Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности работы концертмейстера в ДШИ

Дата публикации: 2017-12-11 14:37:13
Статью разместил(а):
Дерябина Татьяна Валерьевна

 Особенности работы концертмейстера в ДШИ.

Психологические и педагогические функции концертмейстера

 Автор: Дерябина Татьяна Валерьевна 

«Детская школа искусств имени А. А. Пантыкина»,

г. Верхняя Тура

 

Исполнительская деятельность является сложным психофизиологическим действием, в которой задействовано сознание исполнителя и его физические усилия. Конечно, главную роль в этом процессе играет разум музыканта, его сознательное отношение к решению исполнительских и художественных задач.

В силу специфики своей деятельности, концертмейстер – это многофункциональный музыкант, который должен обладать целым комплексом не только чисто исполнительских, но и психологических качеств.

Внимание – одно из основных качеств концертмейстера. Его направленность широка: от координации своих движений и выполнения чисто пианистических задач до постоянного контроля исполнения солиста и его возможных изменений. В момент исполнения концертмейстеру важно следить за звуковым балансом, звуковедением, дыханием у солиста. Ансамблевое внимание концертмейстера направлено на воплощение художественного замысла произведения.

Мобильность, быстрота и активность реакции, воля и самообладание – это те качества, которые характеризуют хорошего концертмейстера. Во время исполнения музыкант должен уметь подхватить солиста-ученика, когда последний, к примеру,  перепутал нотный текст или вовсе забыл часть пьесы. В этом случае, концертмейстер должен своим выразительным исполнением показать ученику, что нужно собраться и продолжить играть.

Часто на концертной эстраде, на конкурсе именно от концертмейстера зависит успех исполнения ученика. Например, ученик от волнения может  начать играть в другом темпе или вовсе изменить порядок исполнения пьес (что, кстати, бывало нередко в моей практике). Эмоциональная устойчивость концертмейстера, быстрота реакции в таких ситуациях очень важна и помогает справиться с возникшей критической ситуацией.

Концертмейстер помимо названных качеств должен знать особенности возрастной психологии и в ежедневной практике изучать личностные качества  и особенности ученика. Можно сказать, что опытный концертмейстер обладает и качествами психолога. Он умеет снять напряжение ученика перед выступлением, находит  нужные слова, настраивает на произведение, подбирает яркие ассоциативные подсказки для воплощения художественного образа. Он помогает снять психологическую, а, следовательно, и мышечную зажатость. Отмечу, что доверие к концертмейстеру у ученика, уверенность в своих силах, свободное исполнение на сцене рождается не только количеством выступлений, но и качеством профессионального и межличностного общения ученика и концертмейстера.

Концертмейстер переживает с учеником не только успех, но и неудачу, помогает определить ее причину. Часто именно от его слов зависит настрой ученика на дальнейшее обучение. Пожалуй, невозможно переоценить необходимость и нужность такой помощи концертмейстера для становления профессионально значимых  качеств юного музыканта.

Помимо всего прочего, концертмейстер должен быть настоящим артистом, ведь  на сцене все становятся равны – и ученики, и профессионалы. Хороший концертмейстер своим повышенным исполнительским и эмоциональным тонусом на концертной эстраде может увлечь и мотивировать ученика на яркое исполнение.

Работа концертмейстера в значительной мере носит и педагогическую направленность. Концертмейстер наедине без препода­ва­теля берёт на себя активную педагогическую роль: помогает уче­нику настроить инструмент в начале занятия, проучивает текст, трудные фрагменты, следит за ритмической чёткостью и инто­национной точностью, отрабатывает моменты начала и окончания звука, работает над фразировкой и штрихами. Исполняя свою партию, концертмейстер знакомит ученика с общим художественным замыслом сочинения,  характером тем, расставляет основные смысловые акценты.

Для создания доверительных отношений между учеником и концертмейстером необ­ходимо с первых занятий создавать на занятиях доброжелательную  атмо­сферу. Важно дать понять ученику, что исполнение произведения – это совместный творческий процесс, в котором заинтересован каждый из его участников.

Часто детей отвлекает звучание фортепиано, приходится на первых занятиях повторять произведение или его часть по нескольку раз (особенно с малышами). Это не должно создавать тревожности и раздражения на уроках. Концертмейстер может сгладить первые неудачные попытки добрым словом и улыбкой, объяснять малышу, что вы – настоящая команда единомышленников, поэтому вместе вы всегда справитесь с поставленными задачами. Чуткость, человеческая и музыкантская отзывчивость концертмейстера, его педагогический такт помогут начинающему музыканту преодолеть любые трудности.

Помимо всего прочего, концертмейстер наравне с педагогом вырабатывает у учеников необходимые качества характера, к примеру, такие как уверенность,  сценическую выдержку и волю, трудолюбие,  эмоциональную отзывчивость и ансамблевую чуткость.

Настоящий концертмейстер – это творческий человек, который помимо постоянного совершенствования своих пианистических и концертмейстерских навыков, постоянно повышает свой общекультурный уровень,  обогащает свои музыкальные впечатления, открыт для изучения нового концертного репертуара. Только с творческим подходом к своему делу можно осуществить все замыслы и иметь высокий результат в исполнительской деятельности своих учеников.

Таким образом, можно сказать, что концертмейстер – это и педагог, и исполнитель, и артист, и психолог, и просто творческий человек. Работа концертмейстера  требует огромной затраты психофизических сил и  обширных знаний в разных областях.  

 

Литература:

 1.  Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.

2.  Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996.

3.  II Всероссийская научно-практическая конференция «Фортепианное искусство: история, педагогика, исполнительство». – Сборник докладов. Томск, 2013.

.  .  .