Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа по учебному предмету "Музыкальный инструмент "Гармонь"

Дата публикации: 2018-10-02 20:31:56
Статью разместил(а):
Скирдина Елена Михайловна

Программа по учебному предмету

"Музыкальный инструмент "Гармонь"

Автор: Скирдина Елена Михайловна

 

Пояснительная записка.

Гармонь, гармонь … В начале 19 века так называли инструмент, напоминающий современную губную гармошку. В 50-х годах прошлого века тульский оружейный мастер Сизов сконструировал ручную однорядную гармошку. По ее типу стали делать инструменты и другие оружейники.

Большая роль в усовершенствовании и распространении гармоник принадлежала русскому мастеру Белобородову.

Появились гармошки по названию мест и городов: Саратовская , «Касимовская», «Бологовская», Вятская, «Ливенка», «Хромка» …

В России говорят: гармонь – душа народа. Не бывает праздников без ее переборов.

В настоящее время возрастает интерес к гармонике со стороны исполнителей – профессионалов и музыкантов – любителей.

Значительный вклад в возрождение гармоники «Хромки» принадлежит композитору Е. Дербенко, Г. Заволокину, они же являются и превосходными исполнителя ми на ней.

Омутинская ДШИ призвана решать задачи эстетического воспитания, морального облика, художественных вкусов и профессионального мастерства юных музыкантов. Наиболее способные из них готовятся к дальнейшей учебе в средних специальных учебных заведениях (музыкальных, педагогических училищах).

Учитывая, что большинство учащихся занимаются музыкой для общего музыкального образования, и что лишь часть из них поступает после окончания школы в средние музыкальные заведения, данная программа составлена с таким расчетом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными приобщиться к музыкальной культуре.

Основной принцип обучения детей игре на гармони – от простого к сложному. Он заключается в том, что инструмент прост в обращении, контактен и демократичен, одним словом, обучение идет без особых трудностей, а в последствии появляется возможность освоения  более сложного по конструкции инструмента «баян». Сохраняются такие важные навыки при освоении, как меховедение, звукоизвлечение, посадка, положение рук, применение первого пальца и т.д. одна из главных задач, стоящих перед преподавателем заключается в прививании учащимся интереса к занятиям, любви к музыке, воспитание музыкального вкуса на лучших образцах народной музыки, произведениях классиков и современных композиторов.

С первых уроков необходимо научить ребенка внимательно и точно прочитывать авторский текст, слушать свое исполнение, анализировать технические трудности. Важен повседневный контроль педагога за правильной, естественной посадкой ученика, поскольку свободное, естественное звукоизвлечение является необходимым моментом в воспитании любви к  этому замечательному музыкальному инструменту, уважения и желания научиться играть на нем.

Постоянной заботой педагога должна быть организация правильных игровых движений ученика. Учитывая слабую, еще не развитую координацию движений, нельзя злоупотреблять быстрыми темпами и преувеличенной динамикой, что может привести к зажатию рук и станет серьезным препятствием на пути технического и музыкального развития ребенка.

Педагог должен воспитывать у учащихся внимательное осознанное отношение к аппликатуре, ставя ее выбор в зависимость от художественно – выразительных задач музыкального произведения и преодоления технических трудностей.

Развитию пальцевой беглости, четкости способствует работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями.

В работе над гаммами, арпеджио и упражнениями следует обращать внимание не на количественную, а на качественную сторону исполнения, добиваясь точного соблюдения аппликатуры, ровности звучания, устойчивого ритма, пальцевой четкости и т.д.

Навыки звукоизвлечения ученики осваивают под руководством педагога на протяжении всего периода обучения в школе, работая над динамикой, штрихами, фразировкой и характерными различными приемами.

