Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Компетентность и компетенции при обучении иностранному языку

Дата публикации: 2019-09-24 17:16:33
Статью разместил(а):
Едутова Вера Павловна

Компетентность и компетенции при обучении иностранному языку

Автор: Едутова Вера Павловна

ГБОУ "Средняя общеобразовательная школа",  пос. Кинельский, Кинельский район Самарской области

 

В педагогической литературе часто используются и уже "устоялись" термины "компетенция", "компетентность". Их широкое применение вполне оправданно, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой информационной, языковой  и других сферах"  Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

- управленческий аспект: как учитель анализирует ,планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;

- психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;

- педагогический аспект:  с помощью, каких форм и методов учитель ведёт обучение школьников.

Обобщая определения профессиональной компетентности, названные учёными, можно сделать вывод о том, что профессиональная компетентность учителя - это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.

Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость  умения развивать у учащихся  коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции. Компетентный учитель начинается, прежде всего, с урока, разработанного, проведённого и проанализированного.

Схема самоанализа урока:

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе.

2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса.

3. Какие задачи были главными, стержневыми и как при этом учитывались особенности класса.

4. Рациональность выбранной структуры урока. Рациональность распределения времени.

5. На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на  уроке.

6. Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала.

7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся.

8. Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности.

9. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока.

10. Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера.

11. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки.

12. Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций.

13. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи.

Требования к содержанию урока.

Для успешной работы на уроке компетентный учитель  иностранного  языка должен придерживаться требований к содержанию и методике проведения урока.

1. Научность.

2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока.

3. Осуществление связи с жизнью, теории с практикой.

4. Сочетание  коллективных форм работы учащихся с групповыми формами и индивидуальными.

5. Организация активной познавательной деятельности учащихся.

6. Сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике.

7. Оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.

Требования к методике проведения урока: 

1. Применяемые на уроке методы и приёмы обучения должны способствовать тому, чтобы урок был эмоциональным, вызывал интерес к учению, воспитывал потребность в знаниях.

2. Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учеников завершенными.

3. Необходимы полный контакт по взаимодействию учителя и учащихся на уроке, педагогический такт.

4. Необходимо создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.

5. Чередовать по возможности виды деятельности учащихся, сочетать разнообразные методы и приёмы обучения.

6. Большую часть урока учащиеся должны активно работать над овладением знаниями и умениями.

7. Всем учебным процессом на уроке управляет учитель.

Оценка профессиональной компетенции учителя.

В настоящее время существует достаточно много классификаций по оценке профессиональной компетенции учителя иностранного языка. Методист 3. М.Цветкова предлагает такую модель:

1. Учитель начинает видеть, что его не понимают.

2. Учитель видит, что именно не понимают.

3. Учитель осознаёт, почему его не понимают.

4. Учитель видит, что нужно сделать, и делает так, чтобы его поняли.

5. Учитель способен добиться понимания за минимальное время.

6. Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает творческие возможности учащихся.

Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение иностранному языку.

 

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.,1977.

2. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.,1981.

3. Чередов И.М. Формы учебной работы в современной школе. М.,1988.

4. Харламов И.Ф. Как активизировать учебный процесс. М.,1990.

5. Фридман Л.М. Об опыте передовом и новаторском. М.,2001.

6. Стратегия модернизации содержания общего образования.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. 

 

.  .  .