Формы внеклассных мероприятий во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
Формы внеклассных мероприятий во внеурочной деятельности
в условиях введения ФГОС ООО
Авторы: Шаповалова Татьяна Анатольевна
и Филоненко Маргарита Владимировна
МБОУ «Лицей №10» г. Белгорода
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы основного общего образования через урочную и внеурочную деятельность.
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость поиска новых подходов, методов и форм организации и ведения образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. Большая роль в этом педагогическом воздействии на духовное становление личности, на формирование активной жизненной позиции оказывает влияние внеурочная и внеклассная воспитательная работа. Значимую роль в организации воспитательного процесса отводят классному руководителю, воспитателю, а также и преподавателю, который выступает активным участником в организации тематических познавательных внеклассных мероприятий. Мероприятие, организованное преподавателем-предметником может быть нацелено на развитие и формирование культурного потенциала обучающегося, развитие интереса к преподаваемому предмету, а также формированию общих компетенций, закрепленных стандартами образования.
Учитель – это не только специалист своего предмета, но и воспитатель.
Воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности в ходе общения с людьми, в процессе совместной с ними деятельности, поэтому классному руководителю нужно уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей.
Занятия с детьми после уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют решающее значение для развития и воспитания детей.
Современному учителю, руководителю кружка или спортивной секции, педагогу дополнительного образования надо знать, как организовать такую работу.
Для успешного проведения мероприятия нужно:
ü Знать существующие формы;
ü Уметь наполнить эти формы каждый раз нужным содержанием;
ü Владеть методикой организации мероприятия;
ü Уметь придумать полученному результату название.
Любая форма внеклассной работы в той или иной мере способствует решению задач нравственного, умственного, физического, экологического, экономического, эстетического и т.д. обучения, воспитания и развития.
Какие же формы внеклассных мероприятий существуют?
· диспут;
· лекторий;
· интеллектуальные игры;
· концерты;
· ролевые игры;
· выставка;
· спектакль;
· эстафета;
· дискотеки;
· экскурсии;
· походы;
· олимпиады и т. д.
Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя:
игровые,
театральные,
дискуссионные,
ситуативно-творческие,
психологические,
состязательные
Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:
1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.
2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший выпускник школы (лицея, гимназии)», «Лучшее портфолио ученика».
3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия: работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).
4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.
5. Специализированные (тематические) или профориентационные акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.
6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».
7. Спортивная и туристская деятельность: организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, одно- и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мотопоходов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».
Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии.
Используя в педагогической практике такие формы внеклассных мероприятий, учитель постоянно работает над формированием культуры общения и поведения учеников, используя весь свой жизненный опыт, все свои знания.