Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных

Дата публикации: 2019-01-06 12:23:23
Статью разместил(а):
Иванова Олеся Александровна

Партерная гимнастика как средство развития природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях ритмикой 

(Методическая разработка преподавателя хореографических дисциплин)

Автор: Иванова Олеся Александровна

МБУ ДО города Новосибирска «Детская школа искусств №30»

 

Введение.

          Танец - прекрасный вид искусства, в котором гармонично сочетаются музыка и пластика движений. Роль танца особенно важна в воспитании гибкого и подвижного тела, откликающегося на музыкальную драматургию, в воспитании благородной осанки, воспевающей красоту античной скульптуры. Средствами танца достигаются техническое совершенство и, самое главное, культура движений, а также тренируется мышечный аппарат будущего исполнителя.

          Партерная гимнастика даёт детям первоначальную хореографическую подготовку, развитие природных физических данных, формирует основные двигательные качества и навыки, необходимые для успешного освоения классического, историко-бытового, современного и других направлений танцев.

        Специфика работы хореографа в детском театральном коллективе заключается в том, что заниматься театральным искусством приходят дети очень разные и, не всегда обладающие хореогафическими данными. Поэтому, в  педагогической практике я активно использую партерную гимнастику, что способствует овладению основными движениями, способствующими развитию тренированного опорно-двигательного аппарата, формированию осанки, более развитых органов дыхания и кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы. Научившись владеть своим телом, учащиеся театрального отделения свободнее чувствуют себя на сцене, становятся эмоционально более раскрепощенными и свободными.  И моя  задача, как педагога-хореографа состоит в том, чтобы учащиеся понимали свою природу и научились эффективно исправлять свои недостатки и подчёркивать достоинства. Для этого и существуют такие занятия как ритмика, в которой есть раздел - партерная гимнастика. Продуманные занятия по партерной гимнастике, степень мастерства педагога, а также интеллекта и трудолюбия ученика позволяют добиться хороших результатов в развитии природных физических данных.

 

1.     Возникновение ритмики. Партерная гимнастика как раздел ритмики.

          «Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак-Далькроз (1856 - 1950) - швейцарский педагог, композитор, общественный деятель. Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, Далькроз обратил внимание на то, что далеко не все могут выполнять ритмический рисунок в пределах определённого метра и достаточно точно координировать движения при игре на музыкальном инструменте. Понимая, что ритм связан с моторикой, он начал вводить на уроках сольфеджио различные ритмические упражнения. Так постепенно им была создана система ритмической гимнастики, которая впоследствии стала называться ритмикой.

           В России активной пропагандой системы Далькроза стала его ученица Н.Г. Александрова, которая в 1909 году начала регулярно проводить занятия по ритмике на организованных ею курсах, в музыкальных школах, кружках. Особенно широко развернулась деятельность Н.Г. Александровой после Октябрьской революции. Она возглавила Московский институт ритмического воспитания, созданный в 1920 году по инициативе А.В. Луначарского, преподавала в консерватории, выступала с докладами, которые сопровождались показательными уроками.

         Благодаря широкой пропаганде, ритмика стала вводиться в музыкальных учебных заведениях, хореографических, цирковых, театральных училищах и театрах, в психоневрологических лечебницах.

         Ритмика - это передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку.

        Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, партерную гимнастику. Партерная гимнастика - упражнения на полу в разных позах, сидя, лёжа на животе и спине, направленные на растяжку всех мышц тела их укрепление их, на развитие гибкости в суставах.

         Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением.

          Занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонически развитой личности.

         Значение упражнений партерной гимнастики очень велико.

         Партерная гимнастика используется на первоначальных этапах обучения хореографии. Эти упражнения важны для формирования осанки, укрепления мышц, формирования опорно-двигательного аппарата; для развития органов дыхания, отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости), для развития музыкальных качеств. Также упражнения партерной гимнастики оказывают большое влияние на развитие психики - внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени. 