Умение ученика самостоятельно грамотно работать над музыкальным произведением значительно активизирует учебный процесс. Для развития навыков самостоятельного мышления можно использовать следующие формы работы с учащимися:

  1. Отчет о подготовке домашнего задания: чего труднее было добиваться, какими способами устранялось;
  2. Самостоятельный анализ своего исполнения на уроке: оценивать свою игру, указать на допущенные ошибки, наметить способы их устранения, сделать разбор исполнения своего товарища, особенно тех произведений, которые ученик играл прежде;
  3. Самостоятельный практический разбор на инструменте нового произведения в классе под наблюдением педагога.
  4. Определение особенностей произведения: его характер (песенный, танцевальный, маршевый и т.д.), размер, фразировка, динамика, повторяющиеся построения фактуры и т.д.

Педагогу необходимо знакомить ученика с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении музыкального произведения.

Необходимо учитывать, что занятия на гармошке – хромке требуют от ученика физической силы и выносливости. Педагог должен вовремя заметить признаки усталости и сделать небольшой перерыв. Во время перерыва необходимо снять инструмент и немного походить по классу.

В воспитании музыкально-эстетического вкуса учащегося, репертуар должен включать в себя разнообразные по содержанию, форме, стилю и фактуре музыкальные произведения композиторов – классиков, советских и зарубежных композиторов, обработки песен и танцев народов мира. Для расширения музыкального кругозора в индивидуальный план ученика следует включать произведения, предназначенные для ознакомления, при этом допускается различная степень завершенности над ним.

Обязательным разделом индивидуального плана должно быть:

- самостоятельная работа над музыкальным произведением;

- работа над этюдами и упражнениями;

- подбор мелодий по слуху;

- чтение нот с листа;

- повторение пройденного репертуара.

В конце каждого полугодия педагог отмечает в индивидуальном плане качество выполнения задания, а в конце года дает развернутую характеристику, в которой отмечается музыкальный рост ученика.

Репертуар ученика должен быть разносторонним по содержанию, стилю, фактуре. При подборе репертуара педагогу необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности.

Репертуарные списки в программе не являются исчерпывающими. Каждый педагог может пополнить индивидуальные планы учащегося по своему усмотрению другими произведениями.

В процессе обучения необходимо уделять внимание коллективному музицированию в ансамблях разного состава, подбору по слуху знакомых мелодий.

Особо следует подчеркнуть, что выступление учащихся на различного рода концертах необходимо для пропаганды русской национальной культуры и самого музыкального инструмента.

В системе музыкально-эстетического воспитания  одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям. 

Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Важное место в обучении детей должен занимать до нотный период обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы,  7(8) – 12 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (гармонь)» составляет 2 часа в неделю или 1 час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен.

Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

Срок реализации учебного предмета.

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (гармонь)» 3-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого года составляет 32 недели ( с учетом доп. Недели каникул для 1-классников 7 –летнего возраста) по третий годы обучения составляет 33 недели в год.

Учет успеваемости проводится на академических концертах, школьных и внешкольных концертах, конкурсах, промежуточной аттестации в конце каждого учебного года и итоговой аттестации.

В течение учебного года успеваемость ученика проверяется:

- первое полугодие – (контрольный урок для  первоклассников), академический концерт  (2-м, 3-м классам) где исполняется 2- разнохарактерных произведения;

- второе полугодие на переводной экзамен – 2-3 разнохарактерных произведения.

Итоговая аттестация в 3 классе  – 3 разнохарактерных произведения( одно из них обработка русской народной песни или танца).

Форма проведения учебных занятий.

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета.

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории  исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на гармони устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета.

Задачами учебного предмета являются:

  • ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте – гармони;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;
  • формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащение системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Структура программы.

Программа содержит следующие разделы:

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел    программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на гармони, баяне,  симфонической музыки и другие);

- практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.

Для этого класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, стульями различный высоты, подставками для  ног, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом.

