Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа «Сказочная земля Арктики»

Дата публикации: 2020-11-10 12:31:41
Статью разместил(а):
Охотникова Лариса Андреевна

Рабочая программа «Сказочная земля Арктики»

(для младшего школьного возраста, подросткового возраста)

Автор: Охотникова Лариса Андреевна

ГКУ Ямало-Ненецкого АО «Детский дом «Сияние Севера» 

п.Кировский, Исетский район, Тюменская область

 

Данная Рабочая программа «Сказочная земля Арктики» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» на 2020 - 2021 учебный год (для младшего школьного возраста, подросткового возраста) рассмотрена на заседаниях профессионального объединения воспитателей (протокол №...2020), Научно-методического совета Учреждения (протокол № от 2020)

 

Пояснительная записка 

Рабочая программа «Сказочная земля Арктики» в государственном казенном учреждении Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский дом «Сияние Севера» (далее - Рабочая программа) разработана как модуль учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» государственного казённого учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа в целях развития этнокультурных компетенций на основе формирования культурного мировоззрения, опыта проектной деятельности воспитанников и относится к программам духовно-нравственной направленности.

Рабочая программа предназначена для младшего школьного возраста (7-10 лет) и подросткового возраста (10-15 лет), составлена на основе Рабочей программы «Культура народов Ямала», автор Э.В. Новикова. 

В процессе обучения дети познакомятся с особенностями жизни и быта предков, их мировоззрения, литературным и музыкальным фольклором, праздниками и обрядами, получат представление о труде, жилище, традиционной одежде народов Севера в их историческом развитии.

Кроме того, дети получат возможность попробовать свои силы в области народного декоративно-прикладного искусства, что будет способствовать развитию их творческого потенциала и творческому самовыражению. Приоритетные направления деятельности - стимулирование творческой активности ребёнка, развитие индивидуальных способностей, создание условий для их реализации.

Цель: формирование этнокультурной грамотности как непременного условия успешной социализации, заключающейся в развитии умений жить в поликультурном мире.

Задачи:  

1) изучить историю, культуру и современную жизнь коренных малочисленных народов Севера;

2) формировать личностно-ценностные отношения к культуре и традициям коренных малочисленных народов Севера;

3) формировать умения и навыки в освоении художественных ремёсел коренных малочисленных народов Севера;

4) формировать у детей ключевые компетенции: коммуникативную, критическое мышление, кооперации, креативность.

 

Планируемые результаты

2.1. Реализация Рабочей программы дает возможность достичь следующих результатов:

а) личностных:

- знание истории, культуры, традиции, творчества коренных малочисленных народов Севера; 

понимание ценности семьи в жизни человека, осознавать ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творчества;  

б) метапредметных:

- умение работать в паре, группе, коллективе; - формирование читательской грамотности, владение умением анализа текстов; 

- развитие творческих способностей в освоении народных ремесел.

2.2. Предметные результаты освоения Рабочей программы приводятся в блоках «воспитанник научится» и «воспитанник получит возможность научиться»

Младший школьный возраст:

Воспитанник научится:

- работать в группе, в коллективе;

- различать особенности культуры и традиций коренных малочисленных народов Севера.

Воспитанник получит возможность научиться:

- выполнять творческую работу под руководством наставника;

- проводить поиск необходимой информации под руководством наставника;

- выполнять несложные эскизы орнаментов.

Подростковый возраст:

Воспитанник научится:

- работать в группе, в коллективе;

- выполнять творческую работу самостоятельно;

- представлять информацию о культуре и традициях коренных малочисленных народов Севера.

Воспитанник получит возможность научиться: 

- проводить самостоятельный поиск необходимой информации;

- представлять своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информацион­ной избирательности, этики и этикета;  

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Содержание Рабочей программы

Рабочая программа составлена из расчета 18 часов в год. Объем теоретических занятий составляет 6 часов (33%), в том числе занятий по входному и итоговому контролю. Объём практических занятий -12 часов (67%).

Методы организации деятельности воспитанников: использование развивающих, личностно-ориентированных, исследовательских, проектных, компетентностно- ориентированных и групповых педагогических технологий 

Практические работы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические работы.

Содержание программы структурировано в виде четырех разделов-модулей: природа и люди Ямала, фольклор Ямала, декоративно-прикладное искусство Ямала, творчество народов Ямала.

Раздел 1. Природа и люди Ямала (6 часов, младший школьный возраст - 3 часа, подростковый возраст - 3 часа)

Младший школьный возраст 

Основные понятия культуры материальной и культуры духовной. Основные занятия кочевников. Устройство жилища (чума). Краткие сведения о природных условиях и коренных малочисленных народах, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе.

Практическая работа №1. Конкурс рисунков «Краски Ямала». 

Практическая работа №2. Изготовление поделок «Чум-жилище коренных малочисленных народов Ямала». 

Подростковый возраст 

Основные понятия культуры материальной и культуры духовной. Краткие сведения о географии, климате и коренных малочисленных народах, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе. Кочевой образ жизни. Чум-жилище коренных малочисленных народах, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе.