          Ребенок приобретает определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Благодаря системе и комплексу упражнений с каждым занятием ребёнку становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.

         Как правило детям младшего школьного возраста бывает сложно в полной мере сконцентрироваться на том или ином упражнении, для того чтобы выполнить его с наибольшей точностью. Поэтому, исходя из своего педагогического опыта, я могу с уверенностью сказать, что на занятиях ритмикой, в том числе и  партерной гимнастикой наиболее целесообразно использовать определенный методический прием – прием игры.   Детям очень интересно и увлекательно, когда их фантазия работает в полную силу, слыша такие «красочные» названия как: «корзиночка», «лягушка», «чемоданчик», «мостик», шпагат, полушпагат. Поэтому, для детей младшего школьного возраста при любых видах партерных упражнений  следует использовать образные названия для упражнений. Дети с удовольствием их исполняют.

         Таким образом, ритмика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств.

 

2. Природные физические данные и их развитие средствами партерной гимнастики.

        Под физическими данными подразумеваются два понятия: физические качества и физические способности.

        Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

        Врожденные физические способности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности.

        Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям).

 

Особенности физического развития младших школьников.

         Мышцы детей в этом возрасте имеют более пластичную структуру, по сравнению с взрослыми. Они обладают хорошей эластичностью, поэтому болевые и тянущие ощущения сведены к минимуму (при тренировке), суставы так же подвижны и с лёгкостью поддаются тренировке гибкости, что придаёт детям в этом возрасте преимущество перед взрослыми на занятиях, нацеленных на растяжку и гибкость.

          В этом возрасте - в возрасте младшего школьника начинают устанавливаться постоянные характеристики тела. Начинается окостенение длинных костей. Окостенение идет неравномерно, и чрезмерные силовые нагрузки могут нарушить этот процесс. Оформляются изгибы позвоночного столба, и имеет место недостаточно компенсированный поясничный лордоз (дети ходят, выставив вперед живот). Вдумчивое применение упражнений партерной гимнастики помогает исправлению осанки. Так же в возрасте 7 - 10 лет мышцы полностью не оформлены, имеет место неравномерность развития отдельных мышечных групп. Тем, у кого сильнее мышцы-сгибатели, целесообразно обратить внимание на развитие разгибателей и наоборот. В этом возрасте дети могут переносить значительные нагрузки, но лучше приспосабливаются к занятиям умеренной интенсивности. Основные двигательные качества развиваются неравномерно и зависят от состояния функциональных систем ребенка и его дыхательного опыта. Поэтому специалисты рекомендуют в начальный период повышать общую дееспособность занимающихся с помощью разнообразных средств.

          При приёме в творческие коллективы главным критерием отбора являются природные физические данные. Под  этим понятием подразумевают   относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Например, такие как выворотность ног, гибкость стопы, «балетный шаг», гибкость тела, прыжок, координация движений. Прыжок - один из элементов хореографии, с помощью которого достигается: лёгкость, воздушность, полётность.  Координация: нервная, мышечная, двигательная. Нервная координация: чувство ритма, равновесие, осанка и т.п. Мышечная координация - групповое взаимодействие мышц. Двигательная координация - это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени.

          Но имея определенный педагогический опыт, я могу с уверенностью сказать, что далеко не все дети желающие заниматься хореографией имеют природные данные для занятий классическим танцем. Препятствием служат недостатки физического развития ребёнка - это в основном чрезмерная сопротивляемость связок и двусуставных мыщц задней поверхности бедра, слабое развитие некоторых мышц, недостаточно развитая координация движений. Все эти качества можно развить.                                    

          С этой целью на хореографических отделениях школ искусств вводятся уроки партерной гимнастики. Способствуя развитию учащихся, партерная гимнастика позволяет уменьшить статическую и динамическую нагрузку на стопу и позвоночник, а также готовит  их ко всему комплексу хореографических дисциплин и способствует выработке соответствующей исполнительской культуры.

          Рассмотрим подробнее понятия природных физических данных и природных качеств.