Процесс обучения  игре на русском народном инструменте гармони предполагает :

- базовый (федеральный компонент Базисного учебного плана), 3 лет обучения, получение художественного начального дополнительного образования;

Каждый педагог-баянист без труда может освоить гармонь, играть на ней, делать переложения, но обучение детей на гармони требует не только этих профессиональных качеств, а главное - любви к нему, желания его пропаганды и совершенствования.

 

Содержание курса.

  1. Организация музыкальных интересов. Беседы о музыке, слушание музыки, игра преподавателя.

Любознательность, интерес к музыке и желание обучаться на гармошке – хромке приводит ребенка в музыкальную школу. Этот интерес важно не потерять, а поддержать. Уроки обще развивающего цикла дают возможность создать вокруг ученика атмосферу музыки, найти доброжелательный тон общения, увлечь ученика, вызвать его эмоциональную отзывчивость, а в последствии и любовь к музыке и занятиям ею. Такие уроки, как беседы о музыке, рассказы об истории инструмента, слушание музыки и непосредственная игра самого преподавателя на инструменте различных произведений, могут оказать нужное эмоциональное воздействие на ребенка. Знание стилей, эпох, направлений в музыке, имея запас услышанных произведений, помогут ученику развить свой кругозор, ценить и любить музыку и применять знания в своей практике при исполнении произведения.

2. Исполнительство.

2.1. Работа над репертуаром (выполнение академического минимума, заложенного в программе)

Репертуарный список учащегося создается на начало каждого полугодия. Работа по его созданию включает в себя:

- детального изучения программных требований соответствующего класса;

- учета всех индивидуальных особенностей ученика;

- соблюдения дидактического принципа «не все и не сразу», а так же «последовательности и доступности»;

- учета личных пожеланий учащегося.

В воспитании музыкально – эстетического вкуса работа учащегося качественно художественного репертуара занимает центральное место. Репертуар ученика должен включать в себя разнообразные по форме, стилю и фактуре музыкальные произведения различных авторов. Дети с интересом работают над эстрадными произведениями, программной музыкой Ученик со средними и слабыми музыкальными данными не все произведения доведет до концертного состояния, поэтому нужно планировать соответственно ряд произведения для ознакомления или самостоятельного доучивания. В этом случае следует подбирать музыку долее знакомую или любимую, чтобы ребенок с интересом закончил работу над ней сам.

2.2. Выработка необходимых игровых приемов.

С первых лет обучения в классе, ребенку надо прививать любовь к яркой игре, наделенной экспрессией. Ученик должен испытать разные исполнительские состояния, переживая их сначала в игре своего педагога, а затем и в своих первых попытках исполнения. Потребность в музыкальном, виртуозном исполнении должна жить в ученике. И тогда не только сопутствующие пьесам упражнения, но и необходимый технический комплекс будут восприняты им в перспективе развития виртуозной художественной игры. Виртуозность начинается там, где предварительная техническая работа позволяет обобщить приемы игры.,

2.3. Накопление репертуара.

Выученные произведения и сыгранные на академических концертах и экзаменах учащийся не должен забывать. Очень часто дети играют пьесы из нотных школьных сборников, и сдав ноты в библиотеку забывают выученное с таким трудом произведение. Необходимо воспитывать у детей потребность в формировании домашних нотных библиотечек, желание приобрести в личное пользование нотное издание. Переписывание нот тоже требует внимания педагога по специальности, ибо произведение всегда можно вспомнить и повторить при желании. Повторение репертуара позволит ученику накопить исполнительский багаж и сделает осмысленным и нужным обучение в школе.

2.4. Воспитание артистической направленности.

Поощрение различных форм музицирования помогает развить у ученика артистизм, привить любовь к концертным выступлениям, сформировать «здоровое » отношение к эстраде. Как учебная, так и концертная работа должна вестись с учетом плана школьных и внешкольных мероприятий. Репертуар для концертных выступлений должен подбираться соответствующий тематике концерта и аудитории, для которой он исполняется. Включение в область концертной деятельности поможет формированию личностных качеств ученика, преодолению творческого сценического волнения, умению владения собой во время концертного выступления.

