Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

План-конспект занятия по предмету "Графическая композиция"

Дата публикации: 2018-02-05 13:07:46
Статью разместил(а):
Меркулов Дмитрий Ильич

План-конспект занятия по предмету

«Графическая композиция»

Тема: «Линогравюра» (4 класс)

Автор: Меркулов Дмитрий Ильич

МБУДО «Детская художественная школа №2», г. Черемхово

 

Основной задачей курса «Графическая композиция» является изучение изобразительных возможностей и особенностей различных графических техник – граттаж, гравюра на картоне, линогравюра, и т.д.

Гравюра способствует развитию чувства ритма, приучает к последовательному и осознанному ведению работы.

Наиболее доступными графическими техниками в ДХШ являются: гравюра на картоне, монотипия, линогравюра.

Время выполнения проекта - 32 часа.

Цель и задачи: 

Познакомить обучающихся с техникой линогравюра.

Дать основные понятия и характеристики, определить общие и отличительные черты графической техники линогравюра.

Изучение специфических особенностей техники.

Поиск изобразительной формы в эскизах. Выразительность линии, силуэта. Изучение характера фактуры и способов её решения в материале.

Освоение и развитие навыков в работе резцами.

Развитие у детей усидчивости, внимательного отношения к работе, умения последовательно вести работу.

Воспитание самостоятельности и ответственности в работе.

Выполнить работу в технике высокой печати - линогравюра (тема по выбору учащихся).

Наглядный материал: репродукции, оттиски работ учащихся, видео по изготовлению линогравюры.

Материалы и оборудование для занятий: 

линолеум, резцы, валик, краски (типографская или масляная), разбавители, толстое стекло (или мраморная доска), столовая ложка, бумага, копировальная бумага, калька, печатный станок, газеты, ткань (для подсобных работ), шариковые ручки, скотч, художественные материалы и инструменты (тушь, гуашь, щепка, мастихин и пр.)

Техника безопасности при работе над проектом:

Работа должна выполняться в хорошо освещенном помещении. Большое значение имеет правильное положение кистей рук. Принято левую (не режущую) руку, придерживающую линолеум, во время работы, держать ниже правой, рабочей руки. Это необходимо потому, что резец может сорваться, а в таком положении рук он не нанесет повреждений.

 

Содержание занятия:

Гравюра – техника достаточно сложная. Она требует определенной подготовки учащихся в рисунке, уверенного владения линией, штрихом. Учитывая это, изучение гравюры целесообразнее начинать в 4 классе, когда учащиеся имеют некоторый запас знаний и навыков в области рисунка и композиции.

Одна из важнейших задач – научить учащихся выразительно использовать в работе линию, пятно, силуэт, фактуру. Условность изобразительного языка графики заставляет учащихся идти по пути отбора главного, характерного, делать необходимые обобщения формы, искать наиболее лаконичные и выразительные решения образа.

Перед выполнением линогравюры учащимся необходимо ознакомиться с последовательностью выполнения работы, с технологией: организация рабочего места, подготовка линолеума, инструменты для гравирования, выполнение пробников, выполнить эскизы для будущей работы, отработать глубину и форму штриха.

 

Работа над эскизом

Начиная работу над эскизом необходимо вспомнить основные элементы графики и их сочетание. На уроке дети выполняют графическую композицию тушью и щепкой. Цель такого задания – игра линий и фактур, найти разнообразные оригинальные решения, случайные и неожиданные эффекты. Обратить внимание как проведена линия, как она «звучит», каково пятно по форме, по фактуре.

Для создания эскиза можно использовать натурные зарисовки предметов, драпировок, натюрмортов и т.д. Выполнить зарисовки с натуры, в дальнейшем переработать их в творческое видение предметов, линии и пятна могут не соответствовать своим реальным прототипам, а лишь намекать на них. Выявить наиболее ярко выраженные особенности формы предметов, их силуэта. Уточнение линейного решения и разбирая в тоне ритмы основных отношений по пятнам – светлое на тёмном, тёмное на светлом. Передача полутени возможна приёмом «штриха». В зависимости от величины штриха и ритма чёрно-белых штрихов, а также их направления, достигается большее богатство тоновых градаций в линогравюре.

Найти ассоциативную связь с какими-то реальными предметами, а не их иллюзорное воспроизведение. При компоновке предметов обратить внимание на пластику, найти ритмы и интересные группировки форм. Можно применить статическую или динамическую композицию.

Выполнить несколько поисков по заданной теме. Выбрать наиболее выразительное решение и выполнить этот поиска на формате.

