Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа «ЭкоБиоЛаборатория»

Дата публикации: 2020-11-10 15:30:08
Статью разместил(а):
Четвертак Ирина Петровна

Рабочая программа «ЭкоБиоЛаборатория»

(для младшего школьного возраста, подросткового возраста)

Автор: Четвертак Ирина Петровна

ГКУ Ямало-Ненецкого АО «Детский дом «Сияние Севера» 

п.Кировский, Исетский район, Тюменская область

 

Принята на заседании профессионального объединения воспитателей ГКУ ЯНАО «Сияние Севера» (протокол №1 от 15.09.2020).

Рекомендована Научно-методическим советом Учреждения ГКУ ЯНАО «Сияние Севера»  (протокол №1 от 15.09. 2020).

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «ЭкоБиоЛаборатория» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера»(далее - Рабочая программа) разработана как модуль воспитательной программы «Шаги к успеху» государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях обновления содержания воспитательного процесса на основе компетентностного подхода для успешной социализации воспитанника и относится к программам естественнонаучной направленности.  

Рабочая программа предназначена для младшего школьного возраста (7-10 лет) и подросткового возраста (10-15 лет), составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012г., в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества: природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура. Содержание направлено на развитие экологической грамотности воспитанников: бережном отношении к родной земле и жизни, осознанном здоровом и экологически безопасном образе жизни. Это способствует формированию и развитию у детей экологического мышления, умению применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Цель: формирование экологической грамотности воспитанника для успешной социализации и профессиональной ориентации посредством создания в воспитательном пространстве детского дома инновационной исследовательской площадки «ЭкоБиоЛаборатории». 

Задачи:

1) формировать первичные экологические понятия в области экологии;

2) развивать у воспитанников экологическую культуру: навыки разумного природопользования, бережного отношения к родной земле и жизни, осознанного экологически безопасного образа жизни, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;

3) воспитывать трудолюбие, формировать у детей представление о профессиях: эколог, озеленитель, цветовод, агроном и др.;

4) способствовать формированию коммуникаций, креативности, кооперации, развитию критического мышления.

 

Планируемые результаты

2.1. Реализация Рабочей программы даёт возможность достичь следующих результатов:

а) личностных:

-формирование экологической культуры, необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

- понимание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- умение оценивать значимость эколого-культурного опыта коренных народов своего региона;

б) метапредметных:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

- формирование читательской грамотности, овладение составляющими публичных выступлений; 

- умение работать в группе сотрудничества детей и наставников.

2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках «воспитанник научится» и «воспитанник  получит возможность научиться».

Младший школьный возраст:

Воспитанник научится:

- называть факторы, необходимые для жизни живым организмам; 

- знать способы экологически безопасного образа жизни в местных условиях;

- формулировать правила экологически грамотного по­ведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде;

Воспитанник получит возможность научиться:

- публично представлять информацию с помощью наставника;

- создавать свои собственные устные сообщения о живых организмах;

- объяснять роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека.

Подростковый возраст:

Воспитанник научится:

- участвовать в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб» под руководством наставника;

- называть источники эколо­гических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека);

- называть способы ресурсосбережения (энергосбережения, бе­режного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);

Воспитанник получит возможность научиться: 

- создавать свои собственные устные и письменные сообщения о живых организмах и окружающей среде;

- участвовать в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб» самостоятельно;

- приводить примеры экологически грамотного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.

 

Содержание Рабочей программы

Рабочая программа составле­на из расчёта 34 часа в учебный год. Объём теоретических занятий составляет 10 часов (29 %), объём практических занятий - 24 часа (71%). В том числе для младшего школьного возраста – 17 часов (теоретические занятия – 5 (29%), практические занятия – 12 (71%)), для подросткового возраста - 17 часов (теоретические занятия – 5 (29%), практические занятия – 12 (71%)).

Рабочая программа стро­ится с учётом следующих содержательных линий: «Развиваю экологическое мышление»; «Берегу природу родного края»; «Учусь беречь и экономить»; «Мои экологические проекты и мой вклад в экологическое просвещение». 

