Системно-деятельностный подход: проблемы и перспективы.
Системно-деятельностный подход:
проблемы и перспективы
Автор: Комаревцева Елена Алексеевна
МАОУ «Лицей№5», г.Губкин
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.
Говоря о системно-деятельном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры КТД – это всё то, на что направлено практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность у детей, свободу выбора и готовит их к жизни – это и есть СДП, который приносит несомненно, свои плоды не сразу, но ведёт к достижениям.
Чтобы деятельностный подход имел результат, всё это должно быть в системе, а значит, предполагает у классного руководителя некой воспитательной программы, в которую будут включены все виды деятельности. Наличие такой программы у педагогов даёт возможность достичь тех уровней воспитательных результатов, которые предполагает ФГОС.
В программе воспитания педагог должен разработать такой план работы на учебный год, где главной целью было увидеть, на что способен ученик и к каким способностям он склонен.
Если начать работу с самого трудного, например «Проектная и исследовательская деятельность», в 1 классе, можно увидеть, как важен именно деятельностный подход в такой работе, где ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают в себе, то что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу.
Второй год обучения может предполагать раскрытие творческих способностей учащихся в области театрального и художественного искусства, чтобы не только выявить талантливых детей, но и помочь раскрыться детям замкнутым, стеснительным, а также определиться, кто на что способен – это артисты, декораторы, режиссёры, костюмеры, художник и т.д. Результатом второго года обучения, может быть деятельность учеников, которая направлена на пробу себя в области искусства – рисование, технология, литература, музыка.
Третий год обучения, может быть посвящён общественно-полезному труду, а главное, показу обучающимся, как можно изменить мир к лучшему.
В этом направлении деятельностный подход позволит каждому ученику попробовать себя в роли исследователя, садовода, дизайнера и просто наблюдателя над своей деятельностью.
Такими проектами могут стать озеленение классных комнат, работа в кружке «Краеведение», где ребята не только самостоятельно выращивают цветы, соблюдая всю технологию посадки и ухода, конечно, им пришлось немало извлечь из дополнительной литературы, Интернета информации, в которой они нашли много полезного для себя. В классе может развернуться настоящая лаборатория, где ученики самостоятельно ставят опыты и наблюдают за растениями.
На четвёртый год обучения, учитель знает, на что способен его ученик, в каком творчестве преуспел. Именно на этом этапе хорошо организовать кружок «Информатика и ИКТ». Учащиеся достаточно хорошо владеют компьютером, выходят в Интернет и самостоятельно могут участвовать во всероссийских дистанционных конкурсах, викторинах. Они не просто работают на компьютере, но и учатся ориентироваться в Интернете, ищут и вычитывают нужную информацию, самостоятельно загружают работы и отправляют на конкуры.
Когда выпускник начальной школы чувствует себя уверенно, принимает активное участие во всех школьных, классных делах, знает что хочет, в какой области ему нет равных – ему этого уже мало, он хочет показать всего себя и помочь тому, кто в этом нуждается.
Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет не только ученику начальной школы найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя в пятый класс, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность найти себя ещё и в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно.
Современный ребёнок должен сегодня не только что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.