Нужно приучить ученика играть в любой обстановке: при других учениках и педагогах, в разных помещениях. Всегда нужно стремиться провести репетицию там, где предстоит выступление, дать возможность ученику освоиться с акустическими особенностями нового для него помещения.

Необходимо воспитывать в ученике выдержку, волю, сосредоточенность, устойчивость внимания во время выступления. Ученик должен понимать ответственность перед слушателем, автором произведения, наконец, перед самим собой и ощущать радость от общения с аудиторией. Удачное выступление ученика стимулирует его дальнейшую работу.

Последние указания ученику перед выступлением должны носить дружеский, оптимистический тон и касаться, главным образом, трактовки произведения. Поздние наставления о выполнение каких либо деталей не принесут ожидаемой пользы. Они лишь отвлекут внимание от главного и могут привести к срыву. Накануне выступления следует рекомендовать ребенку не переутомляться, не играть в более быстрых, чем нужно темпах, наоборот, лучше играть в более замедленных темпах и по нотам, что помогает лучше ощущать свои игровые движения, восстановить зрительную память нотного текста. Необходимо заранее в классе отрабатывать элементы артистического поведения ученика на эстраде.

После выступления следует провести совместно с учеником разбор его исполнения, отметить как отрицательные, так и положительные моменты игры. Делать это надо с большим тактом, не задевая достоинств ученика. Следует учитывать, что публичное выступление – это итог всей совместной работы ученика и учителя.

III. Техническое развитие.

3.1. Игра упражнений, гамм, этюдов.

Упражнения следует рассматривать как эффективное средство для технического развития ученика, его способностей, умений и навыков. Однако небрежная, механически бездумная, не контролируемая сознанием игра упражнений может принести лишь вред и пагубно отразиться на исполнении художественных произведений.

Гаммы, арпеджио, аккорды – фундаментальные технические формулы. На их основе вырабатывается беглость, штрихи, способы звукоизвлечения. Гаммы нужно играть ритмическими фигурами (дуолями, триолями и т. д.) и  основными штрихами (легато, нон легато, стаккато, тенуто.

Каждый вид технической работы нужно закреплять на художественном материале в пьесах и этюдах.

3.2. Звукоизвлечение и штрихи.

Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игра на гармони, нужно знать и уметь использовать на практике выразительные особенности инструмента и его звукообразования.

Система звукоизвлечения на гармони достаточно сложна: палец – клавиша – рычаг – клапан – воздух – резонатор – планка – язычок – звук. Это накладывает отпечаток на выработку навыков звукоизвлечения, делает его достаточно сложным процессом.

Разное качество звучания на гармони во многом зависит от приема обращения с клавишей (туше) и разными способами ведения меха. Взаимодействие приемов туше и способов ведения меха дает возможность получать множество разнохарактерных звучаний.

Нужно вырабатывать навыки правильных действий при окончании звука, делать филировку на звуке, различные звуковые эффекты.

Работа над качеством звука важна как для достижения художественных результатов, так и для развития музыкального слуха ребенка.

IY. Развитие творческих навыков.

4.1. Подбор по слуху и развитие гармонического слуха.

Некоторые музыканты – педагоги считают это делом дилетантов и напрасно. Это навык как никакой другой «развивает способность музыкальных представлений и создает единство слуховой и моторной памяти, взаимно подкрепляющих друг друга». Надо ли говорить, сколь важны эти качества? Подбор по слуху активизирует слуховой опыт и музыкальные впечатления ребенка. Непосредственное воспроизведение музыки (как правило песенно – танцевального характера), звучащей в памяти или воображении, невозможно без четкой , осознанной ладогармонической основы. Две – четыре ежегодно подбираемых мелодии с аккомпанементом (простейшим в первом и втором классах и более развернутым в последующих) достаточны для развития этого навыка.