Формы организации деятельности воспитанников: деятельность редколлегии живой книги  «ЭКООКО»; оформление информационного уголка (альбома) «Земля - наш общий дом»; исследовательские и просветительские работы по темам программы; Экскурсия (посещение краеведческого музея г. Тюмень); творческое задание «Эко»; ОДИ «Экологический маршрут»; участие в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб»; заседания киноклуба «Моя Планета»; просветительская экологическая конференция «День экологической грамотности». Публикация сборника по вопросам просветительской экологической конференции.

Раздел 1. «Развиваю экологическое мышление» (10 часов, младший школьный возраст - 5часов, подростковый возраст - 5часов) 

Младший школьный возраст

Что такое окружающая среда? Техника безопасности на занятиях по экологии. Условия  окружающей среды, дающие возможность для жизни всем живым организмам. Экологические опасности в окружающей среде(природные и вызванные  деятельностью человека). Способы избегания экологической опасности. Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Многообразие живых организмов, все они жители планеты Земля. Земля - наш общий дом, который необходимо содержать в чистоте и беречь. 

Практическая работа № 1. Редакция живой книги «ЭКООКО», как форма обработки экологической информации (коллективная работа - коллаж «Условия, необходимые для жизни»).

Практическая работа № 2. «Составление паспорта комнатного растения».

Практическая работа № 3. «Уход за комнатными растениями».

Практическая работа № 4. Оформление информационного уголка «Земля - наш общий дом». 

Подростковый возраст

Что изучает наука экология? Техника безопасности на занятиях по экологии. Многообразие живых организмов, населяющих Землю, взаимодействие их между собой и с окружающей их средой. Экологические опасности в окружающем мире(природные и вызванные  деятельностью человека). Способы избегания экологической опасности. Технология выгонки цветов. Земля - наш общий дом, который необходимо содержать в чистоте и беречь. Знакомство с образовательной платформой «ГлобалЛаб». Совместные исследовательские проекты.

Практическая работа № 1.Редакция живой книги  «ЭКООКО» (коллективная работа «Гербарий. Аппликация из осенних листьев»).

Практическая работа № 2. «Выгонка тюльпанов».

Практическая работа № 3.Участие в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб», совместный экологический проект «Дни Земли».

Раздел 2. «Берегу природу родного края» (8 часов, младший школьный возраст - 4часа, подростковый возраст - 4 часа) 

Младший школьный возраст

Многообразие живых организмов, населяющих Ямал, их взаимодействие между собой и с окружающей их средой. Экологически безопасная жизнедеятельность коренных малочисленных народов Ямала (съедобные и ядовитые грибы, змеи, кровососущие насекомые, многолетняя мерзлота  и др.). Модели поведения в условиях экологической опас­ности. Экологическая культура коренных малочисленных народов Ямала. Многообразие растений и животных, населяющих Ямал, их значение для человека. Бережное отношение к природным ресурсам региона.

Практическая работа № 5.«Выращивание лука на зелень».

Практическая работа № 6. Редакция живой книги «ЭКООКО» (рисунки на тему «Дары Ямала»).

Подростковый возраст

Экологическая культура народов России. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Экологически безопасная жизнедеятельность коренных малочисленных народов Севера, местного населения (по вопросам понятия о грибах, змеях, насекомых, многолетняя мерзлота, состоянии источников питьевой воды, и др.). Экологическая культура коренных народов своего региона. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию.

Практическая работа №4. Участие в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб», совместный экологический проект «Сад на подоконнике». 

Практическая работа №5.Оформление информационного уголка «Земля - наш общий дом» (вы­пуск газеты «Сохраним природу нашего Ямала»).

Раздел 3. «Учусь беречь и экономить» (6 часов, младший школьный возраст - 3 часа, подростковый возраст - 3 часа) 

Младший школьный возраст

Бережное и заботливое отношение к природе и природным ресурсам. Правила бережного отношения  к природе. Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление - проявление экологической грамотности. «Красная книга». Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

Практическая работа № 7. «Определение степени чистоты снега».

Практическая работа № 8. Исследовательская ра­бота «Капелька воды».

Практическая работа № 9. Редакция живой книги  «ЭКООКО» по результатам исследования «Зачем нужно беречь воду».

