Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Родительское собрание нетрадиционного типа

Дата публикации: 2020-05-14 21:01:44
Статью разместил(а):
Тернова Валентина Николаевна

Родительское собрание нетрадиционного типа

Авторы: Тернова В.Н., Истюшкина С.А., Николаева С.В.

МОУ "СШ № 17", Волгоград

 

Тема: Совместная деятельность педагогов школы и семьи, направленная на снятие адаптационных проблем ребенка-первоклассника.

Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребёнка-первоклассника.

Задачи:

  1. Изучение механизмов адаптации первоклассника в новых для них условиях.
  2. Анализ результатов диагностики учащихся и выявление противоречий и проблем.
  3. Овладение приёмами поддержки ребёнка, принимающую новую социальную роль.

Форма проведения: заседание семейного клуба.

Этапы подготовки:

  1. Изучение мотивации учения и адаптации ребёнка к школе.

1.1. Тест для первоклассника: «Что мне нравится в школе?».

1.2. Анкетирование детей по оценке уровня школьной мотивации.

  1. Работа классного «почтового ящика» с вопросами родителей о типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формирования актуального содержания встречи.
  2. Подготовка памяток и текстов бесед для родителей.

3.1. Советы родителям первоклассника.

3.2. Памятка для родителей «Простые истины».

3.3. Беседа «Что в ранце?»

З.4. Беседа «Как помочь первоклассникам с нарушениями в общении?»

3.5. Беседа «Психотерапия неуспеваемости».

  1. Подготовка информационного пакета для родителей.

Этап проведения.

Учитель: Добрый день, дорогие участники нашего сегодняшнего заседания семейного клуба. Главным итогом его должно стать определение проблем адаптации ребёнка в новых условиях обучения и координация усилий воспитывающих взрослых по их разрешению. Спасибо за то, что вы сегодня с нами, что вы неравнодушны и открыты для диалога.

Прошу вас рассаживаться поудобнее. А я пока представлю наших гостей: психолог школы (ФИО), социальный педагог (ФИО), заместитель директора по учебно-воспитательной работе (ФИО). Давайте договоримся, любой из нас может задать вопрос, высказать мнение, вступить в дискуссию.

Учитель: Завершился первый учебный месяц для вашего первоклассника. Вы с достоинством выдержали натиск детских капризов по поводу раннего вставания в школу и первых трудностей в учении. Вы сумели без раздражения выслушать все замечания и просьбы со стороны учителя и претензии со стороны родителей других детей («если ваш Петя ещё раз моего Вадика...»), со стороны родных и знакомых («Какой большой мальчик! Ты учишься на «пятёрки?») Знаете ли вы, как меняется ваш ребёнок и как он адаптировался в новых для себя условиях? Давайте попробуем в этом разобраться. Но сначала - о самом понятии «школьная адаптация». Слово психологу.

Психолог: Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей в связи с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учёбе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием, тревожностью и страхами.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребёнок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал пережигание «мы», он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом. Он бессознательно стремится к отчуждению, не принимает норм. Обобщенную картину школьной дезадаптации (по Р. Овчаровой) я представила в таблице, которую предлагаю вашему вниманию (раздаёт тексты и комментирует содержание).

Образец 1. Проявление шкальной дезадаптации у младших школьников 

Форма дезадаптации

Причины

Чем могут помочь родители

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребёнка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей

%

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

 

Неспособность принять темп школьной жизни (особенно у соматически ослабленных детей и детей с ослабленным типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

 

Школьный невроз, «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»

Ребёнок не может выйти за пределы семейной общности — семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

 

Учитель: Мы ещё вернёмся к этой таблице в конце нашей встречи и поработаем с ней, а сейчас я прошу вас, уважаемые родители, перевернуть лист и выполнить небольшое задание. Первая его часть - отнести в соответствии с вашим видением своего ребёнка к одной из семи групп в трёх сферах общения. В каждой из трёх сфер обведите кружочком ту группу, к которой вы отнесли своего ребёнка. Получите три цифры, соответствующие номеру той группы, к которой вы отнесли ребёнка, например: 4,3,5. 

Семья: 1 - Друг.

2. Привязан к родителям.

3. Замкнут, отгорожен.

4. Конфликтен.

5. Примыкает к одному из родных.

6. Разорваны связи с семьёй (бродяжничает).

7. Выталкивается из семьи.

Коллектив

1. Руководитель.

2. Авторитетный помощник.

3. Формальный помощник.

4. Имеет временные роли.

5. Не имеет определённой роли, но авторитетен.

6. Не имеет связи и поддержки в коллективе.

7. Изолирован.

Сфера неформального общения

1. Лидер.

2. Приветствуемый.

3. Независим в группе.

4. Примыкает к группе без проблем.

5. Вне группы, но пользуется авторитетом.