Подбор аккомпанемента к мелодии вначале надо осуществлять главными гармоническими функциями, басами и аккордами в основном виде. Основную часть работы по подбору аккомпанемента ученик может проводить дома, а в классе эта работа лишь направляется и корректируется.

4.2. Ознакомление с баяном.

Гармонь имеет диатонический музыкальный строй. Возможность исполнения на ней гамм ограничена, поэтому чтобы в полной мере иметь представление о всех мажорных и минорных гаммах и исполнять их, учащегося необходимо знакомить с баяном, с его музыкально – технической характеристикой. Игра на баяне позволяет учащимся расширить свои знания по теории музыки, развить музыкально – слуховые качества.

4.3. Чтение с листа и игра в ансамбле.

Заняться с учащимся чтением нот полезно только тогда, когда будут усвоены правильное положение рук, аппликатура и звукоизвлечение.

Читать ноты нужно медленно, но без остановок. Допускаются неточности в нотном тексте, но нужно исключить неправильный ритм, что приносит вред слуху и чувству ритма. Особенно полезно перед  проигрыванием пьесы просмотреть ее глазами, обращая внимание на ритм, голосоведение, на изложение партии левой руки и т.д. для чтения нужно брать более легкие пьесы. Умение читать с листа необходимо всем обучающимся, так как это навык позволяет расширить музыкальный кругозор, развивает слух, вырабатывается ориентация на инструменте. В чтении с листа крепнет интерес к новой музыке.

Побуждению творческой активности в занятиях музыкой большую роль играет игра в ансамбле, которую можно вводить уже с первых уроков.

Годовые требования.

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.

Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговой  аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.

 

Годовые и зачетно-экзаменационные требования в 1 классе.

Требования года. Музыкальное отделение. С 2 уроками гармони в неделю.

В течении учебного года учащийся должен пройти 12-14 пьес различного характера, включая игру в ансамбле, 2 этюда.

Технические требования: До мажор различными штрихами, арпеджио короткое правой рукой в 2 октавы. Ознакомление гаммы на баяне (отдельными руками). Переводной экзамен – 2 пьесы.

          

Примерные исполнительские программы  переводного экзамена.

1 вариант.

  • Р.н.п. Василек.
  • Р.н.п. Как пошли наши подружки.

2 вариант.

  • Частушка.
  • Р.н.п. Во саду ли в огороде.

3 вариант.

  • Л. Бекман « В лесу родилась Ёлочка»
  • В. Шаинский «Песенка Чебурашки»

Требования года. Музыкальное отделение. С 1 уроком гармони в неделю.

В течении учебного года учащийся должен пройти 8-10 пьес различного характера.

Технические требования: до мажор различными штрихами, арпеджио короткое правой рукой в 2 октавы, ознакомление гаммы до мажор на баяне.

Переводной экзамен – 2 пьесы.

Примерные исполнительские программы  переводного экзамена.

1 вариант.

  • Латв.н.п. Петушок
  • Р.н.п. « Солнышко»

2 вариант.

  • Бел. н.п. Перепелочка
  • Р. н. п. Как пошли наши подружки

3 вариант.

  • Р. Попов «Дождик»
  • Р.н.п. Я на горку шла.

Примерный репертуарный список.

Басурманов «Самоучитель игры на баяне».

  1. Р.н.п. « Солнышко»
  2. Бел. н.п. Перепелочка.
  3. Р.н.п. Я на горку шла.
  4. Укр.н.п. Ой, за гаем, гаем.
  5. Р.н.п Ходила младешенька по борочку.
  6. Латв.н.п. Петушок.
  7. Р.н.п Ты, канава.
  8. Укр.н.п. « Ой, лопнув обруч»

Лондонов. «Самоучитель игры на гармошке - хромке».