Практическая работа № 10. Оформление информационного уголка «Земля - наш общий дом» по теме «Животный мир Ямала». 

Подростковый возраст

Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия. Рекомендации Хартии Земли о бережном отношении к природе. Виды ресурсосбережения: энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование воды и др. Бережное отношение ко всем живым организмам. Сохраним нашу планету голубой и зелёной другим поколениям.

Практическая работа № 6. Участие в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб», совместный экологический проект «Дни Земли».

Практическая работа № 7. Участие в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб» по экономному использованию энергии и воды.

Практическая работа № 8. Участие в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб» по многообразию живых организмов.

Раздел 4. «Мои экологические проекты и мой вклад в экологическое просвещение» (10часов, младший школьный возраст - 5 часов, подростковый возраст - 5 часов) 

Младший школьный возраст

Природа и Я. Способы общения с природой (прогулки, походы, экскурсии и др.). Поведение в природной среде. Правила экологически грамотного поведения, учитывающие местные экологические риски(кровососущие насекомые, ядовитые змеи и др.). Работы, направленные на распространение среди детей и взрослых информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в окружающей среде (подготовка к конференции). Просветительская экологическая конференция «День экологической грамотности».

Практическая работа № 11. «Выращивание кристаллов».

Подростковый возраст

Роль природы в сохранении здоровья человека. Красота природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской и сельской местности, природной среде. Проекты и работы, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в окружающей среде (подготовка к конференции). Просветительская экологическая конференция «День экологической грамотности».

Практическая работа №9. Редакция живой книги «ЭКООКО» по теме «Аптека под ногами».

 

Календарно-тематическое планирование

(младший школьный возраст, 17 часов, 5Т/12П)

№ заня

тия

Тема занятия

 

Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР)

Раздел 1. «Развиваю экологическое мышление» (5часов, 2Т/3П)

1

Вводное занятие. Что такое окружающая среда? Техника безопасности на занятиях по экологии.

Входной контроль

Теоретическое занятие

Знать технику безопасности на занятиях по экологии. Объяснять понятие «окружающая среда».

КР: формирование умений слушать информацию и вести диалог, действовать с позиции установленных правил. 

Входной контроль проводится при зачислении воспитанника на обучение по программному модулю с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы.

2

Условия окружающей среды, дающие возможность для жизни всем живым организмам.

Практическое занятие

Называть условия окружающей среды, дающие возможность для жизни. Применять экологическое мышление при подборе картинок по теме. Выполнять коллективную работу по заданной теме.

ПР №1. Редакция живой книги «ЭКООКО», как форма обработки экологической информации (коллективная работа - коллаж «Условия,  необходимые для жизни»)

КР: формирование умений слушать собеседника и вести диалог; развитие творческих способностей детей; развитие познавательной и творческой инициативы; формировать умение работать в коллективе воспитанников и наставника.

3

Экологические опасности в окружающей среде (природные и вызванные  деятельностью человека). Способы избегания экологической опасности. 

Теоретическое занятие

Пояснять информацию, представленную на карточке. Развивать экологическое мышление для обнаружения экологической опасности при работе по карточкам. Приводить примеры опасностей в окружающей среде(природные и вызванные  деятельностью человека). Называть способы избегания экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устра­нение её. Описывать модели поведения в условиях экологической опас­ности: избегание опасности, приспособление к ней, устра­нение её. Заседание киноклуба «Моя Планета»: просмотр презентации «Природные явления». Обсуждать и анализировать увиденную информацию. 

КР: формирование навыка извлекать информацию из представленного материала; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование умения составлять ответ в устной форме; развитие навыка анализировать информацию с помощью наставника.

4

Многообразие комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Комнатные растения в нашем детском доме

Практическое занятие

Приводить примеры многообразия комнатных растений. Искать информацию о комнатных цветах в справочниках,  энциклопедиях и других источниках. Ухаживать за комнатными растениями. Характеризовать профессию цветовод. 

ПР № 2. «Составление паспорта комнатного растения».  

ПР № 3. «Уход за комнатными растениями». 

