Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ
Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО
Автор: Т.В. Матыгулина
ГОКУ «СКШИ г. Черемхово», Иркутская область
Аннотация: Данная статья знакомит с преимуществами групповой работы на уроке, со способами деления класса на группы, о видах групп, с результативностью групповой работы на уроке.
Ключевые слова: групповая работа, базовые компетентности, групповая работа.
«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку.
А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»
Бернард Шоу
Перед каждым из нас стоит вопрос: «Как правильно организовать ход урока? Что нового внести в обучение и преподавание? Как заинтересовать, помочь, научить тому, как учиться, сплотить ребят? Что необходимо предпринять, чтобы сделать учение увлекательным, а каждый урок продуктивным?»
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.
Задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая форма. Групповая работа – это, прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я применяю эту форму работы.
Л.С. Выготский считал, что учащиеся способны работать на значительно более высоком интеллектуальном уровне, если их обучение протекает совместно в малых группах, нежели в тех случаях, когда они обучаются индивидуально. Психологи утверждают, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником обучения
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.
Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения.
Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.
Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно–ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
· постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
· инструктаж о последовательности работы;
· раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
· знакомство с материалом, планирование работы в группе;
· распределение заданий внутри группы;
· индивидуальное выполнение задания;
· обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
· обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
· сообщение о результатах работы в группах;
· анализ познавательной задачи, рефлексия;
· общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Класс делится на группы (пары, тройки) для решения конкретных учебных задач. Ккаждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.
Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно использую уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. Психолог Ю.Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». Необходимо учесть, что в классе может быть ученик, который может отказаться от работы в группе; к этому нужно быть готовым. Подготовить индивидуальные задания. Как правило, и такие дети в свое время тоже начинают сотрудничать, но для этого необходимо время.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:
· по желанию,
· случайным образом,
· по выбору «лидера»,
· по выбору педагога.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
· разделитесь на группы по … человек,
· разделитесь на … равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения.
3. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
4. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.
Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
· задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
· задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
· задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
· содержание работы должно быть интересно детям;
· задания должны быть доступны детям по уровню сложности;
· задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.
В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию.
Примерные правила совместной работы:
· работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
· работать по алгоритму (плану);
· своевременно выполнять задание: доводить начатое дело до конца;
· качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок);
· каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое.
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
· может контролировать,
· организовывать,
· оценивать работу учеников,
· участвовать в работе группы,
· предлагать участникам разные варианты решений,
· выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Используя в своей практике форму групповой работы, я могу выделить такие положительные моменты, работающие на эффективность данной формы:
· повышается учебная и познавательная мотивация;
· формирование навыков общения, сотрудничества, взаимопомощи;
· снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
· в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
· способствует развитию критического мышления и адекватной самооценки;
· улучшается психологический климат в классе.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Наряду с преимуществами использования форм групповой работы выделила и недостатки:
· групповой работе надо сначала научить (для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках, без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна);
· трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
· учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения;
· трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.
В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:
· нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
· следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
· групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
· нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда;
· нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе;
· не злоупотреблять парной и групповой работой, научиться дозировано использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его с индивидуальной, так и фронтальной работой.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.
Список литературы:
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
- А.Б.Воронцов. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000.
- И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69.
- И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г.
- С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997.
- Р.А.Утеева Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 1985 №2.
- О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - .''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36.