6. Примыкает к группе ценой жертв (примьпсаемый).

7. 0твергаемый.

Нанесите точки на каждом из трёх изображённых у вас направлениях и соедините их отрезками прямой. Вы получите треугольник. «Вытянутость» его в какую-то сторону указывает на проблемы адаптации ребёнка именно в этом направлении. Чем боьлше вытянут треугольник, тем хуже идёт адаптация. Ни с кем не обсуждая полученный результат, подумайте над ним, и, если нужно, проконсультируйтесь у меня или вашего учителя.

Социальный педагог: А теперь позвольте проанализировать результаты опроса ваших детей по оценке уровня школьной мотивации, являющейся важнейшей предпосылкой школьной адаптации (комментирует в целом результаты анкетирования учащихся класса и каждому родителю даёт краткое резюме по их ребёнку). Ниже приводится текст методик по изучению мотивации учения первоклассника.

Образец 2.

Выполнение рисунков на тему «Что мне нравится в школе?»

Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) Мотивационную незрелость ребёнка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) Детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованием. (Ребёнок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) Непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. (Дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются в 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации внеучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Образец 3.

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации».

Детям предлагается ответить (а педагогам с их слов записать) ответы на 10 вопросов, которые оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла).

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок.

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение - положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребёнок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль - роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.

Учитель: Итак, заключая этот этап нашей совместной работы, делаем вывод: для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребёнка в школе встреча в школе встречали заинтересованность и принимание со стороны взрослых. Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по развитию интереса и желания к учению.

«Цепочка родительских советов» (О.В. Полянской, Т. К Белягикиной)

Комментарий к схеме:

1. В семьях, где верят в успех ребёнка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я в тебя верю», «У тебя так хорошо получается аппликация». «Это какие надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку», - вот слова с которыми можно обратиться к ребёнку.

2. Не допускать никаких негативных установок в отношении ребёнка: «Вот пойдёшь в школу, там за тебя возьмутся». Примерные выражения, помогающие ребёнку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя всё получится, как надо», «Я тоже не сразу научилась делать это хорошо», «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться как надо».

3. Любовь родителей ребёнок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть» и т.д., особенно это важно, когда у ребёнка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.

4. Именно на первых порах учения важно чётко и однозначно показать ребёнку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения - значит, организовать жизнь ребёнка, что поможет ему в учебном труде.

5. Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители вместе с учителем могут помочь ребёнку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребёнком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.

Зам директора по УВР: В нашу «родительскую почту» поступили вопросы от вас, уважаемые родители, все они связаны с проблемой адаптации ваших детей в школе. Наиболее типичные из них мы сейчас разберём вместе.

Вопрос 1: «Как «приохотить» ребёнка к учению, не нанося при этом вреда. Мне кажется, я так придирчиво отношусь к ошибкам сына, что у него пропадает всякий интерес к познанию».

Родители высказывают свои варианты ответов на вопрос:

«Никогда не ругайте ребёнка. Сочувствуйте и помогайте».

«Нам мешают раздражения и усталость. В таком состоянии лучше не вмешиваться в дела ребёнка».

«Представьте себе, что вы перешли на новую работу. Каково вам? А ведь ребёнку ещё труднее: ведь в его жизни всё изменилось. Поэтому не требуйте от него невозможного».

«Здесь уже говорилось, что занятия надо превратить в игру, но, по себе знаю, что это непросто».

«А  я  думаю, что вам надо обратиться за советом к психологу».

Комментарий зам. Директора по УВР: Я советую следовать правилу: не вмешиваться в дело, которым занят ребёнок. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься». В конце одобрите старания ребёнка, несмотря на результат. Запомните 2-3 ошибки ребёнка, которые вам показались особенно досадными. Найдите свободное время и спокойным тоном поговорите о них, попытайтесь отработать правильный вариант.

Устный вопрос одного из участников: А как быть в ситуациях, когда у ребёнка не получается, он нервничает и даже плачет?

Зам. Директора по УВР: очень хорошо начать со слов: «давайте вместе». Эти волшебные слова открывают ребёнку дверь в область новых умений, знаний, увлечений. Это - не просто добрый совет, а феномен, открытый выдающимся психологом J1. С. Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития». Каждый родитель должен о нём знать.

Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Меньший круг будет обозначать дела, с которыми ребёнок справится сам, а зона между границами малого и большого круга- дела, которые ребёнок делает только вместе со взрослыми. Зона дел, выполняемых вместе, - это «золотой запас» ребёнка, его потенциал на ближайшее будущее.

Вопрос 2. «Мне не удаётся привить интерес ребёнка к чтению. Он давно знает буквы, любит слушать чтение, но сам читает только из-под палки».