КР: формирование навыков находить информацию в различных источниках с помощью наставника, аккуратно оформлять работу с помощью наставника; развитие интересов познавательной деятельности о мире профессий.

5

Многообразие живых организмов, все они жители планеты Земля. Земля - наш общий дом, который необходимо содержать в чистоте и беречь.

Практическое занятие.

Приводить примеры многообразия живых организмов на планете Земля. Объяснять выражение - «Земля - наш общий дом». Доказывать необходимость содержать в чистоте и беречь наш общий дом. Развивать экологическое мышление, демонстрируя личную готовность бережного отношения к природе. Заседание киноклуба «Моя Планета»: просмотр фильма о многообразии живых организмов. Находить картинки в различных источниках о живых организмах планеты Земля для участия в коллективной работе.

ПР № 4. Оформление информационного уголка (альбома) «Земля - наш общий дом». 

КР: развитие навыка аргументировать своё мнение; развитие умения работать в группе сотрудничества воспитанников и наставника; развитие навыков творческой инициативы.

Раздел 2. «Берегу природу родного края» (4 часа, 1Т/3П) 

6

Многообразие живых организмов, населяющих Ямал, их взаимодействие между собой и с окружающей их средой.

Теоретическое занятие.

Экскурсия (посещение краеведческого музея г. Тюмень). Слушать и пересказывать информацию, полученную во время экскурсии. Рассказывать о многообразии живых организмов, населяющих Ямал. Приводить примеры и аргументировать своё мнение о взаимодействии живых организмов  между собой и с окружающей их средой.

КР: формирование умения внимательно слушать и пересказывать информацию; развитие навыков формулирования собственных выводов из полученной информации во время экскурсии, аргументировать своё мнение. 

7

Экологически безопасная жизнедеятельность коренных малочисленных народов Ямала (съедобные и ядовитые грибы, змеи, кровососущие насекомые, многолетняя мерзлота  и др.). Модели поведения в условиях экологической опас­ности.

Практическое занятие

Приводить примеры экологически безопасной жизнедеятельности коренных народов Ямала(съедобные и ядовитые грибы, змеи, кровососущие насекомые, многолетняя мерзлота  и др.). Описывать модели поведения в условиях экологической опас­ности: избегание опасности, приспособление к ней, устра­нение её. Описывать процесс выращивания лука на зелень в домашних условиях. Характеризовать профессию агроном. 

ПР № 5. «Выращивание лука на зелень». 

КР: формирование навыков выражать мысли и аргументировать своё мнение; развитие умения планомерно и совместно участвовать в одном общем деле, распределять обязанности; развитие интересов познавательной деятельности о мире профессий.

8

Экологическая культура коренных малочисленных народов Ямала. Многообразие растений и животных, населяющих Ямал, их значение для человека. Бережное отношение к природным ресурсам региона.

Практическое занятие.

Рассказывать об экологической культуре коренных народов Ямала. Называть экологические традиции и обычаи народов Ямала, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Называть растения и животных, населяющих Ямал, их значение для человека. Высказывать своё мнение о бережном отношении к природным ресурсам региона.

ПР № 6. Редакция живой книги «ЭКООКО» (рисунки на тему «Дары Ямала»).

КР: развитие умений слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; развитие творческих способностей.

9

Промежуточный контроль (творческое задание «Эко»)

Практическое занятие

Промежуточный контроль проводится с целью проверки степени освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций.

Раздел 3. «Учусь беречь и экономить» (3 часа, 3П)

10

Бережное и заботливое отношение к природе и природным ресурсам. Правила  бережного отношения  к природе.  

Практическое занятие

Объяснять и называть правила бережного отношения к природе. Приводить примеры экономного отношения к природе и природным ресурсам. Аргументировать своё мнение о необходимости экономии природных ресурсов. Развивать экологическое мышление в вопросе необходимости бережного и экономного отношения к природе.   

ПР № 7. «Определение степени чистоты снега». 

КР: развитие умения выражать свои мысли и аргументировать своё мнение; формирование навыков исследовательской деятельности. 

11

Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление - проявление экологической грамотности. 

Практическое занятие.

