Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Театр Песни как путь приобщения подростков к искусству

Дата публикации: 2017-11-18 14:45:06
Статью разместил(а):
Кожанова Оксана Владимировна

Театр Песни  как путь приобщения подростков к искусству

Автор: Кожанова Оксана Владимировна

учитель музыки ГБОУ СОШ №382

г. Красное Село, г. Санкт-Петербург

 

 «Чистая душа рождает чистый голос»

 Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура - это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.

Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодёжи к миру искусства, красоте окружающей человека действительности. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию ещё не уделяется должного внимания.

На протяжении последних десятилетий возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчёркивалось в документах Министерства Образования РФ, важное место было отведено этой проблеме и в «Стратегии модернизации Российского образования». Пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всём многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития.

Главными задачами должны стать: улучшение художественного образо­вания и эстетического воспитания обучающихся; развитие чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умений понимать и ценить произ­ведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

Согласно Методическому письму Министерства образования РФ «О преподавании искусства в общеобразовательных учреждениях» целью преподавания предметов, составляющих образовательную область «Искусство» является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны стать средством очеловечивания, т. е. приживления молодых людей к корням культуры.

Сегодня данные ценности подвергаются мощному воздействию отрицательных явлений окружающей среды. Поэтому оказание помощи подросткам в правильном выборе духовно-нравственных ценностей, ориентации на общечеловеческие и национальные ценности, построение такого воспитательного пространства, которое "формировало бы жизнеспособность личности, т. е. способность выживать в условиях нынешней реальности, не деградируя, а развиваясь в созидательном направлении" (Н.Д. Никандров) являются приоритетными задачами современной общеобразовательной школы.

Подростковый период – один их самых благодатных для становления личности человека, для осознания своей жизни в целом, оценки реального мира. В подростковом возрасте естественным является желание изменить мир. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определённым критерием развития подростка. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения подростка со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе.

Потребность в эстетических впечатлениях и верное восприятие эстетических явлений воспитываются в самых различных областях искусства. Необходимо заботиться о приобретении подростком известных знаний и умений и обогащении опыта общения с искусством. При этом в подростке вырабатываются эстетические потребности и вкусы: тяга к занятиям искусством, умение отличать подлинно прекрасное от подделки, низкопробности, пошлости. Удовлетворение и развитие художественных интересов создает благоприятные условия формирования личности подростка, делает содержательным его досуг, его любимые занятия.

Искусство, которое входит в мир подростка, облагораживает его чувства, формирует характер, помогает воспитанию высоких гражданских качеств. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика - организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре. Значительную роль в духовно-нравственном воспитании играет музыка. Она воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.

Проанализировав ситуацию, сложившуюся в нашем обществе, родилась идея о создании в школе театра песни – творческого детского коллектива, который бы воспитывался на народном творчестве, любви к родине, к общечеловеческим ценностям. В долгих поисках определилось название  театра песни «Каприччио» - что значит «виртуозное музыкальное произведение, изобилующее сменой настроений, неожиданными эффектами» («Толковый словарь» С.И.Ожегова).

Главным принципом театра песни стал тезис« Пение – движение – радость»

Целью работы Театра Песни «Каприччио» является эстетическое и духовное воспитание и развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами ансамблевого пения и музыкального языка. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные: научить свободно владеть своим голосом и телом, обучить точному интонированию, правильному дыханию, голосоведению, артикуляции, научить правилам поведения на сцене, обучить выразительно исполнять песни.

2. Развивающие: раскрыть природный творческий потенциал ребёнка, развивать творческие способности детей, память, внимание, наблюдательность, воображение, фантазию, музыкальный кругозор, способствовать развитию  мышечной свободы и естественности в пении,  развивать коммуникативные качества.

3. Воспитательные: способствовать воспитанию любви  к вокально-хоровому исполнительству, воспитать трудолюбие, ответственность, выносливость, умение работать в коллективе и самодисциплину, уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса, способствовать воспитанию толерантного отношения к культурам других народов.

Основу структуры Театра Песни составляют четыре ансамбля: «Карамелька» (учащиеся 1-2 классов), «Тутти-Фрутти» (учащиеся 3-4 классов), «Твинкл»  (учащиеся 5-7 классов), «Адажио» (учащиеся 8-10 классов). Каждый ансамбль организован по возрастному принципу и имеет свой репертуар, расписание, родительский комитет.

В театре песни предусмотрены различные формы работы с учащимися в зависимости от возраста детей, их вокальных и музыкальных данных. Педагог в процессе работы не только учит петь, но и помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные качества: добро, искренность, обаяние, открытость. Дети занимаются не только ансамблевым пением, но и сольным пением, воспитывая умение слышать себя и партнеров, стремление к художественному единству при исполнении.

