Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Проблема оценки эффективности реализации педагогической поддержки детей с ОВЗ

Дата публикации: 2018-12-05 12:44:42
Статью разместил(а):
Коваленко Ольга Леонидовна

Проблема оценки эффективности реализации педагогической поддержки детей с ОВЗ

Авторы: Коваленко Ольга Леонидовна

и Голенкова Наталья Алексеевна

МБУ ДО «Дом творчества «Вектор», г. Новокузнецк

 

Муниципальный инновационный проект (далее МИП) «Организация педагогической поддержки детей с ОВЗ средствами здравотворческой образовательной деятельности», реализуемый МБУ ДО «Дом творчества «Вектор» (далее ДТ) с 2016 года, носит комплексный характер, влияет на все направления деятельности организации, в нем задействованы все участники образовательной деятельности: учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры.

При этом, под зравотворчеством мы понимаем осознанную познавательную, деятельностную активность учащегося по формированию, сохранению и восстановлению личного здоровья, обеспеченного адекватными воспитательными технологиями.

Взяв за основу определение «педагогическая поддержка» основоположника соответствующей идеи Олега Семеновича Газмана, мы определяем педагогическую поддержку как особую деятельность педагога, которая обеспечивает помощь детям в решении индивидуальных проблем, содействуя саморазвитию их личности. Соответственно, педагогическая поддержка средствами здравотворчества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - это   система средств, применяемых педагогическим и управленческим коллективами для оказания помощи в преодолении проблем, разрешение которых способствует творческому саморазвитию детей с ОВЗ.

Целью данного проекта является научное обоснование и апробирование средств здравотворческой образовательной деятельности при организации педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования (далее УДО).

В настоящее время учреждение находится на втором этапе инновационной деятельности – внедренческом. Задача оценки инновационной деятельности вообще, эффективности оказания педагогической поддержки, в частности, требует анализ выполнения задач, поставленных для выполнения цели, а также определения эффектов, которые происходят при осуществлении данных задач.

Хотя педагогический коллектив ДТ находится в начале данного этапа, следует отметить некоторые результаты. 

Поскольку инновационный проект носит комплексный характер, он влияет на все направления деятельности организации, в нем задействованы все участники образовательной деятельности, при этом форма педагогической поддержки участников МИП различается.

 

Таблица 1. Формы педагогической поддержки участников МИП.

Субъекты

инновационного

процесса

Формы поддержки участников

Руководители

Признание опыта инновационной деятельности в социуме. Возможность повышения профессионального уровня.

Педагогические работники

Возможности повышения профессионального уровня за счет подготовки и участия в мероприятиях региональной инновационной деятельности и использование результатов деятельности в своей работе.

Моральное и материальное стимулирование.

Рекомендации к распространению педагогического опыта.

Создание условий для реализации программ самообразовательной деятельности в рамках реализации инновационного проекта

Учащиеся

Сопровождение участия в творческой и образовательной деятельности.

Презентация достижений учащихся в мероприятиях различного уровня.

Поощрение (благодарности, почетные грамоты, призы) за активное участие в реализации плана работы учреждения

Родители (законные представители)

Проведение торжественных мероприятий с целью представления достижений учащихся.

Привлечение родителей к работе в органах государственно-общественного управления образовательным учреждением (Родительский Комитет).

Включение в состав участников, общественных наблюдателей, экспертов в рамках организованных в учреждении мероприятий.

Презентации опыта семейного воспитания детей

Благодарственные письма за активное участие в реализации институциональных проектов

 

Управление инновационной деятельностью осуществляется посредством следующих организационных форм:

-        Педагогический совет – коллегиальный орган управления МБУ ДО ДТ «Вектор», объединяющий педагогических и административных работников.

-        Методический совет осуществляет руководство методической и исследовательской деятельностью учреждения, разработку комплексной программы «Белый цветок», руководство и организацию инновационной деятельности учреждения. В 2017-2018 учебном году состоялось 4 заседания методического совета.

-        Временные творческие коллективы, действующие на основании Положения о ВТК, ведут работу по подготовке материалов к социально значимым мероприятиям муниципальной системы образования:

Кроме того, управление инновационной деятельностью осуществляется и на уровне персоналий: директор, научный консультант, консультант, заместители директора по ВР, УВР, АХЧ, заведующие отделами, члены рабочей группы. 

С целью определения общих условий, целей, направлений, порядка организации и управления инновационной деятельностью в учреждении разработан ряд локальных нормативных актов.

Процедура реализации этапов инновационного проекта основана на использовании хорошо известного метода реальных и последовательных шагов. С помощью данного метода на стадии оценки этапа проекта мы задействовали возможности педагогического коллектива обучаться и участвовать в принятии решений по проекту. 

