Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа летнего оздоровительного лагеря при ОУ

Дата публикации: 2018-11-10 19:23:30
Статью разместил(а):
Булаева Светлана Анатольевна

Развлекательно-познавательная программа летнего лагеря

«КНИГА ДЖУНГЛЕЙ»

(в форме Коллективного Творческого Дела)

Автор: Булаева Светлана Анатольевна

 

Информационная карта программы:

1

Наименование организации отдыха и оздоровления детей (по Уставу)

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей при МАОУ СОШ № 10

2

Юридический адрес 

622 936 Свердловская обл., Пригородный район, с. Покровское, ул. Школьная, 11а

3

Фактический адрес местонахождения

622 936 Свердловская обл., Пригородный район, с. Покровское, ул. Школьная, 11А

4

ФИО директора/начальника лагеря

Доможиров Владимир Валерьевич/

Олейник Светлана Владимировна

5

Номинация, по которой представляется программа 

Программы по обеспечению занятости детей в каникулярный период

6

Полное название программы

Развлекательно-познавательная программа «КНИГА ДЖУНГЛЕЙ» в форме КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА 

7

Цель программы

формирование у детей ценностного отношения к себе, к своему здоровью, здоровью окружающих людей и формирование культуры отношений к природе; создание единой системы теоретических и практических видов внеурочной деятельности школьников: исследовательской,  игровой,  пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы  

8

Форма реализации 

Из участников программы формируются 5 отрядов, представляющие различных животных из  «ДЖУНГЛЕЙ». Каждый отряд имеет свой план работы. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, грима, атрибутов отряда, словарик игры, оформление уголка площадки, уголка отряда.

Всю смену «хищники и травоядные» соревнуются между собой за звание «ХОЗЯИН ДЖУНГЛЕЙ», учатся в «ЗВЕРОПОЛИСЕ», изучая «ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ»; занимаются исследовательской деятельностью;  принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов, спектаклей, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АКЦИЯХ. Участвуют в больших коллективных делах лагеря.

У каждого «ЗВЕРИНОГО ОТРЯДА – ЛЕСНОЙ БРАТВЫ: КЛЫКАСТОЙ, КОГТЯСТОЙ, РОГАСТОЙ, ЗУБАСТОЙ, ГЛАЗАСТОЙ» есть свой АТРИБУТ (эко-фотоаппарат для эко-охоты, эко-маска для подводной эко-охоты, эко-компас, чтобы не заблудиться в джунглях, эко-камера с красным глазом для ночных съемок, эко-скоп для изучения букашек, эко-лейка для оказания помощи растениям и пр.) и  ЛОГОТИП – герой детского мультфильма «МАУГЛИ», талисман «ЗВЕРИНОГО ОТРЯДА» (определяется на конкурсной основе в начале сезона). Логотип, атрибут – вещи, с которыми отряды каждый день выходят на линейку.

«ЛЕСНАЯ БРАТВА» принимает активное участие в оформлении уголка лагеря и своего отрядного уголка, в котором размещают информацию: логотип, название, девиз, достижения, объявления, поздравления, численность (список отряда), гимн (отрядную песню), гимн площадки, режим дня и пр.

9

Автор программы

Булаева Светлана Анатольевна

10

Сроки проведения

с 01 по 26 июня 2017 г.

11

Участники

обучающиеся от 6,6 до 18 лет

12

Ожидаемый результат

В ходе реализации данной программы ожидается:

1.   общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

2.   Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

3.   Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

4.   Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

5.   Повышение творческой активности детей путём вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Приобретение новых знаний (о природе, о животных, об экологии, о флоре и фауне родного края) и умений (разучивание песен, игр).

Расширение экологических знаний, полученных при изучении школьных предметов.

Выявление обучающихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии.

8.   Повышение общей культуры обучающихся, привитие им социально-нравственных норм.

9.   Личностный и духовно-нравственный рост участников смены. 

13

Имеющийся опыт реализации программы

Опыт реализации развлекательно-познавательных программ в форме коллективных творческих дел имеется. Данная программа реализуется впервые

14

Взаимодействие с заинтересованными в деятельности лагеря структурами 

Взаимодействие с Центром культуры села Покровское, Муниципальным молодежным театром г. Н. Тагил, Драматическим театром им. Д.Н. Мамина-Сибиряка г. Н. Тагил

Пояснительная записка

Летом в каникулы спать неохота,
Сон для усталых взрослых людей.
Мы приглашаем тех, кто отчаян
в дикие джунгли скорей.
Там крокодилы, львы и гориллы,
Слон и пантера в зарослях ждут.
Если ты смелый, ловкий и умелый,
Джунгли тебя зовут!
Джунгли зовут!

