Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Значение информационных технологий для эффективности проведения внеклассных мероприятий в ДШИ

Дата публикации: 2018-10-09 15:57:36
Статью разместил(а):
Федорова Наталья Евгеньевна

Значение информационных технологий для эффективности проведения внеклассных мероприятий в ДШИ

Авторы: Мурзалёва Лариса Николаевна

и Федорова Наталья Евгеньевна

МБУ ДО  «Детская школа искусств № 8 им. Д.С. Русишвили», г. Смоленск 

                                                                                               

«Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего человека».

(В.А. Сухомлинский)

                                            

О воспитательной роли музыки писали философы и ученые, музыканты и педагоги. Возможность воздействовать музыкой была отмечена в далекие от нас времена. В эпоху Древней Греции музыке отводилась роль учителя, воспитывающего душу, считалось, например, что с помощью определенной музыки в человеке можно воспитывать мудрость и мужество. Композитор ХVIII века Г. Гендель говорит: «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше». Понимание музыки, как средства этического и эстетического воспитания было свойственно так же Л. Бетховену, все творчество которого является воплощением высоких нравственных идеалов.

Много занимавшийся вопросами эстетического воспитания Б.В. Асафьев называл музыку «вечно живым» претворением всего, что звучит в природе и душе человека, и призывал не просто развлекать музыкой, не навязывать ее слушателю, а убеждать и радовать его.

В последнее десятилетие в России существенно изменились условия деятельности учреждений дополнительного музыкально-художественного образования. Такие явления, как демографический спад, резкое уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах, недооценка роли искусства как одного из важных средств формирования и развития личности, падение интереса родителей к музыкально-художественному образованию определили уменьшение числа детей, поступающих в школы искусств. Часто отсутствие конкурса вынуждает принимать в контингент учащихся практически всех желающих без учёта специальных способностей.

Сегодня преобразование общества на основе гуманизации и демократизации, захватило все сферы социальной жизни, вызвало глубокие перемены и в сфере дополнительного образования. Повышается статус образованного, творчески мыслящего и высококультурного человека. В свете новой образовательной стратегии, когда одной из важнейших признаётся задача создания условий для саморазвития и самореализации личности, изменилось отношение к музыкальному, творческому развитию учащихся.

Детские музыкальные школы и детские школы искусств должны быть сориентированы на формирование у учащихся потребности в восприятии музыки, облагораживающей их внутренний мир. Школы искусств дают учащимся необходимые знания, умения, навыки, воспитывают интерес к музыкальному искусству, вкус, развивают музыкально-творческие способности. Таким образом, формируется  музыкальная, эстетическая культура учащихся, а они в свою очередь вносят частицу этой культуры в семью.

Музыкальное развитие ребенка осуществляется не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной, внеклассной и внешкольной работе. При правильном сочетании внеклассной и урочной работы обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в школе в целом. Внеклассная работа помогает учащимся увидеть истинные возможности музыкального образования и убеждает их в том, что они изучают музыку «не для школы, а для жизни».

Особое место в системе внеклассной и внешкольной работы занимает концертно-просветительская деятельность самих преподавателей, в данном случае,  это наше творческое содружество – фортепианный ансамбль Л.Н. Мурзалёвой и Н.Е. Федоровой.

Цели, которые мы перед собой ставим:

1.     Развивать у детей творческие способности. 

2.     Активизировать, стимулировать, направлять познавательный процесс мышления учащихся. 

3.     Расширять кругозор обучающихся.  

4.     Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре.  

5.     Научить обобщать жизненно-музыкальные впечатления учащихся на основе восприятия различных  образцов искусства. 

6.     Способствовать формированию у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения. 

7.     Воспитывать потребность общаться с искусством. 

Если мы ставим перед собой задачу всестороннего, гармоничного развития учащихся, то необходимо, прежде всего, позаботиться о всестороннем, гармоничном саморазвитии и самообразовании.  

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, учащиеся и преподаватели должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, преподаватель должен вносить в учебно-воспитательный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на мероприятии информацию с помощью медиа средств.

«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету». (К.Д. Ушинский) 

Быстрое развитие и использование информационных и коммуникационных технологий не только открывает новые возможности. Цифровая технология позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе этой технологии создаются мощные новые средства представления и передачи знаний, а так же средства обучения и познания.

Интернет-технологии открывают новые возможности, как перед преподавателями, так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей ДШИ и ДМШ.