Практическая работа № 1. Изготовление поделок «Чум-жилище народов Ямала» 

Практическая работа № 2. Оформление информационного уголка: «Природа и люди Крайнего Севера».

Практическая работа № 3. Приготовление блюд из рыбы, оленины, выпечка пирогов.

Раздел 2. Фольклор Ямала (4 часа, младший школьный возраст- 2 часа, подростковый возраст - 2 часа).

Младший школьный возраст 

Понятие о фольклоре. Понятие об аллегории.

Практическая работа № 3. Конкурс чтецов сказок, иллюстрации к сказкам. 

Практическая работа № 4. Инсценировка сказок. 

Подростковый возраст

Фольклор - мудрость народа. Собиратели фольклора на Ямале. Литературные сказки и их авторы.

Практическая работа № 4. Составление сборника ненецких, хантыйских и селькупских пословиц, поговорок, загадок.  

Практическая работа № 5. Конкурс чтецов сказок, инсценировка сказок, иллюстрации к сказкам. 

 

Раздел 3. Декоративно-прикладное искусство Ямала (4часа, младший школьный возраст - 2 часа, подростковый возраст - 2 часа). 

Младший школьный возраст 

Орнамент в одежде. Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика.

Практическая работа № 5. Мастерская «Вышивка орнамента».

Практическая работа № 6. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив сумок).

Подростковый возраст

Культурный код коренных народов Ямала. Символика Ямало-Ненецкого автономного округа.

Практическая работа №6. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив кукол).  

Практическая работа №7. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив сумок). 

 

Раздел 4. Творчество народов Ямала (4 часа, младший школьный возраст - 2 часа, подростковый возраст - 2 часа)

Младший школьный возраст 

Музыкальные инструменты народов Ямала. Итоговый контроль.

Практическая работа № 7. Прослушивание и заучивание песен народов Ямала.

Практическая работа № 8  Игры народов Ямала.  

Подростковый возраст 

Песня как источник изучения культуры народа. Итоговый контроль.

Практическая работа № 8. Творческая работа по фольклору (размышления о героях сказок народов Ямала, о сходстве и различиях между фольклорными жанрами северных народов и народов других стран).

Практическая работа № 9. Игры народов Ямала.  

 

Календарно-тематическое планирование (младший школьный возраст) 

занятия

Тема занятия (форма проведения)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (сформированные ключевые компетенции)

 1. «Природа и люди Ямала» (3 часа) 

1 

Вводное занятие. Входной контроль.

Основные понятия культуры материальной и культуры духовной. Теоретическое занятие

Определить наличие специальных знаний и компетенций в соответствующей сфере для установления уровня сложности освоения программы.  Понятие о кочевом образе жизни. Питание и одежда кочевников. Мужские и женские обязанности в тундре.

2

Краткие сведения о природных условиях и народах, проживающих в ЯНАО.

Практическое занятие 

Рассказывать о природных условиях и народах, проживающих в ЯНАО. Знать разнообразие растительного и животного мира. Краткие сведения о географии, климате и народах, проживающих в Ямало-ненецком автономном округе.  

ПР №1. Конкурс рисунков «Краски Ямала». 

4К: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения.

3

 Основные занятия кочевников. Устройство жилища (чума).

Практическое занятие  

 Иметь представления об основных занятиях кочевников, об устройстве чума.

ПР №2. Изготовление поделок «Чум-жилище народов Ямала». 

4К: внимательно смотреть и слушать, пересказывать информацию, развивать интересы своей познавательной деятельности

2.»Фольклор народов Ямала»(2 часа)

4

Понятие о фольклоре. Практическое занятие 

Иметь представление о фольклоре и о его особенностях.

ПР №3. Конкурс чтецов сказок, иллюстрации к сказкам. 

4К:развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы

5

Понятие об аллегории. Практическое занятие

 

Иметь представления о понятии аллегория

ПР №4. Инсценировка сказки.

4К: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы  

3. «Декоративно-прикладное искусство народов ЯМАЛА» (2 часа) 

6

Орнамент в одежде

Практическое занятие  

Иметь представлении об орнаменте - своеобразном культурном коде коренных народов Ямала.

ПР №5 Мастерская «Вышивка орнамента».

4К: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы.

7

Виды орнаментов в народном искусстве, их предназначение и символика. Практическое занятие 

Рассказывать о видах орнамента, о его предназначении и символики

ПР №6 Мастерская «Лавка сувениров» (пошив сумок)

4К: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения 

4. «Творчество народов Ямала» (2часа) 

8

Музыкальные инструменты народов Ямала.

Практическое занятие 

Иметь представления о музыкальных инструментах народов Ямала.

ПР №7. Прослушивание и заучивание песен народов Севера.

4К: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы.

9

Итоговый контроль.