Объяснять значение экономии природных ресурсов. Развивать экологическую грамотность, говоря об экономном потреблении природных ресурсов. Приводить примеры экономного потребления природных ресурсов. Аргументировать своё мнение об ограниченности природных ресурсов на планете. 

ПР № 8. Исследовательская работа «Капелька воды». 

ПР № 9. Редакция живой книги  «ЭКООКО» по результатам исследования «Зачем нужно беречь воду».  

КР: развитие умений выражать мысли и аргументировать своё мнение; формирование навыков исследовательской деятельности; формирование навыков анализировать результаты исследования и делать выводы.

12

«Красная книга». Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

Практическое занятие

Объяснять назначение создания «Красной книги». Доказывать необходимость бережного отношения ко всем живым организмам. Называть растения и животных, занесённых в «Красную книгу». Высказывать своё мнение о сохранении редких растений и животных. Находить информацию в различных источниках о живых организмах планеты Земля для участия в коллективной работе. Создавать свои собственные устные и письменные сообщения о живых организмах. 

ПР №10. Оформление информационного уголка (альбома) «Земля - наш общий дом» по теме «Животный мир Ямала».

КР: формирование умения выражать свои мысли, договаривать друг с другом при выполнении совместной работы; развитие творческих способностей.

Раздел 4. «Мои экологические проекты и мой вклад в экологическое просвещение» (5 часов, 2Т/3П) 

13

Природа и Я. Способы общения с природой (прогулки, походы, экскурсии и др.). Поведение в природной среде. 

Практическое занятие.

Высказывать свою точку зрения о красоте природы. Называть способы общения с природой (прогулки, походы, экскурсии и др.). Развивать экологическое мышление, говоря о грамотном поведении в природной среде. Заседание киноклуба  «Моя Планета»: просмотр фильма «Природа России».Обсуждать и анализировать увиденную информацию. 

ПР № 11. «Выращивание кристаллов». 

КР: развитие умения аргументировано высказывать свою точку зрения; анализировать информацию и формулировать собственные выводы; развитие творческих способностей.

14

Правила экологически грамотного поведения, учитывающие местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи и др.). 

Теоретическое занятие.

Пояснять правила экологически грамотного поведения в природной среде, учитывающие местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи и др.). Называть примеры разрушающего действия человека на природную среду. Развивать экологическое мышление, говоря о влиянии деятельности человека на окружающую среду. Оценивать результаты влияния человека на окружающую среду.  

КР: формирование умения пересказывать информацию своими словами. формулировать собственные выводы; анализировать информацию и давать ей свою оценку. 

15

Работы, направленные на распространение среди детей и взрослых информации для формирования потребности соблюдения правил экологически грамотного поведения в окружающей среде

(подготовка к просветительской конференции).

Практическое занятие.

Готовиться к участию в просветительской конференции (составление выступлений, подготовка статей, оформление исследовательских работ и проектов, участие в конкурсах и др. для дальнейшей публикации в сборнике). Развитие экологического мышления, связанного сформированием потребности распространения информации о соблюдении правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. 

КР: развитие навыков составлять устные и письменные сообщения о живых организмах под руководством наставника, аргументировано объяснять свою точку зрения; развитие умения оформлять исследовательскую работу. 

16

Просветительская экологическая конференция«День экологической грамотности» (публикация сборника по вопросам  экологической конференции)

Теоретическое занятие.

Участвовать в просветительской экологической конференции. Представлять индивидуальные про­светительские проекты и работы, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в окружающей среде. 

КР: формирование навыков культуры публичных выступлений; развитие навыков четко и ясно выражать свои мысли, высказывать аргументированные суждения перед аудиторией 

17

Итоговый контроль (ОДИ «Экологический маршрут»).

Практическое занятие.

 

Итоговый контроль проводится с целью проверки степени освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций. Проверить, насколько воспитанники научились реально действовать в данном модуле программы. Осуществляется в форме ОДИ, в которой воспитанники могут применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. 

 

Календарно-тематическое планирование

(подростковый возраст, 17 часов, 5Т/12П)

№ заня

тия

Тема занятия

 

Характеристика основных видов деятельности воспитанника, компетентностное развитие (КР)

Раздел 1. «Развиваю экологическое мышление» (5 часов, 2Т/3П)

1

Вводное занятие. Что изучает наука-экология? Техника безопасности на занятиях по экологии.