Опыт инновационной деятельности дома творчества «Вектор» был неоднократно представлен в системе образования города Новокузнецка и Орджоникидзевского района в рамках проведения социально значимых мероприятий, а также в Дни комитета образования и науки в Орджоникидзевском районе, на которых присутствовали представители Комитета Образования и Науки, районных отделов образования.

Лейтмотивом событий, посвященных презентации инновационной деятельности, является демонстрация результатов развития организации по проблемам педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, проектирования и использования средств здравотворческой образовательной деятельности.

Значимыми результатами для коллектива дома творчества «Вектор» являются презентация инновационной деятельности в сборниках всероссийского и международного уровней (Сборнике научно-исследовательских, методических и творческих работ общероссийского инновационного проекта «Моя Россия», 2017г.; Альманахе мировой науки    (Педагогические науки), 2017г., высокая оценка инновационной деятельности учреждения в региональной и Всероссийской выставках, высокие показатели рейтингования Департамента Образования и Науки Кемеровской области.

В соответствии с целью отчетного этапа МИП, направленной на разработку и внедрение комплексной программы и модели педагогической поддержки детей с ОВЗ, в текущем периоде решался комплекс задач.

Охарактеризуем основные задачи данного этапа.

Решая задачу создания нормативно-правовых и организационных условий для осуществления педагогической поддержки детей, был принят ряд локальных актов, была разработана стартовая документация инновационного проекта, изданы приказы и распоряжения, заключены договоры, в том числе с институтом об оказании научно-методической поддержки при реализации МИП, осуществляется календарное планирование инновационной деятельности.

Большая работа проведена коллективом учреждения по решению задачи разработки и внедрения комплексной программы, направленной на формирование у субъектов образовательной деятельности инклюзивной и здоровьесберегающей культуры.

В ответ на запрос родителей открыт и функционирует центр педагогической поддержки «Белый цветок» для детей с ОВЗ от 5 до 18 лет, в котором в 2018 году занимаются более ста детей. Сегодня в доме творчества реализуется двенадцать дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей с ОВЗ.

За этот период проведено более тридцати общеорганизационных воспитательных мероприятий: пять благотворительных фестивалей, восемь акций добра и милосердия, праздники, совместные мероприятия с другими учащимися объединений дома творчества «Вектор».

Создан волонтерский отряд учащихся дома творчества, который оказывает помощь в проведении мероприятий для учащихся с ОВЗ, организует поздравление «особых» детей на дому, проводит различные акции поддержки детей с ОВЗ.

Решая проблему «включенности» детей с ОВЗ в социум, в общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, был организован первый муниципальный конкурс для детей с ОВЗ «Мой взгляд на мир», результатом которого стал альманах литературного творчества, более шестидесяти особых детей попробовали себя в качестве авторов.  

Используя методику контент-анализа детских работ, был проведен качественно-количественный анализ содержания, текстов который дал нам представление о детских переживаниях, интересах: «Мой Новокузнецк» - 10%, «Свободная тема» - 25%, «Интервью с самим собой» - 13%, «Моя родословная» - 9%.

Полученные результаты легли в основу нового проекта «Литературная гостиная», который включает в себя комплекс мероприятий здравотворческого характера, направленных на социализацию детей, чтобы «… взгляд на мир» ребенка с ОВЗ качественно изменился.

Оказывая педагогическую поддержку особым детям, мы практически сразу осознали, что без педагогической поддержки родителям трудно помогать детям. С этой целью в 2017 году был организован клуб для родителей детей с ОВЗ «Мамина школа», деятельность которого нами осуществлялась совместно со специалистами Духовной образовательной организации «Кузбасская православная духовная семинария». Встречи, творческие мастерские, мастер-классы, совместные развлекательные и познавательные мероприятия, тренинги, как отмечают родители, привели к позитивными изменениями. 100 % родителей отмечают, что им интересны вопросы, которые поднимаются на встречах. 65 % родителей отмечает снижение психологической уязвлённости детей. (Для педагогической поддержки родителей особых детей и формирования у них инклюзивной культуры, в 2018 году была разработана программа «Новые горизонты».)

Решая задачи педагогической поддержки педагогов, был разработан и реализован план внутриорганизационного повышения квалификации педагогических работников в формате круглогодичного семинара, который привел к росту их профессионального развития.

На сегодняшний день в инновационную деятельность вовлечены 96 % педагогических работников, в то время как на начало проекта здоровьесберегающими технологиями пользовались 42 % педагогических работников.

Сегодня мы отмечаем рост публикаций, выступлений, конкурсных работ педагогов. Методической находкой дома творчества «Вектор» в решении проблемы внутриорганизационного повышения квалификации стала медиатека, в которую входят новые продукты здравотворческой деятельности: фильмы, сценарии, публикации, разработки мероприятий.

