в России официально отмечается, как День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Знать и рассказывать о празднике День защитника Отечества.  

ПР № 8. Акция «Подари открытку воину – интернационалисту».  

КР: Развитие умения слушать собеседника и при ответах формулировать свои мысли; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, развитие творческих способностей. 

12 

Современный терроризм. 

Теоретическое занятие.

Знать понятие терроризма. Знакомиться с типами, целями и сущностью терроризма. Уметь давать общую характеристику терроризма как идеологии насилия. 

КР: формирование гражданской позиции и общественного сознания у подрастающего поколения, развитие навыков взаимопомощи, бдительности и осторожности в различных жизненных ситуациях, развитие умения внимательно слушать и отвечать на вопросы, формирование умения работать в коллективе 

Раздел 4.  «Связь поколений» (4часа, 2Т/2П) 

13 

Встреча с тружениками тыла «Годы военные, судьбы людские». 

Практическое занятие.

Знать и уважать героическое прошлое нашей страны, рассказывать о ветеранах и тружениках тыла. Внимательно относиться к ветеранам, заботиться о них. Уметь получать и анализировать информацию из различных источников о детях войны.  

ПР № 9. Презентация «Они ковали победу в тылу». 

КР: развитие навыков гражданственности и патриотических чувств через взаимодействие с тружениками тыла и детьми войны, 

развитие уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины – наших земляков, развитие умения внимательно слушать и отвечать на вопросы, развитие творческих способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; 

14 

«Подвиг!» – Что это такое? 

Теоретическое занятие.

Различать понятия «подвиг» и «лжеподвиг», правильная жизнь – неправильная жизнь, хорошие поступки – плохие поступки. Уметь 

сочувствовать, сопереживать людям-инвалидам, старшему поколению, людям слабее. Иметь желание делать добрые посильные дела. Рассказывать о памятниках советским воинам. Знать, что такое «вечный огонь». Посетить памятник воинам в п.Кировский. Уборка мусора и сухой травы у памятника.  

КР: Развитие умения слушать собеседника и при ответах формулировать свои мысли; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками. 

15 

9 Мая - День Победы. Бессмертный полк. 

Практическое занятие.

Знать и рассказывать о великом празднике, его значении для нашего государства. Уважать подвиг ветеранов, с теплотой относиться к памяти ветеранов, беречь эту память.  Участвовать в акции «Бессмертный полк». Принимать участие в изготовлении венка из сосновых лапок и цветов из бумаги.   

ПР №10. «Изготовление венка для участия в демонстрации к Дню Победы». 

КР: Развитие умения слушать собеседника, а при ответахправильно формулировать свои мысли; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, развитие творческих способностей. 

16 

Итоговое занятие 

«Детский центр проектов» 

Теоретическое занятие.

Самостоятельно находить и выделять необходимую информацию, структурировать знания о России, как многонациональной стране; уметь с точностью и полнотой выражать свои мысли; проявлять уважение к культуре, традициям, языку разных народов, любовь к Родине. 

КР: умение работать в группе, участвовать в диалоге, слушать и понимать информацию; развитие умения извлекать информацию из различных источников, развитие навыков исследовательской и проектной деятельности. 

 

Оценка результатов реализации программы

Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе мониторинга результатов реализации учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках бально-накопительной системы.

 

Литература:

1. Агапова И.А. «Мы – патриоты!» Классные часы и внеклассные мероприятия: М.: ВАКО, 2006. – 368 с.

2. Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания /Е. В.Бондаревская/ Педагогика. - 2001.- №1.- с.17-24.

3. Воронова Е.А. «Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры/-Изд.» - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4. Воронова Е.А. «Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры/-Изд.» - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

5. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков. Волгоград, 2001.

6. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. - 240с. - (Педагогика. Психология. Управление).

7.  Караковский В. А., НовиковаЛ. И., СеливановаН. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! – М., 2000.

8.  Ожегов С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова – М.: Москва. 1999.-796с.

9.  Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника// "Воспитание школьников" 4. 2002.

10.  Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Москва, 1998.- 222с.

 

.  .  .