Этот длительный и по времени, и в усилиях процесс требует большого усердия, терпения.

Чёрно-белая печать вносит момент новизны в ритм работы, однако, опыт уже проделанной работы, убеждает в том, что ребята на этом этапе работы начинают проявлять творческий подход к созданию линогравюры, находят интересные решения и создают индивидуальные работы.

 

Упражнения по работе с материалом

Предлагается выполнить различные упражнения, чтобы ребенок почувствовал материал и мог самостоятельно выполнять гравировку. Научиться правильно держать резец при работе с линолеумом. Отточить глубину и форму штриха. Изогнутость линии, линии по кругу, волнистые и перекрещивающиеся линии, уголки и мелкие детали. Глубокое и слабое нажатие.

Резец надо толкать от себя. Линия изменила направление — поверните дощечку.

Этапы работы над линогравюрой

Организация рабочего места.

Композиционный поиск или несколько поисков по заданной теме. Выбор наиболее выразительного решения и выполнение этого поиска на формате.

Подготовка линолеума - доски к резьбе: зачистка.

Лучше всего годится пробковый линолеум средней плотности, он должен быть достаточно плотным и эластичным. На мягком линолеуме плохо получается тонкие чёрные линии. Линолеум нужен шлифованный, для этого применяют наждачную бумагу различной зернистости.

Перенос готового эскиза, рисунка, на кальку. Переводя рисунок, надо помнить, что все, изображенное на линолеуме, при печати получится в обратном, «зеркальном» изображении.

Перенос при помощи копировальной бумаги зеркального, перевернутого изображения с кальки на доску.

Резьба доски.

В работе необходима последовательность. Углубления на линолеуме делаются штихелями – резцами различных профилей и размеров. Всякая проведенная бороздка будет в отпечатке белой линией, а углубленное место - белым пятном.  Резец надо толкать от себя. Гравирование линолеума лучше начинать с ответственных мест. Сначала обрезают тонкие линии, прорезают штриховку, а потом широким резцом выбирают ненужные места фона. Полезно чередовать мелкую работу с выборкой больших плоскостей. Вырезание гравюры требует аккуратности, усидчивости, терпения, не нужно спешить. Чем крупнее штрих, тем глубже его нужно прорезать. При работе нужно следить, чтобы линия была без зазубрин. Вырезая линии волнистые и круглые, необходимо поворачивать доску, а не резец.

Необходимо помнить о технике безопасности.

Накатывание краски.

Для накатывания краски на линолеум необходимы валики, они должны хорошо принимать краску и легко её отдавать.

Для печатания гравюры употребляют как типографические, так и масляные краски. Краску наносим на стекло и раскатываем ее валиком — проводим несколько раз валиком по стеклу. Это делается для того, чтобы краска легла на валик ровным слоем.

После того как краска равномерно распределилась по всей поверхности валика, легко проводим валиком по линолеуму. Затем еще и еще раз — в разных направлениях.

Пробная печать.

Доведение доски до рабочего состояния – срезка неровностей, так называемых «марашек».

Основная печать.

Для печатания линогравюр употребляют различные сорта бумаги. Чем тоньше бумага, тем легче на ней печатать ручные оттиски.

На поверхность со свеженанесенной краской кладем лист чистой бумаги, если имеется печатный станок, печатаем на станке, если нет, прижимаем рукой и протираем ложкой, круговыми движениями, или прокатываем скалкой (с равномерным нажимом). Время от времени осторожно приподнимаем бумагу за уголок - проверяем, хорошо ли пропечатался рисунок. Снимаем бумагу. Там, где лист соприкасался с доской, получилось черное изображение.

Подпись, оформление.

После высыхания под оттиском простым карандашом указывают: название работы, тираж, автора, год создания линогравюры. Оформляется линогравюра в паспарту под стекло.

Из готовых работ можно устроить выставку.

 

  Список источников информации:

1. Николай Дубина «Эстамп. Энциклопедия техник». Москва 2014

2. Зорин Л. Н. «Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам» / Л. Зорин. – М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004 г.

3. Б. И. Клабуновский «Линогравюра». Издательство «Просвещение» М., 1968 г.

4. С. В. Миклашевич «Гравюра» часть II. Издательство «Москва». «Юный художник». 2000 г.

5. В. В. Турова «Что такое гравюра», Москва «Изобразительное искусство», 1986 г.

6. Л. Г. Богачкина, Б.М.Богачкин «Линогравюра в школе», Москва, «Просвещение», 1983 г.

.  .  .