(Из известной телепередачи «Джунгли зовут!», 1993г.)

  Что может быть лучше летних каникул? А что может быть лучше летних каникул, проведенных с пользой? Летняя оздоровительная площадка – уникальное пространство, в котором создаются условия для социализации, самопознания и саморазвития личности ребенка. Этому способствует единая информационная и воспитательная среда, организация разнообразных видов деятельности, творческий характер взаимодействия детей и взрослых. Отдых в лагере дневного пребывания непродолжителен и не позволяет обеспечить в полной мере качественное оздоровление, однако способствует развитию лидерских, творческих, организаторских способностей детей и подростков.

Конечно же, готового рецепта «классного отдыха» не существует, но учителя и сотрудники МАОУ СОШ № 10 села Покровское убеждены, что взаимопонимание, хорошее настроение, увлекательные мероприятия – это залог радостного лета.

Вся воспитательная работа в пришкольном лагере направлена на реализацию представленной развлекательно-познавательной программы «КНИГА ДЖУНГЛЕЙ» в форме КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА с экологической направленностью. Данная программа является актуальной в этом году, так как в России год 2017 – объявлен ГОДОМ ЭКОЛОГИИ.

Программа представляет собой сюжетно-ролевую игру в виде путешествия в МИР ПРИРОДЫ.

Все мы – дети ЗЕМЛИ, дети ПРИРОДЫ. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдыхать с пользой для здоровья.

Воспитание экологической культуры [1] – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Одной из форм реализации экологического воспитания является работа лагеря с экологической направленностью, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках летнего лагеря дневного пребывания, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекаемым, мобильным и повышает образовательный потенциал. Так же это способствует расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Летняя оздоровительная площадка «КНИГА ДЖУНГЛЕЙ» как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Непосредственное включение обучающихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.

Программа насыщена разными спортивно-познавательными, развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников и формируют духовно-нравственную творческую личность. По продолжительности программа является краткосрочной (21 день) и реализуется в течение одной лагерной смены, построена с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей от 6,6 до 18 лет – в количестве 120 человек.

«... Итак, отправляемся в путешествие! В увлекательный мир ПРИРОДЫ! В мир животных! В мир растений! В мир, где удивительные существа смоги приспособиться к тому, чтобы выживать в постоянно и  быстро меняющемся окружающем мире, а ведь главными виновниками таких изменений в природе являемся мы – люди! Чтобы сохранить, нужно больше узнать о природе? Теперь каждый из вас, дети и взрослые, будут иметь такую возможность. Солнце и хорошее настроение помогут нам в этом …».

Цель детской оздоровительной площадки: формирование у детей ценностного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей; создание единой системы теоретических и практических видов внеурочной деятельности школьников: исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы.

Задачи:

1.     Выстроить системным образом комплекс мероприятий, способствующих укреплению психического, социального и физического здоровья.

2.     Повысить оздоровительный потенциал каждого мероприятия за счет акцентуации его здоровьесберегающих компонентов.

3.     Создать благоприятные условия, способствующие раскрытию и развитию потенциала личности ребенка через коллективную и индивидуальную деятельность (выявление обучающихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии).

4.     Учитывать интересы, потребности, возможности детей при построении оздоровительной деятельности.

5.     Расширить экологические знания, полученные при изучении школьных предметов у обучающихся.

6.     Формировать у обучающихся ответственное отношение к окружающей среде. 

7.     Развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

8.     Укреплять связи школы и семьи.

Принципы, используемые при планировании и проведении летней оздоровительной площадки:

·        безусловная безопасность всех мероприятий.

·        Учёт особенности каждой личности.

·        Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.

·        Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.

·        Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

·        Чёткое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.

·        Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.

·        Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать своё мнение о прошедшем дне.

Программа деятельности летней площадки ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конвенциея ООН о правах ребенка;

- Конституциея РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3.

 

Место и время проведения:

Дата проведения:с 1 – 26 июня 2017г.

Место проведения:Свердловская область, Пригородный район, с. Покровское, ул. Школьная 11а, МАОУ СОШ № 10.

План реализации программы:

Подготовительный
период
апрель - май

1.     Агитация и запись детей в оздоровительный лагерь (заявление от родителей), распределение на Совете школы   льготных путёвок.

2.     Составление программы и планирование работы.

3.     Подготовка помещений для принятия детей.

Организационный
период
с 28 апреля по 1 июня

1.     Выработка законов жизни площадки.

