Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Занятие по внеурочной деятельности "Нетрадиционные техники рисования"

Дата публикации: 2018-04-23 10:04:46
Статью разместил(а):
Ярикова Ольга Геннадьевна

Занятие по внеурочной деятельности

«Нетрадиционные техники рисования»

Автор: Ярикова Ольга Геннадьевна

педагог дополнительного образования

МБУДО «ДДТ» п. Унъюган

 

Пояснительная записка

Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой и дружной семьи. Именно в такой семье не остается места вредным привычкам и негативным эмоциям и происходит формирование образа семьи, который  ребенок пронесет через годы жизни и воплотит, будучи взрослым, при создании своей семьи, основанной на любви и уважении друг к другу.  

Формы организации семейного досуга довольно разнообразны. Это и семейные праздники, и посещение культурных учреждений, совместные прогулки, походы, игры и многое другое. Задача родителей — уметь методически грамотно использовать разнообразие форм организации семейного досуга с учетом  интересов, склонностей, возможностей каждого члена семьи.

Грамотно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи – это и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей; это и залог гармоничного развития ребенка. Отдых всей семьей обеспечивает сближение родителей с детьми, получение новых впечатлений и положительных эмоций от совместного общения, новых знаний и умений.

Дом детского творчества играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, много зависит от методической грамотности родителей, которой должно способствовать образовательное учреждение через организацию работы с семьями воспитанников.

Одной из активных форм организации работы с родителями является мастер-класс  – это мероприятие, на котором родители (или педагоги) демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей.  

Мастер-классы проводятся с целью обучения родителей взаимодействиям по цепочке «ребенок - педагог – родитель». Открытый показ дает возможность родителям установить непосредственный контакт с педагогом, детьми во время мероприятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в творческую мастерскую педагога, стать участником реализации педагогического опыта. 

Изобразительная деятельность предоставляет богатые возможности при знакомстве детей с окружающим миром.

Разнообразие условий (содержание, формы, методы, приемы, материалы) для занятий изобразительной деятельностью будут активнее влиять на развитие  художественных способностей у детей.

Очень актуальны в реализации данного направления нетрадиционные техники рисования, которые оказывают огромное влияние на развитие воображения, творчества, на проявление самостоятельности, инициативы, на выражение индивидуальности.

Рисование нетрадиционными техниками стимулирует у детей положительную мотивацию, вызывает радостное настроение.

Работа с родителями является одним из основных направлений моей профессиональной деятельности.  Она направлена на формирование у родителей позитивного отношения к увлечению их детей, к деятельности педагога, совместного грамотного планирования развития детей и достижения единых целей, решения единых задач.  

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Нетрадиционные техники рисования» разработан для оказания помощи родителям в создании доверительных отношений, в осознании важности семейных традиций для воспитания детей.  

Тема: «Нетрадиционные техники рисования»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений между участниками мероприятия через создание творческой обстановки,  поощрения инициативности родителей и детей, способствующих полноценному развитию ребёнка и позитивной самореализации взрослых.

Задачи:

-     помочь родителям и детям создать традиции в своей семье;

-     расширить знания родитeлей о роли  семейных традиций в воспитании ребенка;

-     стимулировать самообразованиe родителей;

-     показать влияния системы семейного досуга на гуманизацию детско-родительских отношений в семьях воспитанников.

Планируемые результаты: 

Участники мероприятия:

Предметные: 

-     познакомятся с одним из способов организации семейного досуга;

-     научатся методам дыхательной, пальчиковой гимнастики; 

-     получат возможность научиться организовывать собственный труд и отдых. 

Метапредметные: 

Регулятивные:

-     сформируют  навыки изобразительной деятельности как средства самовыражения ребенка совместно с родителями;

-     научатся контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно – образным, словесно – образным материалом при сотрудничестве с другими участниками мероприятия. 

Познавательные:

-     знакомятся с разнообразными материалами и средствами изобразительного искусства;

-     развивают совместный творческий потенциал;

-     учатся применять общие приёмы решения поставленных задач. 

 Коммуникативные:

-     научатся совместной активной деятельности в условиях семьи и образовательного учреждения;

-     договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности. 

Личностные: 

-     осознают значение учебной деятельности;

-     научатся способствовать созданию эмоционально благополучной атмосферы дома и в образовательном учреждении;

-     создавать ситуацию успешного человека через принцип доступности;

-     воспитывают  в себе доброжелательности и взаимоуважение, чуткого, бережного отношения к своим родным и близким;

-     развивают воображение через одобрение инициативы проявления их фантазии, смелости при использовании нетрадиционных техник рисования.