Медиатека позволяет, проанализировав методические материалы, представлять их для экспертной оценки педагогического сообщества в профессиональных конкурсах. Она регулярно пополняется, пользуется спросом педагогов, работники выкладывают свои материалы на страницы своих сайтов.

Решение проблем организации педагогической поддержки возможно только при условии социального партнерства.  Нашими партнерами являются: органы управления образованием, организация дополнительного профессионального образования, образовательные организации района и города, три организации культуры, три организации социальной помощи населению, медицинское учреждение и духовная образовательная организация.

 

Таблица 2. Роль  организаций и структур в реализации модели социального партнерства.

Организации и структуры 

Роль в реализации модели социального партнерства 

МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка

Научно-методическое и консалтинговое сопровождение.

Организация формального и неформального повышения квалификации

Управление социальной защиты населения Орджоникидзевского района

Предоставление информации о детях с ОВЗ и детях-инвалидах для связи с родителями (законными представителями)

Духовная образовательная организация высшего образования «Кузбасская православная духовная семинария Кемеровской Епархии Русской Православной Церкви»

Проведение занятий для родителей и детей с ОВЗ преподавателями семинарии (доктор медицинских наук, кандидат педагогических наук в рамках еженедельных занятий с родителями «Мамина школа» в Центре поддержки детей с ОВЗ «Белый цветок»

Муниципальная информационно-библиотечная система г. Новокузнецка «Наша библиотека»

Организация и проведение выставки «МИР ОСОБОГО ДЕТСТВА», посвященной 400-летию Новокузнецка

Городской и районные отделы опеки и попечительства

Предоставление информации о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации

МКУ СРЦН «Полярная Звезда», МБУ КЦСОН Орджоникидзевского района 

Участие воспитанников центра «Полярная Звезда» в организационно-массовых мероприятиях ДТ «Вектор»

ГБУЗ КО «Новокузнецкая городская детская клиническая больница № 3»

Реализация индивидуальных образовательных программ, организация консультативной и научно-методической помощи, организация и проведение мероприятий и др.

МКОУ «Специальная школа № 53», МАОУ «СОШ № 110»

Проведение совместных мероприятий в соответствии с планом районных мероприятий, организация благотворительных акций, ярмарок-выставок и др.

 

К 2018 году число социальных партнеров увеличилось: в их число вошла управляющая компания «Веста», принимающая участие в финансировании массовых мероприятий, при их содействии проведено девять совместных мероприятий, которыми охвачено более пятисот человек и оказана спонсорская помощь на сумму двадцать пять тысяч рублей.

Квинтэссенцией социального партнерства стала разработка и реализация федерального грантового проекта на сумму 1 377 491 рубль для строительства доступной детской площадки «Город-сказка, город - мечта».

Главными результатами работы по реализации третьей задачи по исследованию, систематизации и внедрению средств здравотворческой ОД, необходимые для оптимального вхождения детей с ОВЗ в образовательный социум УДО стали:

-        организация работы с особыми  детьми применяя современные методики орф-педагогики, монтессори-педагогики,

-        используя специальные средства здравотворческой образовательной деятельности как наглядные (схемы, пособия, таблицы, инструменты, особые материалы), так и технические (презентации занятий, видеоуроки, анкеты).

Разработанные педагогами новые средства образовательной деятельности размещаются на сайте учреждения для возможного использования родителями учащихся и другими педагогами.

Реализация проекта способствовала достижению ряда актуальных управленческих, организационно-педагогических, образовательных задач.

 

Таблица 3.  Анализ продуктов деятельности педагогов ДТ «Вектор».

Год

Повышение квалификации

Неформальное повышение квалификации

Участие в профессиональных конкурсах

Публикации

Участие в  семинарах, конференциях и  пр.

Применение цифровых образовательных ресурсов

2016

5

50

8

11

45

50

2017

7

55

25

27

27

55

2018

11

56

25

24

28

57

Это объясняется тем, что любые инновации имеют системный характер, вызывают изменения в сопутствующих видах деятельности. Выделим следующие виды эффектов от реализации инноваций, которые встречаются практически во всех источниках научной информации.

 

Таблица 4. Основные виды эффектов от реализации инноваций.

Вид эффекта

Показатели

Экономический

Показатели определяются в стоимостном выражении для всех видов результатов и затрат, полученных в результате инновационной деятельности

Технологический

Показатели определяются исходя из новизны, простоты применимости, критериев полезности, компактности

Ресурсный

Показатели определяются исходя из влияния инновационных продуктов на объемы производства и (или) потребления соответствующих ресурсов

Социальный

Показатели определяются исходя из социальных результатов инновационной деятельности

Средовой

Учитывается влияние результатов инновационной деятельности на экологию и окружающую среду

 

Основным экономическим эффектом является привлечение средств спонсоров и грантодателей на реализацию МИП.