          ВЫВОРОТНОСТЬ. Выворотность ног - это способность развернуть ноги (бёдра, голень и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повёрнуты своей внутренней стороной наружу. Для определения выворотности ног ребёнка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны, т.е. использовать grand plie. При недостаточной выворотности ног колени приседании широко не раскрываются, а уходят вперёд, и никакими усилиями их раскрыть нельзя.

         Выворотность ног зависит от двух важных факторов.

         Во-первых, от строения тазобедренного сустава.Чем глубже головка бедренной кости входит в вертлужную впадину, а связки, фиксирующие бедренную кость в вертлужной впадине, жёстче, тем меньше выворотность ног, и, наоборот, у детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая и связки эластичные.

          Во-вторых, выворотность ног зависит и от строения ног будущего исполнителя. Формирование голени и стопы у детей обычно заканчивается к 12-ти годам. К этому времени носки стоп у ребёнка оказываются повёрнутыми либо наружу, либо внутрь - «косолапые».

          Необходимо развивать природную выворотность, дающую впоследствии широкую свободу и красоту движений в различных видах танцев, возможность правильного их исполнения.

         ПОДЪЁМ СТОПЫ определяется при выворотном положении ног и проверяется поочерёдно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выводится в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожным усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.

          Стопа - сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат - является опорой тела человека и выполняется рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в танцах играет ещё и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъёмом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.

         «БАЛЕТНЫЙ ШАГ» - ШИРИНА, ВЫСОТА, ЛЁГКОСТЬ ШАГА (СИЛА НОГ). Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трёх направления: в сторону, вперёд и назад. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъёмом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проводится проверка величины активного шага (способность поднять ногу самому). Критерием в данном случае служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога.

           Высокий, легкий шаг, особенно важен для танцующего человека (ребёнка), он создает не только красоту пластической линии всего тела, но и придает большую выразительность позам и движениям.

           ГИБКОСТЬ ТЕЛА. Это одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься каким либо видом танца. Она показатель пластичности тела исполнителя, придаёт танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.

         Гибкость тела определяется величиной прогиба назад и вперёд. Для этого ребёнка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребёнок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки. Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.

         Гибкость, эластичность тела умножают выразительность телодвижений в танце.

         Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, уменьшает возможности пространственных перемещений тела и его звеньев.

         Гибкость развивают в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. Достигнутый уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений.

          ЧУВСТВО КООРДИНАЦИИ, координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Различают три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную.

          Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных поз, осанка и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память - одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.

         В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях).

         Двигательная координация - процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).

         МУЗЫКАЛЬНОСТЬ: музыкальный слух, музыкальное воображение, музыкальное мышление, музыкальное восприятие, музыкальная ритмичность.

Без чувства ритма и музыкальности не мыслим ни единый шаг, не малейшее движение будущего танцовщика.

        АРТИСТИЧНОСТЬ. Артистизм - понятие широкое, включающее в себя врожденную эмоциональность, фантазию и органическое чувство меры.

        Артистизм - это способность к восприятию танцевальных композиций в целом, это способность воспринимать и откликаться танцевальным движениям на все музыкальные нюансы, способность выражать пластикой движений настроение, заложенное в музыке, это, наконец, подсознательное, поначалу интуитивное стремление и движение юного существа к созданию художественного образа.

           У талантов всегда своя, особая красота, свое, подчас труднообъяснимое словами обаяние. Здесь и яркость чисто профессиональных качеств, и оригинальность, неповторимость художественной натуры.

           Естественно, что все эти природные  данные, при последующих регулярных занятиях, под руководством опытных педагогов, развиваются и раскрываются с предельной широтой. Но мы не должны забывать о психологии ребёнка в данный период его жизни, его психолого-педагогических особенностях, его способностях и возможностях в соответствии с психическим развитием на данном этапе.

 

2.2. Комплекс упражнений партерной гимнастики.