  1. Частушка.
  2. Р.н.п. Мы пойдем во лужок.
  3. Р.н.п. Не летай, соловей.
  4. Р.н.п. Во саду ли, в огороде.
  5. Д. п. Василек.
  6. Р.н.п. Как у наших у ворот.
  7. Р.н. п. Камаринская.
  8. Р. н. п. Как пошли наши подружки.

 «Самоучитель игры на гармони»

  1. Л. Бекман « В лесу родилась Ёлочка»
  2. Р. Попов «Дождик»
  3. В. Шаинский Песенка Чебурашки»

Годовые и зачетно – экзаменационные требования во 2 классе.

Требования года. Музыкальное отделение. С 2 уроками гармони в неделю.

В течении учебного года учащийся должен пройти 12--14 пьес различного характера, включая игру в ансамбле, 2 этюда.

Технические требования: Гамма ля минор 3 вида правой рукой, арпеджио. До мажор – двумя руками, арпеджио, аккорды.

Гамма соль мажор двумя руками, арпеджио– на баяне. 

1 полугодие - Академический зачет – две пьесы.

2 полугодие – Переводной экзамен – 2 разнохарактерные пьесы.

 

Примерные исполнительские программы  переводного экзамена.

1 вариант.

  • Р.н.п. Степь да степь кругом.
  • Калинников Тень – тень.

2 вариант.

  • Р.н.п. по Дону гуляет казак молодой
  • Укр.н.п. Сусидка.

 

3 вариант

  • Р.н.п. « В низенькой светёлке» набор Р.Попова
  • Р.н.п. Перевоз Дуня держала.

Требования года. Музыкальное отделение. С 1 уроком гармони в неделю.

В течении учебного года учащийся должен пройти 8-10 пьес различного характера.

Технические требования: ля минор 3 вида правой рукой, арпеджио правой рукой, ознакомление гаммы ля минор на баяне.

1 полугодие - Академический зачет – две пьесы.

2 полугодие – Переводной экзамен – 2 разнохарактерные пьесы.

 

Примерные исполнительские программы  переводного экзамена.

1 вариант.

  • Укр.н.п. Веснянка.
  • Р.н.п. Тонкая рябина.

2 вариант.

  • Ч.н.п. По ягоды.
  • Книппер Полюшко – поле.

3 вариант.

  • Чешская нар. песня « Аннушка» обр. В. Ребикова.
  • Шаинский В. Песенка о кузнечике.

 

Примерный репертуарный список.

П. Лондонов. «Самоучитель игры на гармошке - хромке».

  1. Р.н.п. Как под яблонькой.
  2. Р.н.п. Перевоз Дуня держала.
  3. Ч.н.п. По ягоды.

Хрестоматия баяниста, вып. 1

  1. Р.н.п. Степь да степь кругом.
  2. Р.н.п. по Дону гуляет казак молодой.
  3. Р.н.п. Коробейники.
  4. Р.н.п. Посею лебеду на берегу.
  5. Р.н.п. Как во лесочке.
  6. Р.н.п. Тонкая рябина.
  7. Укр.н.п. Сусидка.
  8. Немецкая песенка.
  9. Укр.н.п. Веснянка.
  10. Калинников Тень – тень.
  11. Р.н.п. На горе – то калина.
  12. Книппер Полюшко – поле.

Самоучитель игры на гармони.

  1. Шаинский В. Песенка о кузнечике.
  2. Чешская нар. песня « Аннушка» обр. В. Ребикова.
  3. Р.н.п. « В низенькой светёлке» набор Р.Попова
  4. Р.н.п. « Тонкая рябина» обр. П. Лондонова.
  5. Я. Френкель « Калина Красная».
  6. Р.н.п. «Ой, полным полна коробушка»

Годовые и зачетно-экзаменационные требования в 3 классе.

Требования года. Музыкальное отделение. С 2 уроками гармони в неделю.

В течении учебного года учащийся должен пройти 12 пьес различного характера, включая игру в ансамбле, 2 этюда.