Форма мероприятия: мастер-класс. 

Участники мероприятия: 6-8 семей (дети 7-10 лет).

Оформление кабинета:

Тема мероприятия: «Нетрадиционные техники рисования».

Названия станций: «Кляксандия», «Восковая страна», «Пальцеграфия».

На магнитной доске: «Вернисаж».

Предварительная работа:

Педагог дает темы родителям и поручает каждому провести совместно со своим ребенком мастер-класс на мероприятии, где они должны будут объяснить, показать и научить всех собравшихся родителей, детей технике нетрадиционного рисования.

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам проведения мастер-класса.

Разработка методических раздаточных материалов:

- комплекс дыхательной гимнастики;

- комплекс пальчиковой гимнастики;

- методичка с нетрадиционными техниками рисования.

Подборка музыкального сопровождения:

- для «путешествия на поезде» - песенка Паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашково»;

- для танца на станции «Кляксандия» - песенка «Каждый маленький ребенок».

Оформление и оборудование кабинета:

Кабинет условно разбит на 3 станции, каждая из которых подготовлена в соответствие способу нетрадиционной техники рисования. Каждая станция закреплена за ответственной семьей.

На столах приготовлены все приспособления, материалы для каждой техники рисования.

1 станция – «Кляксандия» (листы бумаги, акварельные краски, трубочки для сока, можно восковые карандаши)

2 станция – «Восковая страна» (листы бумаги, восковые карандаши, свечи, ватные диски, кисточки, аквалельные краски, гуашь)

3 станция – «Пальцеграфия» (3-4листа ватмана, палитры с гуашью).

Вернисаж (рефлексия) – магнитная доска, магниты для закрепления творческих работ,  альбомный лист, закрепленный на магнитной доске, кисточки, акварельные краски или гуашь. 

    

 
Этапы занятия:

1.       Вступительная часть. Постановка цели и задач.

Педагог:
            -  Здравствуйте, уважаемые родители, дети! Сегодня мы собрались для того, чтобы поиграть, совместно отдохнуть, научиться новому и, конечно же, получить огромное удовольствие от нашей встречи! Мы отправимся в путешествие по стране Творчества,  поговорим о том, что же такое творчество, какие бывают необычные способы рисования и как мы можем интересно и необычно проводить досуг всей семьей.

Предлагаю правила нашей с вами работы:

Каждый должен:

- высказать свое мнение;

- принять участие в мастер-классах.

          - Ответьте, пожалуйста, на вопрос: что такое творчество?

    Родители отвечают, педагог кратко записывает ответы на вопрос на маркерной доске.

- Теперь давайте, сравним ваши высказывания с определением из Википедии: «Творчество — это:

·       деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

·       создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;

·       процесс создания субъективных ценностей».

Суть ваших ответов и данное определение близки по содержанию. Сегодня мы поговорим о творчестве в изобразительном искусстве - рисовании.

Рисование для ребенка – счастливый труд, к которому не надо принуждать, но важно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

Нетрадиционные способы рисования удивляют и восхищают детей, вызывая стремление заниматься своим любимым делом. Оригинальное (нетрадиционное) рисование раскрывает креативные возможности ребенка.

Каждый способ нетрадиционного рисования - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает свободу для самовыражения.

Главное - не обучать рисованию в виде традиционных занятий, а познакомить детей с искусством через совместную деятельность. И это вы, родители, можете осуществить через организацию досуга всей семьей.

Рисовать можно чем угодно! Это и пробки, листья деревьев, трава, целлофан, стирательные резинки, печати, соломка, губка, пенопласт, зубочистки, ватные палочки, крупа…Детям очень интересна неизвестность, которую они воспринимаю как игру, которая их вовлекает в творческий процесс, которую можно использовать не только на занятиях в Доме детского творчества, но и во время семейного досуга. 

Педагог:

- Мы открываем свою творческую мастерскую «Нетрадиционные техники рисования». Все вместе мы будем путешествовать по необычным станциям, где нас будут встречать семья Х,Y,Z и которые нас научат интересным способам рисования.

(Все участники становятся «вагончиками» за «паровозиком» (педагогом)  под веселую музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашково» продвигаются к 1 станции).


2. Практикум.

 

Мастер-класс 1.

(Проводит 1-ая семья. Педагог помогает. Объяснения сопровождаются показом.)

Станция «Кляксоландия».

Цель: познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности.

Задачи: 

-     вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс);

-     учить дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с задуманными образами;

-     учить видеть необычное в обычном;

-     развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. 

Родитель:

- Вас приветствует станция «Кляксоландия»! Игры с кляксами (кляксография) помогают создать, «оживить» необычные формы, развивают наше воображение, снимают напряжение, создают веселое настроение.