         Как вы уже поняли, природные физические данные можно развить, а недостатки - исправить. Для этого я предлагаю комплекс партерной гимнастики, упражнения из которого я использую на занятиях с детьми первого года обучения.

         Для занятий партерной гимнастикой  понадобятся индивидуальные коврики.

        Урок начинается танцевальным маршем в спокойном темпе, который постепенно ускоряется, затем возвращается в обычный, после чего можно приступать к упражнениям. Марш в начале урока приводит организм в рабочее состояние, налаживает дыхание и кровообращение.

        В первом классе марш обязательно нужно использовать и в середине урока для того, чтобы дети могли немного передохнуть.

Упражнения для развития и укрепления голеностопного сустава:

Музыкальное сопровождение: размер - 4/4, характер - умеренный, чёткий.

И.П.: Сидя на полу, ноги натянуты, корпус прямой, руки находятся в свободном положении немого позади спины, ладонями в пол.

·        Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.

·        Круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная 1 позиция), вытянуть стопы по 1 позиции.

·        Из положения - сидя на пятках, подняться на пальцы (подъем должен "вывалиться"), перейти на полупальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в обратном порядке и вернуться в исходное положение.

·        Сидя на пятках, спина круглая, перейти в положение - сидя на подъем, руки опираются около стоп.

         При выполнении упражнений обязательно нужно следить за максимальным вытягиванием и сокращением стоп, за подтянутым, прямым корпусом, втянутыми мышцами живота.

Упражнения для развития выворотности:

Музыкальное сопровождение: размер - 4/4, характер - плавный, мелодичный.

·        «Бабочка» И.П.: ноги согнуты в коленях, стопы соединены.

          Руки поднимаются наверх, затем корпус вместе с руками опускаются между ног - на стопы.  В этом положении остаемся некоторое время. Не допустимо расслабление мышц, поднятие корпуса,  возможно только углубление.

Необходимо следить за тем, чтобы первоначально ложились колени (на пол), затем ложился живот, затем грудная клетка, затем голова.

·        «Гармошка» И.П.: ноги натянуты, корпус прямой, руки находятся в свободном положении немого позади спины, ладонями в пол.

         Правая нога, сгибаясь в колене, ведётся по полу и ставится на носок. Следующим движением  нога кладётся на пол, как можно плотнее, затем, сначала  возвращается в вертикальное положение, а потом в исходное положение. Аналогично выполняется движение левой ногой.

Необходимо следить за прямой спиной и за бёдрами.

Упражнения для развития гибкости вперед:

Музыкальное сопровождение: размер - 4/4, характер - чёткий.

·        "Складочка" И.П.: Сидя на полу, ноги натянуты.

         Колени согнуть и подтянуть к груди,  стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и  стопы. Удерживать корпус в этом положении некоторое время, вернуться в исходное положение.

          И.П.: Стоя, ноги в выворотной II позиции.

          Сесть в глубокое  plie по II позиции, руки продеть с внутренней стороны голени и взяться за стопы, сохраняя положение рук, выпрямить колени с одновременным наклоном туловища вытягиваются.

Упражнения для развития гибкости назад:

Музыкальное сопровождение: размер - 4/4, характер - чёткий.

·        «Лягушка» И.П.: Лежа на животе, ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса.

         Руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной клетки, плечевой пояс подаётся назад, ноги сгибаются в коленях, пальцы ног стремятся достать до затылка. Удерживаем корпус в этом положении, затем возвращаемся в И.П.

         Необходимо следить за неотрывностью бедер во время исполнения перегиба плечевого пояса.

·        "Корзиночка". И.П.: Лежа на животе, ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса.

          В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении "мостик"). Вернуться в исходное положение.                                     

·        «Мостик» И.П.: Лежа на спине, ноги натянуты, руки вдоль тела.

        В положении "лежа на спине" ноги согнуть в коленях и подтянуть к себе, подняться на "мостик" и вернуться в исходное положение. Впоследствии исполняется из положения «стоя».

