Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование семейных ценностей у учащихся школы и их родителей

Дата публикации: 2018-12-14 14:49:42
Статью разместил(а):
Леонова Анна Анатольевна

Формирование семейных ценностей у учащихся школы и их родителей

Авторы: Леонова Анна Анатольевна, 

Лебедева Надежда Николаевна,

Кобарова Надежда Николаевна,

Шатерникова Ольга Олеговна

МАОУ «Средняя школа-комплекс №33 имени генерал-полковника И.Т. Коровникова», Великий Новгород

 

Ключевые слова: семья, семейные ценности, родители, проект, воспитание.

 

 Народ — это живой организм, клеточками которого являются семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. С другой стороны, самое главное в жизни маленького ребенка – семья. Но в последнее время, семьи все чаще становятся неполными, родители перестали общаться со своими детьми, развивать и воспитывать их. Одной из причин такого положения мы считаем некомпетентность родителей  в вопросах конструктивного общения с детьми. Поэтому в школе создан проект «Семейное воспитание», о котором пойдет речь в данной статье.

Воспитание ребенка в школе и в семье – это единый неразрывный процесс, поэтому очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей активными участниками педагогического процесса. В то же время, ни для кого не секрет, что работа с родителями -  одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Школа может помочь родителям (при их желании) в решении многих вопросов семейного воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей, заменить семейные отношения. Самое главное в жизни любого ребенка – его семья.  Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания.

Воспитанием ребенка, как правило, занимаются родители: мама и папа. Но в наше время родители редко бывают дома с детьми. Чаще всего, дети предоставлены сами себе. В создавшейся ситуации большое влияние на воспитание ребенка оказывают средства массовой информации и компьютерные технологии. Дети не интересуются своей семьей, историей ее создания, не знают о семейных ценностях и традициях. Поэтому в нашей школе возникла идея создания проекта, который будет направлен на создание условий для воспитания у обучающихся традиционных семейных ценностей (любви и уважения к близким, уважение младшим поколением старшего поколения, принятие позиции ответственного отца и доброй матери, понимание важности полной семьи и бережных отношений в ней друг к другу).

В работу по проекту включены учащиеся с 1 по 11 класс, их родители и педагоги. Начинается всё с первого родительского собрания, когда мы предлагаем родителям ответить на вопросы про своих детей (перечислить  положительные стороны детей (варианты «мой ребенок самый-самый…», я горжусь моим ребенком потому, что…»)  привычки и черты характера, от которых, по их мнению, нужно избавиться, какими бы хотели видеть своих детей в будущем)… Иногда, такие задания вызывают затруднения, и родители задумываются: «А так ли уж хорошо я знаю своего ребенка», но такие приемы позволяют педагогу продемонстрировать свою заинтересованность родителям в каждом ребенке и, как правило, это является отправной точкой в сотрудничестве учителей и родителей, родители доверяют учителю и родители и учитель становятся союзниками в воспитании детей не только формально.

Кроме того, включенность в проект учащихся 2-11 классов позволило на первых этапах проекта провести анкетирование с целью выявления особенностей семейного воспитания, понимания значения отца и матери, а также составления характеристик семей. Учащиеся вторых, шестых, восьмых и одиннадцатого классов отвечали на вопросы: считаете ли вы свою семью дружной; бывают ли в вашей семье ссоры и конфликты; как часто ваша семья собирается вместе; какие традиции есть в вашей семье; какой должна быть идеальная семья; каким должен быть идеальный отец и какой должна быть идеальная мать.

Исследование показало, что 82% учащихся считают, что семьи дружные; только 6% учащихся отметили, что в их семьях бывают конфликты, 43% второклассников отметили, что в их семьях ссор и конфликтов не бывает, учащиеся средних и старших классов в основном выбирали ответы «иногда», «редко». Чем старше учащиеся, тем реже их семьи собираются вместе ежедневно (2 класс – 20%, 6 класс – 16%, 8 класс -10%), в основном такие встречи переносятся на выходные (2 класс -  37%, 6 класс – 41% и 8 класс – 57%), при этом число семей, которые редко собираются вместе, сравнительно одинаково (2 и 6 класс – 43%, 8 класс – 33%).

Среди семейных традиций в основном называли совместное отмечание праздников, поездки в деревню (на природу), второклассники говорили о совместных прогулках в парк, лепке снеговиков, выпекании тортов, 1 шестиклассник назвал коллекционирование юбилейных монет, одиннадцатиклассники – о получении высшего образования и карьере; в то же время было много ответов, что в семье нет традиций. 

