Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование образовательной среды на базе средней общеобразовательной школы

Дата публикации: 2019-05-11 14:18:18
Статью разместил(а):
Верхушина Светлана Юрьевна

Формирование цифровой образовательной среды на базе средней общеобразовательной школы

Автор: Талдыкина А.В. МБОУ "СОШ № 10", г. Хилок

 

Аннотация: В статье рассматривается  формирование цифровой образовательной среды в условиях средней школы российской глубинки. Цифровая образовательная среда насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается в подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе. Также в статье рассмотрены этапы формирования ЦОС и  условия, в которых  вынуждена работать школа.

Ключевые слова: цифровая среда, формирование, ИКТ-компетентность, развитие, цифровая школа.

 

Образование должно заложить в каждом человеке

чувство свободы и достоинства.

Иоган Генрих Песталоцци 

Формирование цифровой образовательной среды в каждой образовательной организации – процесс уникальный и должен учитывать множество факторов, таких как:

1. Уровень сформированности ИКТ-компетентности педагогов школы;

2. Возможности внедрения ИКТ-технологий в практику преподавания всех учебных предметов и воспитательного процесса.

3. Обеспеченность школы необходимым оборудованием.

4. Условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений.

5. Возможность открытого доступа  к информационным каналам локальной внутренней сети, сети интернет и к ресурсам медиатек;

6. Непрерывность развития технической инфраструктуры ЦОС.

В процессе формирования ЦОС школы можно выделить несколько этапов:

1. Организационный этап:

- оценивание соответствия имеющейся материально-технической базы требованиям  ЦОС;

- если необходимо, то происходит планирование  пополнения материально-технической базы;

- анализ уровня ИКТ-компетентности  педагогов школы;

- планирование обучения коллектива школы;

- разработка локальных актов директором школы, рассмотрение  и утверждение их на педсоветах;

- выбор программного обеспечения  для формирования ЦОС  наиболее подходящего  для данных условий.

2. Этап формирования ЦОС:

- создание службы методического и технического сопровождения ЦОС;

- формирование материально-технической базы;

- обучение педагогов школы;

- формирование единого информационного пространства в школе;

- обеспечение информационной безопасности в ЦОС школы;

- привлечение родителей и городской общественности к освещению проблем реализации ЦОС школы.

3. Аналитический этап:

- Оценка соответствия сформированной ЦОС требованиям ФГОС;

- Внесение изменений  в планирование формирования ЦОС.

Как уже говорилось выше, у каждой школы, в зависимости от множества факторов и условий, будет свой выход на формирование ЦОС. Первым условием, по моему мнению, влияющему на формирование цифровой среды, является, конечно,  материально-техническая оснащенность школы. Для анализа я взяла следующие показатели на 2018-2019 учебный год:

 

Число учащихся

Число компьютеров

Число компьютеров, подкл. к Интернету

Кол-во АРМ учеников

Кол-во АРМ учителей

Число ПК менее 3-х лет

Число ПК от 3 до 5 лет

Число ПК от 5 до 8 лет

Число ПК более 8 лет

Число интеракт. досок

Число мультимедиа проекторов

Кол-во комп.

классов

473

30

29

15

15

3

3

19

5

4

10

1

Из данной таблицы следует, что на одно рабочее место для учащихся  приходится  примерно 32 ученика, что катастрофически не достаточно для создания цифровой среды. Один компьютерный класс на такую большую школу явно не достаточен, но реалии школьной жизни вносят свои коррективы.   Рабочие места педагогов оснащены компьютером на 48%, интерактивными досками – на 12%, проекторами – на 32%.  Скорость сети Интернет оставляет желать лучшего, ее не хватает даже на простую ежедневную работу всех компьютеров в сети, не говоря уже об он-лайн уроках. Заявленная скорость в договоре с поставщиком не соответствует фактической скорости в школе.  

Следующим аспектом, влияющим на  формирование и создание ЦОС, является человеческий фактор, то есть готовность педагогов к данному виду деятельности.

Человек тогда может принять что-то новое, когда он осознает всю важность этой деятельности для себя.  В нашей школе работает 31 педагог, средний возраст - 40 лет.  Есть педагоги уже  с сформированной ИКТ-компетентностью, которые всегда применяют новые технологии в своей профессиональной деятельности, имеют собственные страницы, активно используют ЦОР  и т.д. Есть, конечно, и те, что работают «по старинке», не принимая ничего нового.  

Проанализировав итоги анкетирования педагогов по одному из вопросов о наличии мотивации к новым условиям работы в ЦОС, выяснила следующее:

· Постоянно работают с ЦОР, в сети Интернет при подготовке к урокам – 36% педагогов;

· Периодически – 48%;

· Не работают вообще  - 16%.

Ответы на анкету показали необходимость повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов через теоретические и практические семинары, мастер-классы, КПК педагогов с помощью курсов, предоставляемых ИРО Забайкальского края, вебинары и другие виды деятельности.

Дистанционные технологии прочно входят в нашу жизнь. Многие педагоги школы дистанционно  обучаются во многих институтах повышения квалификации нашей страны без отрыва от производства. Как показывают реалии современной жизни (взять хотя бы недавний карантин в Забайкальском крае) дистанционное обучение в школе просто необходимо как воздух. Заболевший ученик, сидя дома, может спокойно учиться  через сеть Интернет и поддерживать контакт с учителем через он-лайн или оф-лайн форумы, изучать лекционный материал, решать задачки и выполнять тестовые работы. 

Так же мы можем дистанционно учить детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из других районов края и других субъектов страны, но все как всегда упирается в финансы. В 2015 году наша школа стала муниципальным ресурсным центром по информатизации, в рамках этого проекта 8 учителей нашей школы и учителя из других школ были обучены работе в среде   Moodle. Мы практически все разработали курсы по своим предметам, педагоги были очень заинтересованы в дальнейшей работе,  но дальше проекта в нашем районе  дело так и  не пошло из-за отсутствия финансирования. Очень хочется надеяться, что проект будет продолжен.  

На сегодняшний день школа формирует  цифровую среду в пределах своих возможностей. (см. Таблица 1. Основные компоненты ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС)

 

Таблица 1.

 

№ п/п 

Основные компоненты 

Удовлетворение требованиям ФГОС 

11. 

Официальный сайт школы 

Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса. 

22. 

Электронная почта 

Обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса. 

33. 

Электронный журнал 

Обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, 

мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса. 

44. 

Система электронного документооборота 

Обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации. 

55. 

Система дистанционного обучения для учащихся 

Обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования но только через электронный журнал, Viber и социальные сети. 

 

Проанализировав все условия  для формирования цифровой образовательной среды нашей школы, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день ЦОС необходима и нужна для повышения уровня конкурентноспособности выпускников и в целом качества образования  в школе, но при нехватке финансов и поддержки государства, это так и останется мечтой в чьем-то докладе.

 

.  .  .