Добровольное участие частных лиц и местных жителей происходит в различных формах: участие в проектировании, помощь в проведении мероприятий, предоставление инструментов и оборудования, материальные пожертвования.

Основными технологическими эффектами является расширение спектра программ для детей с ОВЗ; внедрение здоровьесберегающих технологий; внедрение средств здравотворческой образовательной деятельности.

Итоговым результатом должна стать разработка комплексной программы пор теме МИП, обеспечивающая оптимальное вхождение детей с ОВЗ в социум.

Основными социальными эффектами являются вовлеченность в инновационный процесс различных категорий: учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров, активизация профессиональной активности педагогических работников; повышение здоровьесберегающей культуры всех субъектов МИП.

Основные ресурсные эффекты затрагивают образ жизни и качество жизни детей и подростков с ОВЗ; возрастает творческая активность учащихся; повышается социальная эффективность творческой и культурно-образовательной деятельности учреждения.

-        Оказана педагогическая поддержка 100 учащимся с ОВЗ, осваивающим адаптированные дополнительные общеобразовательные программы;

-        Охвачено 3400 учащихся дома творчества «Вектор» работой по формированию инклюзивной культуры;

-        Привлечено 3400 родителей учащихся в проведение массовых мероприятий, акций, в рамках оказания педагогической поддержки детям с ОВЗ, волонтерские отряды учащихся дома творчества «Вектор» оказывают адресную индивидуальную помощь;

-        Проведен первый муниципальный литературный фестиваль конкурс для детей с ОВЗ, по результатам которого издан альманах литературного творчества детей с ОВЗ «Мой взгляд на мир» под рец. канд.пед.наук Качан Л. Г.

К средовым эффектам, вызывающим изменение образовательной среды для учащихся с ОВЗ, является создание безбарьерной образовательной среды. В течение 3-х лет реализации МИП увеличилось количество учебных кабинетов для занятий с детьми с ОВЗ и занимаемых площадей.

По итогам реализации МИП рабочей группой был проведен внутренний самоаудит эффективности инновационной деятельности учреждения с использованием Оценочно-уровневой шкалы определения соответствия показателей критериям эффективности реализации инновационного проекта по следующим критериям:

-        Материально- технические ресурсы;

-        Контингент;

-        Кадровые ресурсы;

-        Содержание образования;

-        Организация образовательной деятельности;

-        Технологии обучения и воспитания;

-        Управление инновационными процессами.

Результаты мониторинга эффективности реализации инновационного проекта составляет 85 %, что соответствует высокому уровню соответствия критериям эффективности.

Наиболее высокой продуктивностью характеризуется деятельность коллектива по критериям: контингент, кадровые ресурсы.

«Точки роста» на предстоящий период инновационной деятельности обозначены по критериям: материально-технические ресурсы, управление инновационными процессами.

Ситуация реализации МИП осложняется рядом факторов, которые в SWOT-анализе определяются как внутренние слабые стороны: слияние двух организаций, смена руководителя, специфика работы с детьми с ОВЗ.

Известно, что для оценки качества инновационного процесса, используют понятие «конечный результат» , который включает в себя:

-        внедрение в образовательную деятельность учреждения идей педагогической поддержки и здравотворчества, с целью получения экономического, средового, научного и иных эффектов представленных  в отчете;

-        технологии педагогической поддержки и средства здравотворчества, которые служат основой для проведения новых исследований на предстоящем этапе развития МИП;

-        практическое применение новшеств в виде технологий, продуктов, в организации и управлении инновационной деятельностью, росте профессионализма педагогического и управленческого коллективов;

-        повышение инновационной, имиджевой и инвестиционной привлекательности  учреждения дополнительного образования.

Наличие положительных изменений в учреждении за отчетный период реализации инновационного проекта, возросшая мотивация коллектива к повышению результативности своего труда, позволяют считать инновационную деятельность по реализации МИП «Организация педагогической  поддержки детей средствами здравотворческой образовательной деятельности» эффективной.

 

Список источников:

1. Диагностика успешности учителя : сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ / сост. Т. В. Морозова ; редкол.: В. М. Лизинский и др.  – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Педагогический центр, 2003. – 160 с. – ISBN 5-901030-06-0.

2. Качан, Л. Г. Социальное взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования в условиях инновационного пространства [Текст] / Л. Г. Качан, Т. А. Шерер, Т. В. Витовская, Н. А. Голенкова, О. Л. Коваленко // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности : материалы II Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е. И. Бражник, Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых. – Санкт-Петербург : Экспресс, 2012. – С. 204-210. - ISBN 978-5-9592-0197- 5.

 

.  .  .