2.     Деление детей на группы (возрастные или группы здоровья).

3.     Выбор органов самоуправления.

4.     Корректировка плана.

Основной период

1.     Педагогическое, психологическое и медицинское

      управление процессом оздоровления детей.
2.   Работа творческой группы.
3.   Ведение дневника здоровья.

Заключительный этап конец июня

1.     Подведение итогов жизнедеятельности участников площадки по критерию активности, инициативности       достижений в укреплении здоровья.

2.     Рефлексия.

3.     Обобщение опыта по организации площадки (Приложение 2. Отчет о работе летней оздоровительной площадки «КНИГА ДЖУНГЛЕЙ»)

 

Структура деловых взаимоотношений: 

  1. Начальник оздоровительной площадки – Олейник Светлана Владимировна,
  2. Организатор медицинского обеспечения – Зенкова Татьяна Анатольевна,
  3. Организатор здоровьесберегающего направления в работе творческой группы –  Булаева Светлана Анатольевна

Методическое обеспечение смены:

·         наличие программы лагеря, плана-сетки мероприятий (Приложение 1.  План мероприятий);

·         должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МАОУ СОШ №10 с. Покровское;

·         проведение установочного совещания для всех работающих в течение лагерной смены;

·         подбор методических разработок в соответствии с планом работы;

·         проведение ежедневных планёрок;

·         разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов (Приложение 2. Отчет о работе летней оздоровительной площадки «КНИГА ДЖУНГЛЕЙ»), обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

Данная программа может быть полезна педагогам-организаторам, классным руководителям, учителям-предметникам при организации досуговой, внеурочной деятельности.

Содержание программы:

"Лагерь – это место, где каждый ребенок

может состояться как уникальная личность …

Лагерь – это большая, умная ИГРА, которая помогает

детям радоваться жизни,

праздновать жизнь практически ежечасно ..."

Академик С.А. Шмаков

 

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении, в приоритетности интересов другого человека над собственными интересами, в утверждении своим отношением несравненной ценности. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.

Основная деятельность площадки дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детская площадка, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу площадки, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь на площадке дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность на площадке направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

 

Направления деятельности пришкольного оздоровительного лагеря:

·        Экологическое направление

·        Художественно – эстетическое направление

·        Трудовая деятельность

·        Физкультурно-оздоровительная деятельность

·        Патриотическое направление

 

Словарь смены:

- летняя оздоровительная площадка – «КНИГА ДЖУНГЛЕЙ»;

- «ЗВЕРИНЫЙ» отряд – «ЛЕСНАЯ БРАТВА»;

- все дети в лагере с дневным пребыванием учатся в «ЗВЕРОПОЛИСЕ», изучая «ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ»; занимаются исследовательской деятельностью; принимают активное участие в КТД, проведении игровых программ, концертов, спектаклей, экологических акциях – ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ – ЗНАТОКИ ЛЕСА;

- организатор – «ЛЕСНАЯ ФЕЯ», ПОМОЩНИК МЭРА «ЗВЕРОПОЛИСА»;

- воспитатели отрядов – ВОЖАКИ СТАИ;

- начальник лагеря – ГЛАВА ФОНДА «ЗАЩИТЫ ЖИВОТНЫХ» и МЭР «ЗВЕРОПОЛИСА»;

- место проведения линейки – «СКАЛА СОВЕТА»;

- место сбора отряда – АРЕАЛ ОБИТАНИЯ в «ДЖУНГЛЯХ» – «ЛОГОВО»;

- медицинский кабинет – «У АЙБОЛИТА»;

- спортзал – «КУДЫКИНА ГОРА»

- кабинет музыки – «ЗВЕРОПОЙ»

- столовая – «ЗОО-КАФЕ».

 

Содержание и формы реализации программы:

Из участников программы формируются 5 отрядов, представляющие различных животных из «ДЖУНГЛЕЙ». Каждый отряд имеет свой план работы. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, грима, атрибутов отряда, словарик игры, оформление уголка площадки, уголка отряда.

Всю смену «хищники и травоядные» соревнуются между собой за звание «ХОЗЯИНА ДЖУНГЛЕЙ», учатся в «ЗВЕРОПОЛИСЕ», изучая «ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ»; занимаются исследовательской деятельностью; принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов, спектаклей, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АКЦИЯХ. Участвуют в больших коллективных делах лагеря.