Технические требования: Гамма ля минор 3 вида двумя руками, арпеджио. До мажор – двумя руками во весь диапазон, арпеджио, аккорды.

Гамма ре мажор  отдельно руками, ля минор 3 вида правой рукой– на баяне. Итоговая аттестация- 2 полугодие- 3 произведения (2 разнохарактерные пьесы, обработка народной мелодии).

 

Примерные исполнительские программы  переводного экзамена.

1 вариант.

  • Пономаренко. Что было, то было
  • Ливенская полька
  • Обр. Тышкевича. Ой, лопнув обруч.

2 вариант.

  • Л.Бетховен. Сурок
  • Е. Дербенко. Скоморох
  • Яблочко( обработка р.н.т .Волченко В.)

3 вариант.

  • Р.н.т. Подгорка
  • Е.Дербенко. Шарманщик Карло.
  • «Деревенская полька» обр. С. Перевалова

Требования года. Музыкальное отделение. С 1 уроком гармони в неделю.

В течении учебного года учащийся должен пройти 8 пьес различного характера. Технические требования: гамма ля минор 3 вида правой рукой во весь диапазон, арпеджио, аккорды. Гамма ре минор на баяне правой рукой ознакомлением.

Итоговая аттестация - 2 полугодие -  3 произведения. ( 2 народные мелодии и 1 пьеса автора)

Примерные исполнительские программы  переводного экзамена.

1 вариант.

  • Н.Чайкин. Краковяк.
  • Р.н.п. Полосынька.
  • Р.н.п. Полянка.

2 вариант.

  • Укр.н.п. Чом, чом не пришов.
  • Р.н.п. Среди долины ровныя .                     
  • Н.Чайкин Танец Снегурочки.

3  вариант.

  • Полька Дедушка
  • Р. н.т. Яблочко
  • Р.н.п. Как ходил гулял Ванюша .

Примерный репертуарный список.

Песни и танцы для гармошки – хромки.

  1. Пономаренко. Что было, то было.
  2. Обр. Тышкевича. Ой, лопнув обруч.
  3. Р.н.п.Ой, вставала я ранёшенько.
  4. Р.н.т. Подгорка.
  5. « Вот кто-то с горочки спустился» переложение В. Грачёва
  6. «Деревенская полька» обр. С. Перевалова

В. Волченко « Звучи гармонь в казачьей стороне»

  1. Лирический танец.
  2. Кубанская полька.

3    Яблочко( обработка р.н.т.)

  1. Матаня ( обработка р.н.п.)
  2. Радушная хозяюшка.

Самоучитель игры на гармошке – хромке.

  1. Корело – финская полька.
  2. Н.Чайкин. Краковяк.
  3. Укр.н.п.Ехал казак за Дунай.
  4. Вот кто – то с горочки спустился.
  5. Ливенская полька.
  6. Р.н.п. Полянка.
  7. Вебер Хор Охотников.
  8. Укр.н.п. Чом, чом не пришов.
  9. Р.н.п. Среди долины ровныя.
  10. Р.н.п. Полосынька.
  11. Н.Чайкин Танец Снегурочки.

Лондонов. «Самоучитель игры на гармошке - хромке».

  1. Полька Дедушка.
  2. Р.н.т.Яблочко.
  3. Р.н.п Полянка.
  4. Ливенская полька.
  5. Вальс «Березка.

Школа игры на баяне Говорушко.

  1. В.Моцарт Полонез.
  2. Гретри. Серенада.
  3. Л.Бетховен. Сурок.

А. Онегин. Школа игры на баяне.

  1. Р.н.п. Как ходил гулял Ванюша.

Е.Дербенко « Гармонь, баян, аккордеон» 1 ч.

  1. Петух играет на гармонике ( из сюиты к сказке « Теремок»)
  2. Скоморох.
  3. Шарманщик Карло.