Для достижения поставленных задач используются следующие формы и методы обучения:

- метод показа;

- метод устного разбора;

- метод музыкально-практического действия (тренинг);

- игровые методы (КВН, сказка, музыкальный спектакль).

Педагог демонстрирует материал и анализирует его вместе с детьми. На занятиях используются различные формы изложения: информация, рассказ, беседа. Просмотр и прослушивание выступлений ансамблей, хоров, солистов на фестивалях и конкурсах.

В процессе обучения применяются различные приёмы:

- комментирование (словесное сопровождение сведений об особенностях исполнения произведения);

- инструктирование (словесные рекомендации);

- корректирование ( неточностей в исполнении  произведения);

- организация занятий и досуговых мероприятий вместе с  родителями.

Метод показа и метод устного изложения материала сочетаются с методом музыкально-практических действий, применяются групповые и  индивидуальные упражнения.

Формы подведения итогов работы театра песни «Каприччио»:

- открытые занятия для родителей;

- тематические и отчётные концерты; 

- конкурсы, смотры, фестивали; 

- традиционные календарные праздники;

- презентация портфолио творческих достижений.

Ансамбли объединяют общие концерты, помощь друг другу на репетициях и выступлениях, традиции коллектива.

Репетиции в театре песни «Каприччио» позволяют удовлетворить потребность в занятиях вокально-хоровым творчеством у детей с самой разной мотивацией.  Одни  приходят в коллектив, чтобы получить общие музыкальные представления, заполнить свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать на сцене,  что, безусловно, очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей социализации во взрослой жизни. Другие приобретают музыкальную грамотность, вокальный, концертный опыт, который, возможно, будут использовать в своей будущей профессии.

В театре песни «Каприччио» для создания психологически комфортного пространства используются такие формы занятий, как музыкально-тематический праздник, творческая встреча, музыкальная викторина, КВН. Это позволяет реализовать лидерские, организационные, коммуникативные качества детей, позволяет чередовать активные и пассивные формы деятельности. В коллективе дети получают опыт общения с детьми разного возраста,  организуют  свою деятельность, используют приобретённые умения и навыки сценического поведения.

Не случайно через некоторое время у ребёнка возникает желание поделиться тем, что он получил в коллективе (отношения, атмосфера, знания). Поэтому дети часто приводят своих друзей и одноклассников, которые с удовольствием включаются в жизнедеятельность коллектива. Концертная, репетиционная жизнь увлекает ребёнка. В театре песни «Каприччио» ребёнок получает возможность эмоционального развития, самовыражения, самооценки, проявления себя в новой социальной роли. Всё это поднимает работу коллектива на качественно новый уровень.

Репертуар  является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей молодежи:

- классические произведения (прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд);

- народные песни (яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-этических ценностей). Свои первые музыкальные переживания ребенок должен получать на родном языке. Идея добра и любви главенствует в народных  произведениях.

- детские песни - это неотъемлемая часть  воспитательного процесса ребёнка (детская песня учит понимать окружающий мир, прививает хорошие привычки, развивает творческий потенциал, гармонизирует душевное состояние);

- советская эстрада, современные песни (юных исполнителей эстрада привлекает, прежде всего, своей зрелищностью, возможностью реализовать себя). Однако за внешней простотой и легкостью эстрадного жанра скрывается трудоемкий и сложный процесс становления юного исполнителя  как личности, как певца. За небольшой период времени надо раскрыть характер, показать образ. Эстрадная песня не сводится к чистой развлекательности, в них звучат темы гражданственности, патриотизма, борьбы за мир и т. д.

Обеспечить активность ребенка – одна из задач театра песни. С учетом музыкальных способностей, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка подбирается изучаемый музыкальный репертуар, составляется перспективный план развития каждого.

Школьные годы – это трудная и ответственная пора становления человеческой личности. У подростка очень тонкий и чрезвычайно чувственный внутренний мир, полный глубоких переживаний. Душа его подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации.

Необходимо добиваться того, чтобы струны эти звучали чисто и ясно, чтобы не было глухого тона, чтобы ни одна крупица ржавчины не коснулась их. И вот здесь искусство, эстетическое воспитание могут сыграть неоценимую роль. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не терпит, чтобы его воспитывали, не терпит той «оголенности» идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания». Видимо, искусство и позволяет дать урок нравственности, не облечённый в форму поучительности.

 

.  .  .