У каждого «ЗВЕРИНОГО ОТРЯДА – ЛЕСНОЙ БРАТВЫ: КЛЫКАСТОЙ, КОГТЯСТОЙ, РОГАСТОЙ, ЗУБАСТОЙ, ГЛАЗАСТОЙ» есть свой АТРИБУТ (эко-фотоаппарат для эко-охоты, эко-маска для подводной эко-охоты, эко-компас, чтобы не заблудиться в джунглях, эко-камера с красным глазом для ночных съемок, эко-скоп для изучения букашек, эко-лейка для оказания помощи растениям и пр.) и ЛОГОТИП – герой детского мультфильма «МАУГЛИ», талисман «ЗВЕРИНОГО ОТРЯДА» (определяется на конкурсной основе в начале сезона). Логотип, Атрибут – вещи, с которыми отряды каждый день выходят на линейку и на все большие мероприятия.

«ЛЕСНАЯ БРАТВА» принимает активное участие в оформлении уголка лагеря и своего отрядного уголка, в котором размещают информацию: логотип, название, девиз, достижения, объявления, поздравления, численность (список отряда), гимн (отрядную песню), гимн площадки, режим дня и пр.

Система стимулирования успешности и личностного роста:

Каждый «ЗВЕРИНЫЙ» отряд получает в первый день площадки набор для выращивания растений – «ТРАВЯНЧИК» и всю смену ухаживает за растением, выращивая декоративную травку (при правильном уходе игрушка покрывается нежной зеленой травкой, отчего выглядит необычно и вызывает интерес). Детям будет очень интересно наблюдать за процессом роста травы, принимать в этом участие. Кроме того, ухаживая за необычной игрушкой, дети учатся ответственности. «Травку» можно подстригать, собирать в пучки, делая различные «прически». В последний день все отряды продемонстрируют своих питомцев (ПРЕЗЕНТАЦИЯ), лучших будет ждать награда.

А также каждая «звериная семья» ежедневно на линейке получает награды «ХИЩНИКИ» - «кость», «ТРАВОЯДНЫЕ» - «банан» за активное участие в жизни своей семьи и в «ЗВЕРОПОЛИСЕ» в целом, из которых делается Тотем Ожерелье для своего ГЕРОЯ-КУМИРА (Логотипа). На протяжении всей смены Ожерелье увеличивается в размерах. В заключительный день украшения сравниваются и на «ВЫПУСКНОМ» «ЗВЕРОПОЛИСА» определяется победитель (победители) – «ХОЗЯЕВА ДЖУНГЛЕЙ».

Самые активные исследователи награждаются значками «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ села Покровское» («ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ села Покровское»).

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации данной программы ожидается:

1.   Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

2.   Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

3.   Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

4.   Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

5.   Повышение творческой активности детей путём вовлечения их в социально-значимую деятельность.

6.   Приобретение новых знаний (о природе, о животных, об экологии, о флоре и фауне родного края) и умений (разучивание песен, игр). Расширение кругозора детей.

7.  Выявление обучающихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии.

8.   Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

9.   Личностный и духовно-нравственный рост участников смены.

 

Режим дня:

08.30 – 9.00 – сбор

09.00 – 9.20 – зарядка, линейка

09.20 – 10.00 – завтрак

10.00 – 14.00 – работа ЗВЕРОПОЛИСА по плану

11.30 – 12.00 – второй завтрак

14.00 – 15.00 – обед

15.00 – отъезд домой.

 

Ежедневно для детей:

·        открыт видеосалон «ТЕЛЕНЯНЯ»;

·        работают «ЗОО-студии»: «Возьми себя в лапки» (психологические игры-тренинги); «ЗОО-РОБОТОТЕХНИКА»; «ЗОО-лаборатория» (ДЕТСКАЯ НАУКА); МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗООСТУДИЯ  «ЗВЕРОПОЙ» и СПОРТИВНАЯ «КРЫЛЬЯ, НОГИ И ХВОСТЫ или ДЖУНГЛИ ЗОВУТ!!!»;

·        мастерские «ОЧумелые лапки»;

·        проводятся «Уроки осторожности»:  минутки здоровья, ОБЖ (беседы с презентациями, с видео);

·        «ЧИСТОТА СПАСЕТ МИР» – операция «МУСОРИНКА»  (уборка территории). 

 

Список информационных источников:

1.     Уральские каникулы. Здоровье. Познание. Отдых. Актуальные проблемы летней оздоровительной компании для детей и подростков: материалы Межрегиональной научно-практической конференции, 4 апреля 2017г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. универ-т; под ред. Е.В. Коротаевой, 2017. – 238с.

2.     Мир, где мечты сбываются. Сценарии Олеси Емельяновой.

[1] Экологическая культура — часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.

.  .  .