Входной контроль.

Теоретическое занятие.

Рассказывать, что изучает наука экология. Знать технику безопасности на занятиях по экологии.

КР: формирование умений слушать информацию и отвечать на вопросы, действовать с позиции установленных правил. 

К: коммуникативная, ценностно-смысловая.

Входной контроль проводится при зачислении воспитанника на обучение по программному модулю с целью определения наличия специальных знаний и компетенций в соответствующей образовательной области для установления уровня сложности освоения программы.

2

Многообразие живых организмов, населяющих Землю, взаимодействие их между собой и с окружающей их средой.

Практическое занятие.

Приводить примеры  многообразия живых организмов, населяющих Землю. Заседание киноклуба «Моя Планета»: просмотр фильма о многообразии живых организмов.  Приводить примеры и аргументировать своё мнение о взаимодействии живых организмов  между собой и с окружающей их средой. Называть растения своей местности.

ПР № 1. Редакция живой книги  «ЭКООКО» (коллективная работа «Гербарий. Аппликация из осенних листьев»).

КР: формирование умения составлять устные сообщения под руководством наставника, аргументировано объяснять свою точку зрения; развитие познавательной и творческой инициативы; формирование навыков работать в группе.

3

Экологические опасности в окружающем мире (природные и вызванные  деятельностью человека). Способы избегания экологической опасности.

Теоретическое занятие

Пояснять информацию, представленную на карточке. Развивать экологическое мышление для обнаружения экологической опасности(при работе по карточкам). Называть источники экологической опасности для человека в своей местности (природные и вызванные  деятельностью человека). Называть способы избегания экологической опасности. Описывать модели поведения в условиях экологической опас­ности: избегание опасности, приспособление к ней, устра­нение её. Заседание киноклуба  «Моя Планета»: документальный фильм об экологических опасностях. Анализировать увиденную информацию. 

КР: развитие навыков излагать свое мнение, приводить примеры; формирование умений извлекать информацию из представленного материала ;развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, составлять ответ в устной форме, анализировать информацию с помощью наставника.

4

Технология выгонки цветов.

Практическое занятие.

Приводить примеры многообразия растений. Объяснять о трудностях выращивания растений в условиях многолетней мерзлоты. Рассказывать о технологии выгонки цветов. Работать с землей, высадить луковицы цветов. Характеризовать профессию цветовод. 

ПР  № 2. «Выгонка тюльпанов». 

КР: формирование навыков находить информацию в различных источниках с помощью наставника; развитие интересов познавательной деятельности о мире профессий.

5

Земля - наш общий дом, который необходимо содержать в чистоте и беречь. Знакомство с образовательной платформой «ГлобалЛаб». 

Практическое занятие.

Приводить примеры многообразия живых организмов на планете Земля. Объяснять выражение - «Земля - наш общий дом». Доказывать необходимость содержать в чистоте и беречь наш общий дом. Развивать экологическое мышление, демонстрируя личную готовность бережного отношения к природе. Извлекать информацию в различных источниках о живых организмах планеты Земля. Знакомство с образовательной платформой «ГлобалЛаб».

ПР № 3. Участие в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб», совместный экологический проект «Дни Земли». 

КР: развитие навыков аргументировать своё мнение, извлекать и перерабатывать информацию; формирование умений работать в группе сотрудничества воспитанников и наставника; развитие творческой инициативы; овладение составляющими проектной деятельности.

Раздел 2. «Берегу природу родного края» (4 часа, 1Т/3П) 

6

Экологическая культура народов России. Эко­логические традиции и обычаи народов России, отражён­ные в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре.

Теоретическое занятие.

Экскурсия (посещение краеведческого музея г. Тюмень). Знать источники инфор­мации об экологической культуре народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений. Называть экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Приводить примеры экологической культуры народов России и коренных народов Ямала. 

КР: развитие навыков внимательно слушать и пересказывать информацию, выделять главное в информации, пересказывать своими словами; формирование умений формулировать собственные выводы из полученной информации во время экскурсии, аргументировать своё мнение. 

