Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Приемы и методы вокальной работы в классе сольного пения

Дата публикации: 2018-10-01 20:44:20
Статью разместил(а):
Сутягина Ирина Викторовна

Приемы и методы вокальной работы в классе сольного пения

Автор: Ирина Викторовна Сутягина

Заслуженный учитель Чувашской Республики

 

Сольное пение на сегодняшний день занимает важное место в  системе музыкального образования. К сожалению, благодаря воздействию  СМИ, под влиянием многочисленных шоу и развлекательных программ у подростков формируется мнение, что  пение – наиболее доступный и легкий путь к успеху. Отсюда и рост числа желающих обучаться  сольному пению. Конечно, юных исполнителей вокальное искусство привлекает, прежде  всего,  зрелищностью, возможностью реализовать себя. Однако,  за внешней простотой и легкостью песенного жанра скрывается трудоемкий и сложный процесс становления юного исполнителя. Ведь именно пение, сольное пение, как искусство личностное, способствует выявлению индивидуальных задатков и раскрытию творческих способностей и оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в пении соединяются воедино музыка и слово. Это позволяет говорить о том, что  проблемы воспитания юного исполнителя, несмотря на кажущуюся легковесность и доступность, являются достаточно серьезными, значимыми и требуют от педагогов мобилизации творческого потенциала, теоретических, педагогических и методических знаний.

На сегодняшний день существует много методик, авторских программ, методических рекомендаций в области эстрадного пения, и я уверена, все  педагоги-вокалисты, занимающиеся с  юными  исполнителями,   с ними знакомы в той или иной степени. Но, согласитесь, не все, что предлагают авторы,  доступно, приемлемо в каждом конкретном случае. Как правило, все авторские методики слишком индивидуализированы и точное копирование, буквальное следование им может привести к совершенно обратному результату, поэтому я в своей практике пришла к выводу, что все новое требует тщательной адаптации с учетом и индивидуальных особенностей обучающихся, да и наших собственных тоже. При всем многообразии методов работы над постановкой голоса юных музыкантов  я для себя выбрала те, которые, на мой взгляд, позволяют мне  раскрыть в ребенке, прежде всего, его неповторимые индивидуальные тембральные краски,  природную неповторимость. К ним относятся прежде всего  метод  подражания (вокально - технический и художественно – исполнительский) и  метод сравнительного анализа.

Метод  подражания.

Иногда мне доводилось слушать детей, которые, как музыкальные клоны, поют одинаковыми голосами, как правило, копируя учителя. Мне кажется, это тот путь, которого  следует избегать. Кончено, на начальном этапе дети склонны  к подражанию, да и традиционный способ объяснения на уроке  – это профессиональный показ, но при этом следует все же вести обучение естественным путем, не навязывая собственную манеру исполнения.

На мой взгляд, начиная работу с маленьким певцом, не следует его ограничивать определенными жанровыми и стилевыми рамками. Ведь трудно определить в 7-8 лет – к какому  стилю склонен ученик – эстрадному, или академическому. Мне кажется, в этом возрасте,  на начальном этапе обучения важнее привить ребенку навыки  физиологически правильного пения, певческого дыхания, начиная  с натуральных регистров, избегая напряжения в голосе, форсированного звучания, выявляя участки диапазона, где голос звучит наиболее ярко, свободно. Затем, присматриваясь и прислушиваясь к ученику, формировать  его репертуарный багаж, следуя от простого к сложному, стараясь, чтобы произведения, разучиваемые с учеником,  не только служили развитию его творческой индивидуальности, но  и  имели бы  воспитательную и развивающую направленность.  И лишь определившись – к какому  стилю пения склонен ученик, двигаться уже  по этому направлению, опять же, развивая  индивидуальные качества именно этого конкретного ребенка, так как  то,  что хорошо работает в одном случае, совершенно неприемлемо в другом.

По сути дела, мы, вокалисты, ежедневно имеем  дело с несколькими совершенно непохожими музыкальными инструментами  -  детскими голосами,  и наша задача не просто научить их пользоваться этими инструментами, но и сохранить ту неповторимость, уникальность, присущую  каждому из них.  И здесь, на мой взгляд, преподаватели  вокального искусства, как и врачи, должны действовать по принципу « Не навреди!».

Вернусь к методу подражания, о котором я говорила выше.  В вокальной практике следует различать метод подражания вокально- технический и художественно – исполнительский. Первый служит освоению и закреплению  определенных вокально – технических навыков, как  то – пение на staccato, формирования тех или иных гласных, филировка звука, исполнение глиссандо  и т.д. С помощью подражания начинающий певец сможет правильно организовать голосовую функцию и закрепить те ощущения, что непроизвольно возникают в процессе пения. В дальнейшем должен произойти переход от подражания  к постепенному осмыслению ребенком своих вокальных движений и ощущений и самостоятельному их использованию  в процессе пения.  

