Программа воспитательной среды МБОУДО ЦРТДИЮ "Созвездие" г. Калуги
Программа воспитательной среды
МБОУДО ЦРТДИЮ "Созвездие" г. Калуги
Автор: Балина Ирина Вениаминовна
методист МБОУДО ЦРТДИЮ «Созвездие» г.Калуги
Талантами измеряются успехи цивилизации,
и они же представляют верстовые столбы истории,
служа телеграммами от предков и современников к потомству.
К. Прутков
Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство. В последние годы система дополнительного образования оказалась в новых условиях: существенное сокращение финансирования и материально-технического обеспечения социальной сферы, сильно изменившиеся потребности населения в получении дополнительных образовательных услуг, задачи, стоящие перед развивающимся обществом, возникающие в связи с этим новые педагогические идеи и технологии, необходимость поддержки высокого рейтинга среди других образовательных учреждений
На сегодняшний день дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития города и региона. Центр «Созвездие» - многопрофильное учреждение дополнительного образования города Калуги. Калужская область лежит на просторах среднерусской равнины, в центре Нечерноземья. Калужские земли вместе с владимирскими, смоленскими, рязанскими, тульскими, калининскими тесным кольцом окружают столицу нашей Родины – Москву. Именно здесь много веков назад формировалось ядро государства Российского, зрели его национальная сила, самосознание и культура, закладывался фундамент русской государственности.
Калужская область – это земля богатого прошлого, процветающего настоящего и перспективного будущего, родина космонавтики и первой в мире атомной электростанции, это земля машиностроителей, приборостроителей, химиков и учёных, поэтов, писателей и художников, мастеров высоких урожаев, животноводства и механизации сельского хозяйства.
Калужская область – прекрасное место для творчества, иначе у нее не было бы такой богатой культуры. Не случайно основным направлением деятельности Центра «Созвездие» стало развитие творчества детей и юношества. «Изобретать самому прекрасно, но то, что найдено другими, знать и ценить — меньше ли, чем создавать», - говорил Гете. Именно воспитание и развитие детей через богатство родного края, осознание того, что наш город – город с потрясающей историей и колоссальными возможностями имеет больший потенциал, способствует тому, что для своей жизни и профессиональной деятельности учащиеся выбирают родной край.
«Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя»[1].
Творческое развитие через знакомство с культурой и традициями родного края – это фундамент для построения успешного вектора будущего, а «Родина – это предмет культурного творчества, это мы сами в наших особенных дарах и талантах»[2].
Цель программы: развитие воспитательной среды, способствующей формированию мировоззрения, ценностей, гражданской идентичности и адаптивности подрастающего поколения к темпам социальных и технологических перемен.
Задачи:
1. Обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей.
2. Повышение эффективности воспитательной деятельности в Центре «Созвездие».
3. Создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты.
4. Формирование сетевой инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций.
5. Повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.
6. Формирование личностно-ценностного отношения к родному краю через реализацию интерактивной, дистанционной и проектной деятельности.
7. Поддержка и развитие детского и молодежного движения, в том числе волонтерства и социального предпринимательства.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ:
1. Поддержка семейного воспитания:
- содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
- популяризация лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
- создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности Центра;
- увеличение форм семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
- развитие семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Мероприятия:
1. Родительские гостиные по обмену опытом.
2. Семейные походы, слеты, поездки.
3. Семейный клуб «Моя родословная».
4. Консультационный Центр «Основы воспитания».
5. Мероприятия «Наши семейные традиции», «Мой дом – моя крепость».
2. Обновление содержания воспитания.
- полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;
- разработка и реализация программ воспитания направленных на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;
- развитие вариативности технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности учащихся с учетом его потребностей, интересов и способностей.
- использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
- развитие форм включения учащихся в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность.
- создание условий для повышения у учащихся уровня владения русским языком, навыками коммуникации;
- знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.
Мероприятия:
1. Участие родителей и детей в управлении Центром (создание органов общественно-государственного управления учреждением).
2. Разработка сквозной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мои истоки».
3. Разработка индивидуальных маршрутов развития учащихся.
4. Читательский клуб.
5. Клуб путешественников «Моя Родина – Калужская область».
6. Волонтерское и молодежное движение «Мы вместе».
7. Проект «Мой родной язык».
8. Исследование архитектурных памятников Калужской области.
9. Профильные смены «Дарование».
Ожидаемые результаты:
1. Эффективная система общественно-государственного управления развитием Центра.
2. Налаженная система контроля качеством управления образованием с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
3. Участие учащихся, родителей и общественности в решении задач развития Центра и оценке качества дополнительного образования детей.
4. Организованное пространство, ориентирующее на формирование у учащихся личностно-ценностного отношения к родному краю и способствующее сохранению профессионального потенциала выпускников на территории Калужской области.
5. Удовлетворение потребностей различных категорий учащихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, одаренных детей.
6. Успешное функционирование новой воспитательной системы.
7. Реализация проектов детских и молодежных общественных инициатив, волонтерство и социальное предпринимательство.
8. Апробированные механизмы координации и регуляции системы сетевого взаимодействия учреждения.
Модель выпускника:
Успешная реализация программы развития воспитательной среды Центра способствует развитию выпускника. Выпускник Центра «Созвездие» – личность, адаптированная к условиям современной жизни, способная к решению профессиональных задач, уважающая традиции родного региона, подготовленная к жизнетворчеству в социуме. Центр творческого развития детей и юношества обеспечивает подготовленность выпускника к самостоятельной познавательной деятельности, сознательному выбору профессии, культуре проведения досуга, формирует ценности и развивает личностные качества, формирует инновационное мышление.
[1] Концепция дополнительного образования детей утвержденная Правительством Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р
[2] Сергей Николаевич Булгаков