7

Экологически безопасная жизнедеятельность коренных малочисленных народов Севера,  местного населения (по вопросам понятия о грибах, змеях, насекомых, многолетняя мерзлота,   состоянии источников питьевой воды и др.). 

Практическое занятие.

Называть экологические опасности коренных народов Ямала, местного населения (съедобные и ядовитые грибы, змеи, кровососущие насекомые, многолетняя мерзлота, состоянии источников питьевой воды  и др.). Описывать модели поведения в условиях экологической опас­ности: избегание опасности, приспособление к ней, устра­нение её. Участвовать в проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб». 

ПР№4. Участие в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб», совместный экологический проект «Сад на подоконнике». 

КР: развитие навыков выражать мысли и аргументировать своё мнение; формировать умения участвовать в исследовательских проектах под руководством наставника, овладение составляющими проектной деятельности.

8

Экологическая культура коренных народов свое­го региона. Отношение к вредным привычкам, браконьерству, расточительному природопользованию. 

Практическое занятие.

Рассказывать об экологической культуре коренных Народов Ямала. Называть экологические традиции и обычаи народов Ямала, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре. Называть растения и животных, населяющих Ямал, их значение для человека. Рассказывать об особенностях питания, жилища, хозяйствования, народного творчества. Высказывать своё мнение об отношении к вредным привычкам, браконьерству, расточительному и разрушающему  природопользованию. Развивать экологическое мышление в связи с бережным отношением природных ресурсов своего региона. Делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов и неразумным природопользованием.

ПР №5. Оформление информационного уголка(альбома) «Земля - наш общий дом» (выпуск газеты «Сохраним природу нашего Ямала»). 

КР: развитие умений слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; развитие творческих способностей.

9

Промежуточный контроль (творческое задание «Эко»).

Практическое занятие.

Промежуточный контроль проводится с целью проверки степени освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций.

Раздел 3. «Учусь беречь и экономить» (3 часа, 3П)

10

Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долго­летия.  

Практическое занятие.

Приводить примеры экономного отношения к природе и природным ресурсам. Аргументировать своё мнение о необходимости экономии природных ресурсов. Объяснять необходимость бережного отношения к природе.  Доказывать, что экономное потребление - это проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека. Развивать экологическое мышление в связи с готовностью к самоконтролю в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья  человека  и безопасности  жизни. Участвовать в проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб». 

ПР №6. Участие в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб», совместный экологический проект «Дни Земли». 

КР: развитие умений выражать свои мысли и аргументировать своё мнение; овладение составляющими  исследовательской и проектной деятельности. 

11

Рекомендации Хартии Земли о бережном отношении к природе. Виды ресурсосбережения: энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование воды и др. 

Практическое занятие.

Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономного и бережного отношения к природным ресурсам. Развитие экологического мышления в связи с бережным отношением к природе. Называть виды ресурсосбережения: энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование воды и др. Заседание киноклуба «Моя Планета»:   документальные фильмы о Хартии Земли «Природа - наш дом». Анализировать увиденную информацию. Участвовать в проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб». 

ПР №7. Участие в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб» по экономному использованию энергии и воды. 

КР: формирование навыков выделять важное в информации, анализировать информацию с помощью наставника, пересказывать полученную информацию своими слова­ми; овладение составляющими проектной деятельности.

12

Бережное отношение ко всем живым организмам. Сохраним нашу планету голубой и зелёной другим поколениям. 

Практическое занятие.

Доказывать необходимость бережного отношения ко всем живым организмам. Высказывать своё мнение о сохранении редких растений и животных. Находить информацию в различных источниках о живых организмах планеты Земля для участия в коллективной работе. Создавать свои собственные устные и письменные сообщения о живых организмах. Развитие экологического мышления в связи с формированием точки зрения о   необходимости сохранить планету голубой и зелёной другим поколениям. Участвовать в проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб». 

ПР №8. Участие в исследовательских проектах образовательной платформы «ГлобалЛаб» по многообразию живых организмов. 