- Давайте поставим большую и яркую кляксу акварельной краской так, чтобы капля-клякса была «живая». Для этого на кисточку берем воды достаточно много.  Потрясём листок бумаги. Наша клякса начнет двигаться, а если мы на неё подуем из трубочки от сока, то она побежит вверх, оставив за собой след. Дуть мы можем в разные стороны. Это зависит от задуманного вами образа. Или  поворачиваем лист в ту сторону, где уже виден какой-то образ. А если мы еще капнем кляксу другого цвета и снова подуем или повернем листик  – цвета встретятся, пересекут друг друга, сольются и получится новый цвет. Посмотрим, на что  же они похожи? Для придания законченности и сходства с задуманными образами мы дорисовываем детали объектов, смысловые элементы.

(Родители и дети выполняют творческую работу).

          Родитель:

          - Кляксографию можно соединить с музыкой! Давайте потанцуем!

Для этого на чистых листиках бумаги «ставим» кляксы, берем листики бумаги  в руки и танцуем под музыку.

(Участники «ставят» кляксу и двигаются под музыку с листиком). 

          - Ваши движения передаются на «живую» капельку. Ваши кляксы тоже рисуют, танцуя. Посмотрите,  что получилось! При необходимости вы опять можете подуть или дорисовать задуманный образ.

(Все родители с детьми выполняют задание. По итогам творческие работы закрепляются на магнитной доске).

 

Физкультминутка.

 

Педагог:

- Кляксографию, соединенную с направляемой струей воздуха, можно назвать и коррекционной техникой, развивающей и укрепляющей органы дыхания, благоприятно действующей на психику человека, его мышление, речь. Поэтому врачи рекомендуют делать дыхательную гимнастику ежедневно. Сейчас мы сделаем упражнение дыхательной гимнастики «Солнышко». 

(Объяснения педагогом сопровождаются показом. Родители и дети скрещивают ладошки, широко раздвигают пальцы, образуя «солнышко с лучами»).

- Скрещиваем ладошки, широко раздвигаем пальчики, образуя «солнышко с лучами».  Встаем прямо, ноги на ширине плеч, медленно поднимаем руки и тянемся к солнышку.

Солнышко высоко. Мы потянулись навстречу его тёплым лучам. Над головой высокое голубое небо. Мы становимся сильными, бодрыми. Солнечные лучки проникают в нас. Поймайте солнечные лучики.  Один положите себе в сердце, остальные оставьте тем, кого вы любите! Раздайте всем людям! Пожелайте им добра и счастья!

Всем спасибо! Для вас, уважаемые родители, мы приготовили комплексы дыхательной гимнастики, которые вы можете проводить с детьми дома.

(Комплексы выдаются по окончании мероприятия.  Все участники  за «паровозиком» продвигаются ко 2 станции).

 

Мастер-класс 2.

(Проводит 2-ая семья. Педагог помогает. Объяснения сопровождаются показом).

Станция «Восковая страна».

Цель: приобретение навыков работы воском (восковыми карандашами) и акварелью, гуашью. 

Задачи:    

-     знакомство с  правилами работы воском (восковыми карандашами);

-     развитие воображения, фантазии, творческого потенциала; 

-     развитие ассоциативного, образного мышления, способности к воображению;

Родитель:

- Дорогие друзья, рады видеть вас в Восковой стране! Рисование свечой или восковыми мелками всегда удивляет и радует!        Дело в том, что из-за жирности материала  краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. А рисунок, который мы нанесли на бумагу, проступает и становится видимым! Просто чудеса какие-то!!! Сейчас мы станем волшебниками! На несколько минуток мы превратимся в Дедушек Морозов – будем рисовать узоры на окне.

- Давайте вспомним, какие же узоры рисует дедушка Мороз на окошке?! (ответы участников мероприятия)

- Приступаем к волшебству! Окно нам заменит лист бумаги. Берем восковый карандаш или свечку и передаем идею (узор) на бумагу.  Ватным тампоном с краской или кисточками ведем по листу, закрашиваем весь фон. Можем использовать несколько цветов для фона. Это придаст нашей работе загадочность, оригинальность. Мы видим, как на цветном фоне появляется наш узор!

(Участники индивидуально выполняют творческую работу. Все работы оформляются на магнитной доске. Все участники  за «паровозиком» продвигаются к 3 станции).

 

Мастер-класс 3.

(Проводит 3-ая семья.  Педагог помогает. Объяснения сопровождаются показом).

Станция «Пальцеграфия».

Цель: познакомить детей и родителей с нетрадиционной техникой рисования  пальцеграфией.