Деятельность  нашего дуэта  проходит в 3-х направлениях: иллюстрирование на уроках теоретического курса музыкальной литературы, музыкально-литературные композиции и музыкальные сказки. Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия, интересно может быть представлена в литературно-музыкальных композициях с использованием мультимедийной техники: подборка видеоряда, соответствующего характеру музыки, подбор музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета, чтение стихов с музыкальным сопровождением.

Такими были наши проекты, посвященные какой-либо теме. Например, мы рассказывали о Венских классиках, исполняя музыку И. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена.

В концерте «Романтика танца» прозвучали танцы композиторов Ф. Шуберта, М. Мошковского, Э. Грига.

Концерт «Музыка за кадром» напомнил слушателям популярную музыку к кинофильмам композиторов И. Дунаевского, А. Петрова и М. Таривердиева.

В наших совместных проектах мы отводим особую роль использованию ИКТ и определяем следующие направления использования информационно-коммуникационных технологий:

- использование имеющихся ресурсов, найденных в информационной базе Интернет; (при подготовке к мероприятиям мы используем картинки, сценарии, анимации, презентации, музыку, видеофайлы, стихи и т.д. из базы Интернета, перерабатываем их и используем в своей работе);

- создание собственной тематической презентации в программе Power Point; (за период  работы были созданы мультимедийные презентации не только к музыкальным сказкам, но и к  лекциям-концертам  «Венские классики», «Романтика танца», «Музыка за кадром»);

- использование видеофайлов, редактирование и адаптация их в видеоредакторе для наших сценариев;

- использование видеороликов (для создания праздничной атмосферы перед мероприятием или непосредственно во время мероприятия)

- овладение технологией создания анимационных эффектов в презентациях; (ребята заметно оживляются, смотрят на экран с интересом, когда видят движущиеся картинки, таким образом, повышается познавательная активность).

Максимальная эффективность мультимедийного мероприятия достигается при соблюдении следующих условий:       

- визуальный материал должен быть очень ярким, образным;

- чем оригинальнее материал и неожиданней сочетание различных материалов ─ тем лучше;

- максимально широко использовать  нестандартные задания.

Компьютер мы используем на всех этапах: и  при подготовке к мероприятию,  и в процессе его проведения. Мероприятия с использованием программы PowerPoint зрелищны и эффективны.

Особое внимание наш фортепианный дуэт уделяет маленьким слушателям. Атмосфера радости, приподнятого настроения и вдохновения царит во время литературно-музыкальных проектов для детей. Проект «Музыкальные сказки – детям!» начался 4 года назад. Мы решили познакомить наших слушателей с любимыми сказками, по сюжетам которых композиторы создали музыку для фортепианного ансамбля. В проекте у нас три сказки:  «Приключения Чипполино» (Д.  Родари – К. Хачатурян), «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков – Д. Русишвили), «Приключения Буратино» (А. Толстой – Ж. Металлиди).

На представления музыкальных сказок мы приглашаем учеников младших классов нашей школы, воспитанников близлежащих детских садов и начальные классы гимназии №4.

Сценарии сказок мы собираем из нескольких, в основном, заимствованных в Интернете, компонуя, переделывая, дописывая их. На главные роли приглашаем учеников. Иллюстрациями  к  музыкальным номерам были фрагменты одноименного балета театра Наталии Сац. Довольно сложно было попадать в такт, аккомпанируя артистам балета на экране, но это был эффект танца под «живую» музыку.

В октябре 2015 года, объявленного в России годом литературы, состоялась премьера музыкальной сказки «Волшебник Изумрудного города» по одноименной сказке А.М. Волкова и сюиты из балета смоленского композитора, дирижера и педагога Д.С. Русишвили. Маленькие зрители не остались равнодушными к музыкальному спектаклю: живо и непосредственно реагировали на происходящее, сопереживали удивительным приключениям Элли и Тотошки, роли которых исполнили ученики. Некоторые роли мы взяли на себя, а недостающих персонажей зрители увидели на экране. Удивительная музыка Д.С. Русишвили и спектакль понравились не только детям, но и взрослым. В 2018 году состоялась премьера сказки «Приключения Буратино», поставленная  по тому же принципу.

Такие детские спектакли не только заражают хорошим настроением, дарят веселый праздник, но и в то же время побуждают задуматься о вечных ценностях: верности своим друзьям и своим идеалам, честности, чести, свободе, о дерзкой отваге юности, в которой так много можно суметь сделать.  Внеклассная и внешкольная деятельность учреждения дополнительного образования способствует созданию и обогащению художественно-развивающей среды, побуждающей к стимулированию общего развития учащихся, их интереса к занятиям музыкой.

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.

В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

.  .  .