Силовые упражнения для мышц спины:

Музыкальное сопровождение: размер - 4/4, темп - умеренный.

И.П.: Лежа на животе, ноги вытянуты, руки вперед или в сторону.

·        Подъем и опускание туловища.

·        "Самолет".

 Одновременное подъем и опускание  ног и туловища.                        

·        "Лодочка". 

         Перекаты на животе вперед и обратно.

И.П.: Стоя, ноги в VI позиции, руки опущены.

·        "Обезьянка".

         Стоя по VI позиции, поднять руки вверх, наклониться вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение – упор, лежа на животе. Затем, движение проделать в обратном порядке до исходного положения.

Силовые упражнения для мышц живота:

Музыкальное сопровождение: размер - 4/4, темп - умеренный.

И.П.:  Лежа на полу, стопы натянуты, руки вдоль корпуса.

·        «Уголок»

          Ноги поднять на 90º  (в потолок) и опустить,  руки в стороны ладонями вниз. Впоследствии упражнение можно усложнить, добавив сокращение и вытягивание стоп.

·        «Берёзка»                         

          Натянутые ноги поднимаются на 90 градусов,  носки стремятся ввысь, при этом таз отрывается от пола, и так же стремится ввысь. Должна образоваться прямая линия, начиная от стоп ног заканчивая лопатками. Удерживать корпус в таком положении, затем сначала на пол опускается таз, потом  ноги.

Упражнения на развитие шага:

Музыкальное сопровождение: размер - 4/4, характер - плавный, мелодичный.

И.П.: Лежа на полу, ноги вытянуты

·        Лежа на полу, grand battement jete по 1 позиции во всех направлениях

·        Лежа на спине  battement releve lent  двух ног на 90º (в потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата,  собрать ноги в 1 позицию вверх.

·        Лежа на боку, battement developpe  правой ногой, с сокращенной стопой. Захватить ее:   а) правой рукой,     б) левой рукой.

И.П.: Сидя на полу, ноги вытянуты

·        Сидя в положении "лягушка", взяться левой рукой за стопу правой ноги и выпрямить  ногу вперед. Повторить с другой ноги.

·        Сидя на полу с ногами по 1 позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в "лягушку" на животе. Проделать все в обратном порядке.

·        «Чемоданчик»

          Руки поднимаются наверх, затем  корпус вместе с руками опускаются на ноги. Остаемся  в этом положении. Недопустимо расслабление мышц, поднятие корпуса, возможно только углубление.

Следить за сомкнутыми между собой ногами, за тем, чтобы первоначально ложился живот, затем грудная клетка, затем голова.

·        «Полушпагат»

          Сидя на прямом "полушпагате", наклонить туловище боком вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука на левом бедре. Аналогично сделать упражнение с другой ноги.

·        Шпагаты: прямой, на  правую, на левую ноги.

 

Заключение.

          В заключение хочу сказать, что данная тема была выбрана  не случайно, так как работая с детьми на практике я часто сталкиваюсь с проблемой недостаточности  физических данных у детей. Поэтому развитие природных физических данных - это важный элемент в развитии ребёнка. Прежде всего упражнения важны для формирования осанки; укрепления мышц; формирования опорно-двигательного аппарата; для развития органов дыхания; для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости); для развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени); развития музыкальных качеств.

        Ребенок приобретает определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем.

        На занятиях ребёнок познаёт себя, раскрывает свои физические возможности, который ему пригодятся в дальнейшем. Благодаря системе и комплексу упражнений с каждым занятием ребёнку становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.

 

Список литературы:

 1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. «Респекс» «Люкси» Санкт-Петербург 1996.

2. Боген, М.М. Физическое совершенствование как основное понятие теории физической культуры / М.М. Боген // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №5.

3. Буренина А.И. Ритмическая пластика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 1997.

4. Лисицкая М.С. Пластика. Ритм. - М., 1990.

5. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для средних и высших учебных заведений. - М.: Академик. - 1998.

6. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

.  .  .