Задачи: 

-     учить задумывать сюжет совместного рисунка, продумывать композицию рисунка,  его цветовую гамму; 

-     развивать совместное творчество, фантазию детей  и родителей; 

-     воспитывать интерес к рисованию, умение совместной художественной деятельности взрослого и ребенка. 

Родитель:

- Приветствуем вас на станции «Пальцеграфия»! Для дальнейшей работы нам необходимо запомнить одно правило: за каждым пальчиком закрепляем определенный цвет. Для работы удобны гуашевые краски, которые мы разместили на палитрах.

- Обмакнув подушечки пальцев в краски, мы можем нарисовать все что угодно! Например, ягоды рябины на веточке, капельки дождя и т.д.

         - Давайте обмакнем в краску боковую сторону руки, приложим ее к бумаге. Мы  можем нарисовать, например,  следы  зайца, водоросли и.т.д. Линии могут быть различной длины. Это зависит от того, как вы приложите пальчики. Если совместить с рисованием подушечкой пальчика, то сможем нарисовать даже узоры.

- Давайте сожмем руку в кулачок, обмакнем ее в краску, разведенную в тарелочке.  Теперь приложим его к бумаге.  У нас получаются крупные бутоны цветов или звери, которые спят клубочком или птицы и др.

- Очень интересно рисование ладошками. Опустим ладони в краску (можно со сжатыми или раскрытыми пальцами). Прикладываем их в задуманном направлении на бумагу. В оттисках видны изображения солнышка (если прикладывать ладошки по кругу), птиц, чудесных деревьев, невиданных цветов и всё то, что подскажет ваше воображение.

- Прежде чем начать, давайте сделаем несколько упражнений. Попробуем отпечатать разные части руки, чтобы понять, какие формы могут у вас получиться. Меняйте руки, чтобы отпечатки пальцев и кулака изгибались в разных направлениях.

(Участники выполняют упражнения).

     - Теперь вы вместе будете рисовать одну картину. Вам необходимо придумать тему композиции, распределить её элементы и дружно выполнить коллективную работу.

(Участники вместе придумывают тему коллективной работы, определяются кто и что рисует, выполняют коллективную работу, моют руки. Творческую работу закрепляют на магнитной доске).

Педагог:

- Пальчики у нас волшебные, на них очень много биологически активных точек, массажируя которые мы поучим оздоравливающий эффект. Мы с детьми на каждом занятии делаем пальчиковую гимнастику, наряду с оздоровлением мы еще и укрепляем мелкие мышцы рук. Давайте выполним упражнение «Моя семья» из пальчиковой гимнастики.

- В соответствии с текстом стихотворения в определенной последовательности нажимаем  на пальчик и пригибаем его, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

(Педагог сопровождает объяснения с показом).

У меня! У меня!

Очень дружная семья!!!

Это мама!

Это я!

Это бабушка моя!

Это папа!

Это дед!

Вместе мы не знаем бед!

Педагог:

- Всем спасибо! Для вас, уважаемые родители, мы приготовили комплексы пальчиковой гимнастики, которые вы можете проводить с детьми дома.

(Комплексы выдаются по окончании мероприятия. Все участники  за «паровозиком» отправляются к магнитной доске).

 

3.       Рефлексия.  

Педагог торжественно открывает вернисаж.

- Вот и подошло к концу наше путешествие, а результатом его мы видим интересную творческую выставку. Объявляю торжественное открытие нашего вернисажа!

Каждый участник побывает в роли художника, презентующего свою творческую работу и гостя вернисажа.

Задача автора творческой работы: представить свою работу в течение 1 минут (название, что хотелось передать в картину, что наиболее ценно и значимо для автора и т.д.).

Задача гостей вернисажа: выразить свое мнение о творческой работе (что особенно удалось автору, чем отлична эта картина от других и т.д.)

На магнитной доске закреплен альбомный лист (оценочный лист), кисточки с палитрой красок. По итогам вернисажа каждый участник  оставляет мазок на оценочном листе: желтого цвета – отлично, я получил наслаждение от работы автора, зеленого – хорошо, мне нравится картина автора.

Педагог подводит итоги вернисажа. 

4.       Заключительная часть.

Педагог:

- Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, помогает сделать семейный досуг интересным и незабываемым!

- Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребенку было удобно не только сидеть, но и стоять, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно! Рисуйте всей семьей!

- Дружите со своим ребенком, старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремится. И не забывайте, что ребенок ждет от вас похвалы. Ему очень хочется, чтобы его работа понравилась вам, взрослым. Благодарим Вас за работу! До новых встреч!

.  .  .