А второй метод подражания (художественно-исполнительский) позволяет  помочь ребенку правильно передать эмоциональную окраску звука, вызвать требуемое эмоциональное состояние исполнителя, точнее выразить содержание песни. Этим методом не стоит особенно увлекаться. Заставляя  маленького певца работать по принципу «Делай, как я!», мы лишаем его  возможности самовыражения, проявления индивидуальности.   Процесс обучения будет  гораздо эффективнее, если мы будем сами воздействовать на эмоциональную сферу ребенка путем восприятия и  анализа  музыки и текста произведения. Создавая поисковые ситуации, предлагая наводящие вопросы, мы поможем маленькому исполнителю самому найти соответствующие приемы исполнения, тем самым,  развивая его творческое мышление, самостоятельность.  Уже с первого класса я практикую  такие виды работ как, «раскрашивание» голосом текста разучиваемых произведений, добиваясь яркого, выразительного и эмоционального исполнения, а  затем   эти речевые интонации переносим  на музыкальный материал.

Другой, не мене эффективный способ  осознанного поиска способов художественного исполнения – это исполнение одной и той же  попевки  с разной эмоциональной окраской.  Например -  « Ехали мы в гости раннею порой» или «Андрей-воробей». Предлагаю спеть эти попевки сначала с радостной интонацией, затем с чувством тревоги или таинственно, как бы «по секрету» и т.д. Дети так увлекаются, что даже сами предлагают свои варианты. Часто пение сопровождается наблюдением  в зеркале работы мышц лица, выражения глаз.

Метод сравнительного анализа.

В практике обучения юных вокалистов метод сравнительного анализа нашел широкое применение. Этот метод используется практически с первых уроков. Сначала дети учатся давать эстетические оценки певческому звуку учителя, другим образцам звучания, при этом  учитель направляет их внимание на дифференциацию отдельных компонентов вокального исполнения, обращает внимание на качество исполнения, учит отличать правильное звукообразование от неправильного. Всем известно, что  когда мы поем, то слышим себя иначе, чем  другие слушатели, и часто дети просто не слышат свои недостатки. В таком случае очень действенен такой способ – я просто записываю их на видео во время пения и даю прослушать. Иногда одно такое прослушивание позволяет исправить ошибки, которые не  поддавались устранению при словесном   объяснении. Я иногда сохраняю эти первые записи своих учеников, а спустя 2-3 года даю им послушать для сравнения.  Часто записываю учеников для того, чтобы самой внимательнее вслушаться, определиться с дальнейшим направлением работы с этим  учеником.

Еще один способ, относящийся к методу сравнительного анализа, я использую при наличии в голосе ученика носового призвука. Чтобы избавиться от этого дефекта (если он не вызван нарушениями строения носоглотки или хроническими лор-заболеваниями) нужно попросить ученика зажать крылья носа и спеть те ли иные слоги, где проявляется носовой призвук. При этом носовое звучание будет ярко выраженным. Затем, меня положения ротовой полости, управляя звуком, нужно добиться чистого звучания и сознательно закрепить  возникшие ощущения, запомнить мышечные и слуховые ощущения. Метод сравнительного анализа  я использую при прослушивании и просмотре видеоматериалов  после различных творческих конкурсов. Дети очень осознанно слушают исполнение своих  сверстников, анализируя не только качество вокала, но обращая внимание на  сценический имидж  юных артистов, работу с микрофоном, качество инструментальной аранжировки и т. д. Особого внимания всегда заслуживает анализ собственных выступлений.

В своей статье я затронула лишь некоторые методы, используемые в вокальной педагогике. Уверена, каждому, кто  занимается  воспитанием и  обучением юных  вокалистов, есть чем поделиться с коллегами, ибо творчество педагога безгранично, если он любит свое дело, увлечен и не останавливается на достигнутом.

 

Список используемой литературы:

1.    Алиев И.Ю. Основы преподавания сольного пения. Методология теории и практики художественно-дидактической системы вокально-педагогического процесса / И.Ю. Алиев. – М.: «Гном и Д», 2003. – 192 с.

2.    Апраксина О. Методика развития детского голоса / Учебное пособие. – М.: МГПИ им. Ленина, 1983. – 103 с.

3.    Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж: Учебно-методическое пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов. – СПб.: Лань, 1997. - 192 с.

4.    Емельянов В.В. Практический метод воспитания голоса/ В.В. Емельянов. – М., 2006. – 342 с. 

5.    Лернер И. Дидактические основы методики обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 185 с.

6.    Стулова, Г.П. Дидактические основы обучения пению: [Учебное пособие для студентов] / Г.П. Стулова. – М., 1988.

7.    Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению: [Учебное пособие для студентов] / Г.П. Стулова. – М., 1992.

.  .  .