КР: развитие умения выражать свои мысли, договариваться  друг с другом при выполнении совместной работы; овладение составляющими проектной деятельности.

Раздел 4. «Мои экологические проекты и мой вклад в экологическое просвещение» (5 часов, 2Т/3П) 

13

Роль природы в сохранении здоровья человека. Красота природы в сохранении и укреплении здоровья человека. 

Практическое занятие.

Выражать своё отношение к красоте природы как источнику творческого вдохновения, эмоционального и духовного самосовершенствования. Развивать экологическое мышление, говоря о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека. Извлекать и перерабатывать информацию из разных источников о пользе зелёных растений. 

ПР №9. Редакция живой книги  «ЭКООКО» по теме «Аптека под ногами» 

КР: развитие навыков аргументировано высказывать свою точку зрения; анализировать информацию и формулировать собственные выводы; развитие творческих способностей; развитие умения работать сообща в группе воспитанников и наставника над общим заданием.

14

Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской и сельской местности, природной среде. 

Теоретическое занятие.

Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской и сельской местности, природной среде. Называть примеры разрушающего действия человека на природную среду. Развивать экологическое мышление, говоря о влиянии деятельности человека на окружающую среду. Оценивать результаты влияния человека на окружающую среду.  Заседание киноклуба «Моя Планета»: просмотр фильма «Дом-свидание с планетой» (2009), Франция. Режиссёры: Люк Бессон, Ян Артюс-Бертран. Коллективное обсуждение кинофильма. Анализировать увиденную информацию. 

КР: развитие навыков пересказывать информацию своими словами, формулировать собственные выводы, анализировать информацию и давать ей свою оценку. 

15

Работы, направленные на распространение среди детей и взрослых информации для формирования потребности соблюдения правил экологически грамотного поведения в окружающей среде (подготовка).

Практическое занятие.

Готовиться к участию в просветительской конференции (составление выступлений, подготовка статей, оформление исследовательских работ и проектов, участие в конкурсах и др. для дальнейшей публикации в сборнике). Развитие экологического мышления, связанного с формированием потребности распространения информации о соблюдении правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. 

КР: формирование навыков составлять устные и письменные сообщения о живых организмах под руководством наставника, аргументировано объяснять свою точку зрения; формирование умения оформлять исследовательскую работу. 

16

Просветительская экологическая конференция «День экологической грамотности» (публикация сборника по вопросам экологической конференции).

Теоретическое занятие

Участвовать в просветительской экологической конференции. Представлять индивидуальные про­светительские проекты и работы, направленные на распространение среди детей и взрослых достоверной эколого-направленной информации для формирования потребности соблюдать правила экологически грамотного поведения в окружающей среде. 

КР: формирование культуры публичных выступлений; развитие умений четко и ясно выражать свои мысли, высказывать аргументированные суждения перед аудиторией. 

17

Итоговый контроль (ОДИ «Экологический маршрут»).

Практическое занятие.

Итоговый контроль проводится с целью проверки степени освоения знаний, умение решать практические задания и применять полученные знания; определения личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование ключевых компетенций. Проверить, насколько воспитанники научились реально действовать в данном модуле программы. Осуществляется в форме ОДИ, в которой воспитанники могут применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. 

 

Оценка результатов реализации Рабочей программы

Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе мониторинга результатов реализации учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, который проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках балльно-накопительной системы.

 

Литература:

1. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А.В. Гагарин. - М.: Московский городской психолого-педа­гогический институт, 2000.

2. Дзятковская Е.Н.Программа внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность. Работаем по новым стандартам» / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. - М.: «Просвещение», 2012. 

3. Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. - М.: Образование и экология, 2009. 

4. Захлебный А.Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный.  - М.: Педагогика, 1999. 

5. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М.: Просвещение, 1984. 

6. Костко О.К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О.К. Костко. -  М.: Аквариум, 1997.

7. Черезова Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие / Л.Б. Черезова. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010.

8. Суворова В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. М.Суворова. - Волгоград: Учитель, 2009.

9. Петунин О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения / О.В.Петунин. - Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008.

10. Экологическое образование и воспитание детей / - М.: ООО «Новое образование», 2010 (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).

 

.  .  .