По мнению школьников идеальная семья – это полная семья, не богатая и не бедная, где есть взаимопонимание, добро, любовь и благополучие, духовный баланс и забота друг о друге, где не ссорятся (и не дерутся), вместе обсуждают разные вопросы, уважают друг друга; идеальная мать добрая, нежная, трудолюбивая, заботливая, спокойная, умная, веселая и красивая, любит своих детей такими, как они есть, помогает им с уроками, не ругает за плохие отметки, отпускает гулять, не пьет и не курит, понимает и помогает своем ребенку, заботится о самочувствии своего ребенка, хорошо воспитывает своих детей, всю себя отдает детям. Идеальный отец хороший, трудолюбивый, сильный, смелый, спортивный, мужественный, добрый, строгий, справедливый, не пьет и не курит, играет со своими детьми, зарабатывает много денег, любит жену и детей, не ругается, заботится о детях, может постоять за свою семью, помогает маме по хозяйству, умеет готовить, всегда поможет в любой проблеме, не просто ругает, а объясняет, нет такого…

Отталкиваясь от этих представлений мы стали планировать взаимодействие семьи и школы, которое выражается в создании условий для участия родителей в воспитательном процессе школы, создании и проведении системы массовых мероприятий с родителями, работе по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и учащихся, а также пропаганде здорового образа жизни через спортивные мероприятия с семьей.

В одном из классов, принимающих участие в проекте, существует театральная студия. Остановимся  поподробнее на участии родителей в театральной семье класса.

Работа в театральной студии помогла классному руководителю решить проблему посещаемости родительских собраний через выступление детей перед собраниями. Таким образом, данное мероприятие стало праздником всей семьи, так как стало традицией, что посмотреть на своего ребенка приходят и папа, и мама, и братья-сестры. Для детей важно, чтобы первыми зрителями оказались близкие люди, которые в любом случае поддержат их.  Понятно, что любая постановка требует внешнего оформления. Так как наша студия «молодая», есть проблемы с костюмами и декорациями. И здесь на помощь опять приходят родители, раскрывая свои таланты портних, художников и плотников. Ребята с удовольствием помогают родителям, перенимая навыки ручного труда.

Можно гордиться, что родители стали вместе со своими детьми выходить на сцену. Началось все с экспромт-выступления в классе в ответ на выступление детей. Уже через полгода две мамы провели общешкольный концерт ко Дню учителя, а совсем недавно бабушка одного ученика вышла на сцену в военном спектакле «Выжили и победили или Блокадный Ленинград». И все вместе инсценировали песню «Взрослые и дети», когда на сцене собрались ученики, папы, мамы, бабушки, младшие сестры и братья и учителя: классный руководитель и учитель музыки.

Важно не только помочь родителям  позитивно настроиться на школу и собственных детей, но и детям стать внимательнее к своим близким людям. С этой целью  в рамках проекта разработана система классных часов, включающая в себя темы:

- «Семейные ценности» (забота членов семьи друг о друге, уважение участников семейных отношений, долг и любовь в семье);

- «Семейные традиции» (семейные праздники, традиции, передающиеся из поколения в поколение);

- «Выходные с семьей» (многообразие мест для семейного выходного, важность подготовки и проведения совместного отдыха);

-  «Семейное дело» (какому полезному труду могут научить отец и мать);

- «Что для меня идеальная семья» (о понимании важности и полной семьи и установления правильных семейных отношений);

- «Что для меня идеальный отец» и «Что для меня идеальная мать» (характеристика идеального отца (матери) и о способах достижения этого образа);

- «С любовью к бабушке» (уважение к старшим в семье; понимание  заботы  о них);

- «Старшее поколение в семье» (изучение своего генеалогического дерева);

- «Конфликты  в семье. Конструктивное решение» (способы разрешения семейных конфликтов и меры по их предотвращению);

- «Отчего зависит благополучие семьи» (важность не материального благополучия, а духовного);

- «Воспитание на Руси» (важность полных семей и уважительное отношение к старшему поколению, большое количество детей и распределение обязанностей  в семье);

- «Минусы современного воспитания» (стили современного воспитания, роль детей в современных семьях).

Кроме того, учащиеся начальной школы выполнили проект «Мама». Сразу же сделаем оговорку, что в начальной школе ребенок может  решить только проектную задачу, поэтому проект – это условное название. При работе над данным проектом было важно учить детей добиваться своих целей, а также воспитывать в них внимательное отношение к близкому человеку.

Каждый ребенок получил титульный лист проекта и план действий, который составили ребята под руководством учителя.

Проект «Мама»

Выполнил__:

_________________,

учени__ 2 класса «А»

школы-комплекса № 33

Цель проекта:

1. Поздравить маму с днем матери.

2. Научиться выполнять проект.

План проекта:

Технология:

1. Подготовить поделку для подарка для мамы.

Изобразительное искусство:

2. Нарисовать портрет мамы.

3. Нарисовать открытку.

Русский язык

4. Составить сочинение о маме.

5. Подписать открытку.

6. Провести интервью у мамы.

Литературное чтение:

7. Прочитать стихи и рассказы о маме.

8.Выучить стихотворение, поучаствовать в концерте для мам.

Математика.

9. Составить задачи про маму.

      Особенно значимы  стали 4, 6 и 9 задания.  Во-первых, они отличаются новизной для ребенка. Во-вторых, имеют огромное воспитательное значение, так как при сочинении о маме дети обращали внимание на цвет глаз, прическу и другие особенности внешнего вида и характера близкого человека, что невсегда бывает в обыденной жизни ребенка., так как среди особенностей современных детей можно выделить невнимательное потребительское отношение к окружающим людям и окружающему миру в целом.  Во время проведения интервью, ребята узнавали предпочтения матери (любимую песню, книгу, кинофильм и т.д.), кроме того, когда мама отвечала на вопрос, что бывает счастлива, когда ребенок заправляет постель, этот ребенок стал чаще самостоятельно заправлять постель. И при составлении задач обратили внимание на то, сколько дел успевает сделать мама, что стало причиной более бережного отношения к труду матери.