Мнение родителей:

«Я делаю так: придя с работы, говорю: «Сыночек, иди-ка сюда, мне так хочется почитать книжку, да некогда. Почитай мне хоть немного, а я пока помою посуду».

«У нас в семье есть запрет на телевизор до 21 часа. Если телевизор работает всё время, ничего с чтением не получается».

«А я прошу почитать что-нибудь старшую сестрёнку. Сажусь рядом и с увлечением слушаю. Младший, где бы он ни был, обязательно оказывается рядом и тоже увлекается содержанием. По нашей предварительной договорённости сестра прерывает чтение на самом интересном месте. Конечно, малыш просит продолжить, но сестра, ссылаясь на занятость, отказывает. Тогда он продолжает, а я ему помогаю».

Комментарий зам. Директора по УВР: В трудный период освоения чтения надо помочь ребёнку увлечься этим процессом. Не хочет пока ваш ребёнок, ну, что ж, читайте ему вслух. «Как долго надо читать с ребёнком, чтобы он начал с увлечением делать это сам?» - спросите вы. Однозначно на это вопрос ответить трудно. Подбирайте книги по темам, интересующим ребёнка, откладывайте все свои дела и читайте, читайте, читайте!

Можно переключить внимание ребёнка с чтения текста на что-нибудь совсем иное по характеру задания. Возьмите две одинаковые книжки (или ксерокопию текста) и ищите вместе с ребёнком, например, сколько раз в абзаце встречается «Ы». найдёте разное количество букв - сверяйте вместе. За счёт неоднократной проверки ребёнок может непроизвольно запомнить содержание текста или заинтересоваться им. Попросите ребёнка следить по тексту за вашим чтением и намеренно пропустите слово. Итак - игра, а не нудное понукание!

Вопрос 3. У моего ребёнка нередко возникают конфликты со сверстниками. Как с этим бороться?

Мнения родителей:

«Мой совет - чаще приглашайте одноклассников ребёнка в гости. Играйте с ними, и вы увидите корни проблем, и возможно поможете своему ребёнку».

«Я думаю, что надо попросить психолога встретиться сначала с ребёнком, а потом с вами. Наверняка найдёте выход».

«Поговорите с ребёнком. Пусть он будет перед сном, когда он расслаблен и спокоен. Расскажите о своём детстве, о том, как вам удалось помириться с лучшим другом. Спросите, что его тревожит, можете ли вы помочь».

Комментарий зам. Директора по УВР: Конечно, причин может быть много, наверное, и решений тоже. Но можно попробовать использовать приём «Беседа по классной фотографии».

Положите перед собой классную фотографию вашего ребёнка. Пусть для начала он «познакомит» вас с одноклассниками, покажет соседей по парте, ряду. В дальнейшем можно будет через фотографию расспрашивать ребёнка о взаимоотношениях в классе, о его личных симпатиях т антипатиях. Стараетесь, чтобы ваш ребёнок или дочь больше говорили о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Не провоцируйте ребёнка на «ябедничество». Лучше не задавать вопросов типа: «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?» или «У кого самые плохие отметки?» Предпочтительнее задавать вопросы, помогающие создать. Укрепить положительное, доброе, уважительное отношение к одноклассникам: «К кому всегда можно обратиться за помощью?», «С кем интереснее всего играть?», «Кто самый весёлый?» и т.п.

Вопрос 4. Как лучше отмечать успехи ребёнка, чтобы он сам радовался и хотел их повторить.

Мнения родителей:

«Я поощряю дочь маленькими подарками, но муж ругает меня и говорит, что развивается меркантильность».

«Наш старший сын предложил за маленькие достижения брата вешать ему на стену рисованные медали. Они красивые, яркие. Если такие «медали» в течение недели появляются, то старший ведет малыша в выходные в кино или на каток».

«Мы практикуем семейную газету. На холодильнике висит обыкновенный лист бумаги. Вечером, после ужина, мы вписываем фломастером туда добрые дела, например, «красивая поделка» или «прочитал рассказ сам». Все взрослые обязательно оказываются в этом месте и, таким образом всегда в курсе дел нашего первоклассника».

Комментарий зам. Директора по УВР: Интересно попробовать такую форму, как «копилка школьных успехов». Она увлекательна и необычна. В специальном месте ставится стеклянная банка или прозрачная пластиковая коробка. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую, к примеру, будут складываться «пятёрки» и «четвёрки» в виде чего-то материального, например, зёрен крупной фасоли или крупных макарон- ракушек. Предвидя возможный родительский соблазн, предупредим сразу: играть в то, что за полученные «пятёрки» и «четвёрки» вы будете складывать в копилку пятирублёвые монеты, не стоит. Наверное, даже не стоит объяснять, почему. Фасолинки ребёнок кладёт туда самостоятельно.

