Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Логопедические упражнения для развития и коррекции фонематического слуха и слоговой структуры слова

Дата публикации: 2019-05-22 14:46:31
Статью разместил(а):
Кареба Анастасия Николаевна

Логопедические упражнения для развития и коррекции фонематического слуха и слоговой структуры слова

Автор: Кареба Анастасия Николаевна

 

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

С помощью предложенных простых  игр и упражнений в повседневной жизни, вы подготовите своего ребенка  к обучению грамоте в школе и предотвратите возможные трудности.

1. Назови первый гласный звук.

Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука,  Ира, игры, Оля, осень, утка, улица и.т.д).

2. Назови первый согласный звук.

Взрослый произносит слово, а ребенок пытается определить, с какого звука оно начинается.

3. Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, которые начинались бы с заданного звука.

4. Скажи наоборот.  

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке  (а,у – у,а).

5. Что лишнее?

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен сказать какой слог был лишним (другим).

6. Какое слово задумано?

Взрослый показывает детям картинки и называет их,     

пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка). Уточняется, какой звук пропустил взрослый.

7. Подскажи последний звук.

Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).

8. Поймай звук.

Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

9. Придумай рифму.

Какое слово можно добавить, чтобы было похоже: птичка-синичка, елки-иголки, ушко-подушка и.т.д.

10. Весёлое название.

Взрослый предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:                             

Баман, банам, банан, фанан, санан, канан, паман, банан и.т.д.

альбом, авьбом, айбом,  банбом, аньбом, альбом и.т.д.

11. Раздели слова на части.

Произносить слово по частям и посчитать количество слогов (ВО-РО-БЕЙ, СКО-ВО-РО-ДА и.т.д.).

- Отхлопай слово. На каждый слог – хлопок в ладоши;

- Выложи на столе столько фишек – сколько слогов в слове;

- Кто больше придумает слов с одним-двумя-тремя слогами;

- Найди цифру на карточке для каждого слова (с одним слогом – 1, с двумя-2 и.т.д.).

12. Придумай сам.

Придумать  слово на заданный слог (МА – мама, машина, малина, Марина и.т.д.).

13. Найди звук.

Где спрятался звук? В начале слова, в середине или в конце? (САНКИ, НОС, МОСТЫ; ШАПКА, КОШКА, ДУШ и.т.д.).

14.Повтори и объясни.

Взрослый просит ребенка повторить за ним пары слов, и объяснить каким звуком они отличаются и как изменился смысл слова. МЫШКА-МИШКА, УТОЧКА-УДОЧКА, ТРАВА-ДРОВА, ИГРА-ИГЛА, ЖАР-ШАР, ЛУК-ЛЮК, КОЗА-КОСА, МИШКА-МИСКА и.т.д.

15. Повтори за мной.

Взрослый просит ребенка повторить за ним цепочки различных слогов (желательно использовать ненарушенные в произношении звуки). СА-СА-СО; СЫ-СА-СО; МУ-МА-МЭ; ТО-ТЫ-ТА; ОТ-АТ-ИТ   и.т.д. В момент произнесения можно хлопать в ладоши на каждый слог, топать ногой, играть на «пианино» по столу пальчиками, соединять пальчики между собой, кидать мячик и.т.д. 

 

Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова 

Упражнение «Повтори так же».

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Родитель задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно».

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения: 
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Родитель воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему». 

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения: 
Вариант 1. Родитель задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое».

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Родитель произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

Упражнения на уровне звуков: 

«Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».

Упражнения на уровне слогов: 

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых родителем.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова: 

Игра с мячом 

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного родителем слова.

Игра «Телеграф» 

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, выложив палочками его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись» 

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные родителем слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше» 

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: ребенок и родитель передают мяч друг другу  и одновременно разбирают предложенное слово на слоги  заданного слова.

Игра «Назови правильное слово» 

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: родитель произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?» 

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами по количеству слогов и как соответственно меняется смысл слова.
Например: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово» 

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись» 

Цель: закреплять умение детей делить слова  на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами. 
Ход упражнения: Родитель показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается» 

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: родитель называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Например: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог» 

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, сапоги, коса, сани).

Игра «Конец слова за тобой» 

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: родитель начинает слово и бросает мяч ребёнку, ребенок  добавляет одинаковый слог ША:      ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?» 

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч родителю, произносит первый слог. Родитель, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Например:

Ребёнок:                           Родитель:                                Ребёнок:
бу                                      кет                                             букет
бу                                      фет                                            буфет
Бу                                      бен                                            бубен

Упражнение «Назови ласково» 

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: родитель, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик,   бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно» 

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: родитель показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Родитель:                          Ребёнок:
Мосалёт                             
Ломасёт                            самолёт
Самолёт

Игра «Пирамида» 

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Игра «Слоговые кубики» 

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов» 

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб» 

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд» 

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Упражнение «Собери слово» 

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово» 

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения: 
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок» 

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше» 

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

 

.  .  .