          Этюды.

  1. Онегин Этюд.
  2. Белов. Этюд.
  3. Гедике. Этюд.
  4. Тышкевич. Этюд.
  5. Черни Этюд

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:    

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Основными видами контроля учащихся являются:

  • текущий контроль,
  • промежуточная аттестация учащихся,
  • итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

  • систематичность,
  • учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои це­ли, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изу­чаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспита­тельные цели и учитывает индивидуальные психологические особенно­сти учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на опре­деленном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:

  • зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
  • переводные зачеты (дифференцированные);
  • академические концерты;
  • контрольные уроки.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.

Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают пуб­личное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов. 

Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением диффе­ренцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

По состоянию здоровья  ученик может  быть переведен в следующий класс по текущим оценкам. 

Критерии оценки.

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу  музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.

4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ  ПО КЛАССУ ГАРМОНИ С ОДНИМ УРОКОМ В НЕДЕЛЮ.

За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:

  • Освоенные технические навыки, приемы звукоизвлечения на гармони;
  • Уметь, в том числе самостоятельно, разучивать и исполнять произведения, разнообразные по содержанию, стилю, фактуре;
  • Иметь навыки чтения с листа несложных музыкальных пьес, подбора мелодий и простейшего аккомпанемента к ним, транспонирование;
  • Иметь достаточный объем пройденных произведений сольного и ансамблевого репертуара фольклорной музыки, музыки бытового жанра;
  • Научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные голоса; в звучании темы, подголосков, аккомпанемента;
  • Исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом;
  • Творчески применять в соответственном исполнении музыкально – исполнительские навыки
  • Быть активным пропагандистом фольклорного музыкального искусства, используя форму публичных выступлений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ С ДВУМЯ УРОКАМИ В НЕДЕЛЮ.

За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний , умений, навыков:

  • Самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять на инструменте произведения из репертуара музыкального отделения ДШИ;
  • Иметь навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях, оркестре;
  • Уметь понимать художественный образ исполняемого произведения, выявлять его идейно – эмоциональный смысл, представлять характерные черты важнейших жанров и особенности стилей композиторов;
  • Быть знакомым с различными типами мелодии, гармонии, полифонии, метроритма, фактуры;
  • Иметь представления о музыкальных формах, владеть навыками исполнительского анализа;
  • Уметь применять теоретические знания в исполнительской практике;
  • Иметь достаточный объем репертуара классической и популярной музыки;
  • Знать историю своего инструмента, народное творчество, шедевры мировой художественной культуры, лучшие образцы музыки быта, народного творчества, знать имена выдающихся музыкантов, быть знакомым с их исполнительским искусством.

Список литературы:

  1. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент (баян)/ Сост. Цветков В., Домогатскя И., Пелевина С., Павлова В.,- М., 2013 г.
  2. В. Волченко « Звучи гармонь в казачьей стороне» Краснодар 1999г.
  3. П. Лондонов. Самоучитель игры на двухрядной гармонике.
  4. Г. Кононова. Обучение школьников игре на народных инструментах.
  5. Ю. Блинов. Альбом гармониста.
  6. Советский композитор, издательство. Песни, пьесы и танцы для гармоники.
  7. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 13. Сост. В.Алехин. М., 1978
  8. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Сост. Ф.Бушуев. М., Советский композитор, 1975
  9. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2. Сост. В.Алехин. М., 1969
  10. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., Советский композитор, 1979
  11. Дербенко Е. Гармонь, баян, аккордеон 1 часть.
  12. Онегин. Школа игры на баяне. М.,1967
  13. Говорушко. Школа игры на баяне.

 

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы:

  1. Двухрядная гармоника – хромка любого строя.
  2. Баян ученический.
  3. Набор русских народных ударно – шумовых инструментов (ложки, погремушки,  треугольники, маракасы, дудочки, свистки).

.  .  .