Наряду со спортивными мероприятиями «Мама, папа, я – спортивная семья» и «Встаем на лыжи всей семьей», а также турниры по спортивным играм, направленными на здоровьесбережение семей и популяризацию спортивных игр для семейного досуга, стали традиционными открытые уроки для родителей,  показывающие  открытость,  доступность и познавательность  учебного процесса. В шестых классах на уроках кулинарии  прошел мастер-класс, проведённый родителями по приготовлению блюд из овощей.

 И еще одно направление работы с родителями - психолого-педагогическое просвещение родителей через:

· родительские собрания;

·  индивидуальные беседы (с педагогами и психологом); 

· психологические практикумы (проведение психологом практических занятий с родителями);

· оказание психологической помощи (совместная работа семьи и психолога);

· предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций(совместная работа семьи и психолога);

· работа с педагогическими кадрами (изучение литературы  о семейном воспитании);

· родительские конференции (обсуждение проблем и путей их решения).

Темами родительских собраний в ходе проекта стали:

- Умеете ли вы любить своего ребенка?

- Знаете ли вы (понимаете ли) вы своего ребенка?

- Один день из жизни ребенка в семье.

- Праздник в семье и семейный досуг: умеем ли мы его ор­ганизовывать?

- В семье растет сын (дочь).

- Школа и семья: как помочь друг другу?

- Правовые основы семейного воспитания: права и обязан­ности ребенка и родителей.

- Негативные явления: как их предотвратить?

- Здоровье нашего ребенка: советы, как его сохранить.

- Как помочь детям развить свои способности?

- Профессии, которые выбирают дети.

- О детской дружбе.

В рамках подпроекта «Мои родители учились в нашей школе»  ребята учатся работать с проектами, собирать материал для школьной выставки-стенда в музее. Но главное в этом подпроекте, это то, что при сборе материала в семье возникает ощущение общности между ребенком и его родителем, бывшим учеником нашей школы. Как правило, родители начинают вспоминать про школу, какие-то интересные ситуации из школьной жизни, что в свою очередь сближает детей и родителей.

В ходе проекта мы отслеживали, как  менялось представление детей о родителях. Приведем в качестве примера некоторые высказывания детей.

«Каким я буду отцом?»

- Я буду добрым и заботливым; защищать свою страну и семью; буду учить детей уму. У меня будет два ребенка, я буду их любить и гулять с ними. Я буду грамотным  и усидчивым, буду владельцем школы и в ней учить своих детей. У меня будет очень большая и дружная семья. Мы всей семьей построим большую дачу. Я буду учить детей спорту. Я бы хотел, чтобы у меня был умный сын и дочь». (2 класс).

- Я буду много зарабатывать. Если ребенку будет что-то надо, я буду давать ему деньги. Буду помогать  ему в жизни,  помогу избавиться от вредных привычек. Я буду много времени уделять времени своему ребенку. Буду помогать ему в трудных ситуациях. Если мой ребенок будет приносить плохие оценки – я ругаться не буду, а помогу исправить.  Я буду воспитывать своего ребенка справедливо, буду помогать с домашним заданием, отведу на танцы или спорт. (6 класс)

- Отец – это, прежде всего, друг ребенка, его защитник и советчик. (8 класс)

- Отец должен любить свою семью. Идеальный отец должен показывать своим детям пример того, как нужно себя вести. Ему следует серьезно отнестись к вопросу воспитания. Нельзя перегибать палку, но при этом не следует позволять  детям чувствовать безнаказанность за дурные проступки. Идеальный отец должен  проводить свое время с семьей, чтобы дети чувствовали, что мама и папа – одно целое, один механизм. Он не должен допускать конфликтов в семье. (11 класс)

- Я должен  быть таким отцом, чтобы через много лет мой ребенок с восторгом рассказывал обо мне своим детям. Отец  должен меняться по ходу взросления ребенка. Меняться сам и менять свое отношение к воспитанию. С маленьким ребенком больше играть, гулять, общаться, рассказывать о мире. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. С подростком должно быть доверие. Стремиться понять интересы ребенка. Поверить в него. Со старшими детьми надо быть искренними,  давать хорошие советы. Ни в коем случае отец не должен бить ребенка, кричать и повышать голос. (11 класс).

Особенно хочется отметить, что большинство детей в качестве положительного примера приводят своих родителей. Очень радостно видеть, что ответы детей такие добрые и интересные.

Проект еще действует, и о каких-то реальных изменениях в детях и их родителях можно судить только по таким вот мини-сочинениям, по их высказываниям, что родители стали больше проводить времени со своими детьми, реальном участии родителей в общешкольных мероприятиях. Но это значит, что наша работа была проведена не зря.

.  .  .