Практическое занятие

Проверить, насколько дети научились реально действовать в определенном модуле программы, уровень знаний и умений, предметные результаты освоения программы. ПР №8. Игры народов Севера.  

 

Календарно-тематическое планирование (подростковый возраст) 

занятия

Тема занятия (форма проведения)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (сформированные ключевые компетенции)

1. «Природа и люди Ямала» (3 часа) 

1

Вводное занятие. Входной контроль.

Основные понятия культуры материальной и культуры духовной. Теоретическое занятие

Определить наличие специальных знаний и компетенций в соответствующей сфере для установления уровня сложности освоения программы.

2

Краткие сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО.

Практическое занятие

Рассказывать краткие сведения о географии, климате и народах, проживающих в ЯНАО. Знать разнообразие растительного и животного мира.

ПР №1. Изготовление поделок «Чум-жилище народов Ямала». 

4К:умение излагать свое мнение; развивать интересы своей познавательной деятельности. 

3

Кочевой образ жизни. Чум-жилище народов Ямала.

Практическое занятие. 

Искать информацию о кочевом образе жизни, об основных занятиях кочевников (оленеводство, рыболовство, охота в тундре, морская охота), об устройстве чума.

ПР №2. Оформление информационного уголка: «Природа и люди Севера».  

4К: выделять главное в информации, пересказывать своими словами, анализировать особую культуру северных народов, развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы.

2. «Фольклор народов Ямала» (2 часа)

4

Фольклор мудрость народа

Практическое занятие

Иметь представления о фольклоре, как о мудрости народа, понятие о сказке как о фольклорном жанре.

ПР № 4. Составление сборника ненецких, хантыйских и селькупских пословиц, поговорок, загадок.  

4К: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы.

10

Собиратели фольклора на Ямале. Литературные сказки и их авторы.

Практическое занятие

Искать информацию о собирателях фольклора. Называть авторов литературных сказок. Высказывать свое отношение к героям сказок.

ПР №5. Конкурс чтецов сказок, инсценировка сказок, иллюстрации к сказкам. 

4К: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы

3. «Декоративно-прикладное искусство народов Ямала» (2 часа) 

12

Культурный код коренных народов Ямала

Практическое занятие 

Иметь представление о том, что украшение одежды, оружия, средства передвижения, орнамент является своеобразным

 культурным кодом коренных народов Ямала.

ПР №6. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив кукол).  

4К: выделять главное в информации, пересказывать своими словами, анализировать культурный код народов Ямала. 

14

Символика ЯНАО.

Практическое занятие

Рассказывать о символике ЯНАО, изображение представителей флоры и фауны, и их символическом значении

ПР №7. Мастерская «Лавка сувениров» (пошив сумок) 

4К: выделять главное в информации, пересказывать своими словами, анализировать особую культуру северных народов, развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы. 

4. «Творчество народов Ямала» (2часа) 

16

Песня как источник изучения культуры народа.

Практическое занятие.

Рассказывать о многообразие песен у коренных малочисленных народов Ямала.

ПР №8. Творческая работа по фольклору (размышления о героях сказок народов Ямала, о сходстве и различиях между фольклорными жанрами северных народов и народов других стран).

ПР № 9. Игры народов Севера. 

4К: развитие творческих способностей детей, развитие познавательной и творческой инициативы.

 18

Итоговый контроль.

Практическое занятие.

Проверить, насколько дети научились реально действовать в определенном модуле программы, уровень знаний и умений, предметные результаты освоения программы. ПР № 9. Игры народов Севера.

 

Оценка результатов реализации Рабочей программы.

Оценка результатов реализации Рабочей программы осуществляется в ходе мониторинга результатов реализации учебно-воспитательной программы «Шаги к успеху» по двум направлениям: личностные и метапредметные результаты, которые проводятся два раза в год (октябрь, май). Педагог самостоятельно осуществляет текущий, промежуточный и итоговый контроль реализации программы в рамках бально-накопительной системы.

 

Литература:

1. Балашова М.Я. Секреты волшебных узоров. - Минск: Харвест, 2010.- 97 с.

2. Борко Г.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала. 2002

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000г.- 168с. 

4. Головнев А.В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. - Екатеринбург: УРО  РАН, 2004.-344с. 

5. Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: в 2 т.-Т.1. - Омск: Книжное издательство, 2004.- 298с. 

6. Лапцуй Л.В. Песни мои – детям: Сб. стихотворений и поэм. Пер.с ненец./ Сост. Е.Г.Сусой, Н.И.Ного.-СПб.:филиал изд-ва «Просвещение», 2001.-271с.:ил. 

7. Матвеев А. В., Зах В.А. Памятники древних и средневековых культур Ямала. Тюмень: ИПОС СО РАН, 1994. - 50с.

8. Никифоров СВ. Большая энциклопедия Ямала. 2004 

9. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала / Учебник. 5-7 классы. - Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.-134с.

10. Ругин Р.В. Историко-культурный научно-популярный журнал «Ямальский меридиан». №5(73)/2002.

 

.  .  .