Как только «копилка» окажется заполненной, удивите ребёнка приятным сюрпризом, а фасоль или ракушки верните на прежнее место. Пусть всё начнётся сначала. Объём копилки должен быть небольшим, чтобы заполнение не было томительно долгим. Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в наказание за проступки или «двойки». Во- первых, это может сделать процесс заполнения бесконечно долгим, а, во-вторых, это попросту несправедливо.

Учитель: В заключение этого этапа предлагаю нашим уважаемым мамам и папам памятки (раздаёт тексты). Ознакомьтесь с ними на досуге, возможно, советы окажутся вам полезными.

Образец 4. Советы родителям первоклассников (по Ж. Е. Олкониной, М Я Ивановой, К А. Нахаловой).

Часто приходится слышать от родителей такое обращение к сыну или дочери: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». В этой фразе ребёнку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят «только если». Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твёрдой вере, что награды и наказания - главные воспитательные средства. Похвалишь ребёнка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но вот беда, не всегда безотказно действуют эти средства. Кто не знает такую закономерность: чем больше ребёнка ругают, тем хуже он становится? Почему? просто воспитание - это вовсе не дрессура.

Давно доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развития человека. Эта потребность удовлетворяется, если вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения могут быть и невербальными - они содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, не говоря уже о прямых словах «Как хорошо, что у меня есть ты!», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома» и т.п. Психологи рекомендуют обнимать ребёнка не менее 4 раз в день, поскольку это необходимо малышу, просто для выживания, а для хорошего самочувствия ему нужно не менее 8 объятий в день. И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.

Конечно, ребёнку подобные знаки безусловного принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервные , психические заболевание. Итак, безусловно принимать ребёнка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а за то что он есть!

Значит ли это, что вы не должны сердиться на ребёнка? Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать особым образом. Вот некоторые правила:

• можно выражать недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом;

• можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были: раз они возникли, значит, для этого есть основания;

• недовольство действиями ребёнка не должно бьггь систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.

Можно предложить несколько практических упражнений:

1. Посмотрите, насколько вам удаётся принимать вашего ребёнка. Для этого в течение дня (а лучше 2-3 дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительным высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упрёками, замечаниями, критикой). Если количество отрицательных обращений рано числу положительных или превышает его, то с общением у вас не все благополучно.

2. Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребёнок: он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? теперь вам будет легче сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов.

3. Обнимайте вашего ребёнка не менее 4 раз в день.

Психолог: А теперь, уважаемые родители, снова обратимся к таблице «Проявление школьной дезадаптации», которая лежит перед каждым из вас. Представьте, пожалуйста, в графе 3 своё видение роли родителей в «снятии» её причин. Родители выборочно озвучивают варианты. К примеру, один из них может выглядеть так

Проявление школьной дезадаптации у младших школьников

Форма дезадаптации

Причины

Чем могут помочь родители

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребёнка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей

Развивать интерес к учёбе через игру. Оказывать поддержку в «зоне ближайшего развития»

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Поддерживать доброжелательное отношение к окружающим. Закреплять нормы и ограничения

Неспособность принять темп школьной жизни (особенно у соматически ослабленных детей и детей с ослабленным типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

Развивать волю. Применять рисование,

конструирование, которые помогают развить внимание

Школьный невроз, «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»

Ребёнок не может выйти за пределы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Всячески украшать в сознании ребёнка образ школы, не говорить плохо о школе, участвовать в школьных делах

Учитель: Весьма важным в поддержке первоклассника является информированность родителей о режиме работы различных служб школы, организационных моментах учебно- воспитательного процесса. Некоторые позиции нами уже обсуждались ранее. Сейчас мы предлагаем вам информационный пакет, в котором собрано много важных для вас сведений (раздаёт тексты).

Вы, уважаемые родители, можете немало сделать, чтобы ваш ребёнок любил школу и учился с радостью.

Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов не оцениваются баллами. Поэтому вместо вопроса «Какую отметку получил?», спросите: «Что сегодня было самое интересное?», «Чем занимались на уроке чтения?», «В какие игры вы играли?», «С кем ты подружился в классе?», «Что вкусного было в столовой? и т.д.

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребёнка совершенно по-разному. Для ребёнка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребёнок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребёнка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребёнка что-то не уметь и что-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Помните: ваш ребёнок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребёнка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учёбу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребёнка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Учитель: Безусловно, в рамках короткого разговора мы не могли обсудить всеР проблемы школьной адаптации первоклассников. Но надеемся, что, каждый из вас нашёл для себя что-то значимое и полезное. Ведь каждый ребёнок уникален.

Одинаковых рецептов воспитания быть просто не может. Желаем вам успехов на, трудном пути восхождения вашего ребёнка к вершинам познания, и до новых встреч!

 

.  .  .