Сравнительный анализ обучения и подготовки российских профессоров начала XX века с современной системой
Сравнительный анализ обучения и подготовки российских профессоров начала XX века с современной системой образования в высшей школе и аспирантуре
Автор: Смирнова Елена Сергеевна
Ф.М. Достоевский утверждал, что “наука народу страшно нужна”, что в “скорейшем развитии образования — вся наша будущность”, что одно из преимуществ интеллигенции перед народом именно в том, что “мы приносим на родную нашу почву образование”. Слова русского писателя, мыслителя, философа и публициста не потеряли актуальность и в наше современное время. Речь в этой статье пойдет об обучении и подготовке российских профессоров начала XX и ХХI веков в высшей школе и аспирантуре. Будут рассмотрены основные сравнительные показатели и факторы образования как института, инструмента и механизма в подготовке новых молодых ученых двух разных эпох.
Показатель |
Обучение начала XX века |
Современная система образования |
1. Методика проведения занятия. |
Методике лекций не уделялось должного внимания. Они зачастую читались по готовому печатному тексту. В лекторе ценилось красноречие, умение произвести эффект, и поэтому профессора старались подражать ораторам. |
Методике проведенного занятия уделяется должное внимание. Существует определенная методика лекционных и семинарских занятий, коллоквиумов. |
2. Уровни образования |
Анализ литературы показал, что в сфере подготовки научно-педагогических кадров в XIX – начале XX века отсутствовал уровень бакалавриата как таковой, несколько иной 3 уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации (приват-доцент и т.д.). |
Сейчас выделяют три уровня высшего образования: 1. высшее образование — бакалавриат; 2. высшее образование — специалитет, магистратура; 3. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Аспирантура — это отдельный уровень высшего образования в России. |
3.Форма обучения в высшей школе |
Практически не изменилась. Так посещение занятий как в начале XX века, так и сейчас является личным делом каждого студента. Возможное исключение составляет, личные требования отдельных преподавателей к своему предмету. |
|
4. Форма обучения в аспирантуре |
Практически не изменилась. Аспиранты и раньше и сейчас не очень загружены своими учебными занятиями. Предоставляется больше свободного времени для вненаучной, научной, культурной деятельности и для заработков на жизнь. |
|
4. Пол обучающихся |
До 1917г. преимущественно высшее образование получали мужчины. |
Отсутствуют ограничения в получении высшего образования по половому признаку. |
5. Экономический показатель |
Получение высшего образование в стране не носило массовый характер, большая часть населения была неграмотной. В 20-х годах прошлого века правительство страны взяло курс на ликвидацию неграмотности. Большая часть населения обучалась в сельских, трудовых школах. |
Происходит тенденция введения ограничений получения высшего образования, понижается его доступность через проведение ЕГЭ. Наблюдается разрыв между требования высшей школы уровнем подготовки школьников. |
6. Защита диссертации |
День защиты магистерской или докторской был праздничным событием, о котором оповещалось в университетских газетах и солидных изданиях. На защите присутствовало большое количество заинтересованной публики. |
В настоящее время масштабность такого события значительно меньше. Не бывает таких праздников мысли как были в начале XX века. |
7. Взаимоотношения |
Взаимодействие аспиранта с коллегами отличается от отношений, которые складываются между соучениками в студенческих группах. Панибратство сменяется взаимовыгодным сотрудничеством и конкуренцией. |
|
8. Требования общества, влияние времени |
В конце XIX – начале XX века с целью увеличения числа специалистов с высшим образованием правительство обеспечивало обучающихся в сфере высшего образования заграничными командировками. Право на заграничные командировки имели только три университета: Московский, Харьковский и Казанский. Вопросами научной подготовки и аттестации кадров в Российской империи занимался А.Н.Якушев, его работы по развитию законодательства о порядке присуждения ученых степеней. Результатом этих научных изысканий стала кандидатская и докторская диссертации, защищенные по юридическим наукам. |
Приближение высшего образования к аспирантским программам зарубежных университетов. Но при этом возникают трудности использования научных российских исследований в практике организаций (в отличие от западных коллег). Аспирантам необходимо искать инвесторов для проведения своих научных исследований. |
По результатам анализа видно, что время диктует свои требования. Система высшего образования в России развивалась и развивается в соответствии с потребностями общества, а также в зависимости от достижений наших ученых в естественных науках, медицине, физике, химии, информатике и других областях знаний. Отсюда сразу обозначаются различия в предметах, формах и методах преподавания в высших учебных заведениях и аспирантуре, программах, взаимоотношениях. Среди наиболее явных особенностей в области современного высшего образования является сложность обучения, высокая учебная нагрузка и несоответствие ожиданий будущей трудовой деятельности.
«Признак хорошего образования — говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами».
Ралф Уолдо Эмерсон.
Литература:
1. Кармазинский А.Н. АСПИРАНТУРА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.
2. Семашенко В., Кузнецова В., Пахомов С. Современная аспирантура и перспектива ее развития. – Высшее образование в России №3. – 2005г.
3. Диссертация Новичковой Н.А. Подготовка исследователей в области естественных наук в университетах России в XIX - начале XX века.