Деловые и ролевые игры в процессе обучения на дисциплинах клинического профиля
Деловые и ролевые игры в процессе обучения на дисциплинах клинического профиля
Автор: Исаева Раиса Николаевна
(ГБПОУ «Тольяттинский медицинский колледж» Тольятти)
Обучение в медицинском колледже - не только передача медицинских знаний и опыта, но и подготовка студентов к сложной медицинской деятельности в условиях лечебных учреждениях. Необходимо, чтобы студенты-медики могли самостоятельно мыслить, вести активный поиск и принимать самостоятельные решения при оказании помощи больным.
Современное медицинское образование ориентировано, прежде всего, на развитие логико-знаковых компонентов мышления. Для реализации этого необходимо осуществлять всякое обучение с опорой на образы. Логика нужна для понимания этиологии и патогенеза заболевания, анализа и закрепления знаний, а образы - для целостного постижения заболевания и проникновения в суть связей между пациентами и его проблемами.
Это важно, когда клиническую действительность надо воспринимать во всей ее сложности и многогранности. Более того, оперирование образами необходимо при формировании действий по оказанию медицинской помощи, реабилитации, профилактики. Это нередко - важный инструмент познания и практического действия медицинской сестры, фельдшера, акушерки.
Ставя перед собой такие цели нередко преподавателю приходится сталкиваться с безынициативностью, леностью и неактивностью студентов и для того чтобы практическое занятие стало результативным, прежде всего, необходимо наполнить его глубоким и интересным содержанием, облечь в яркую живую интересную форму, привлекая творческие возможности студентов. Главное - мотивировать студента на обучение.
Очень важно научить студентов умению перестраиваться в определенной ситуации воспринимать клиническую действительность во всей ее сложности и многогранности.
Важное значение в формировании профессиональных навыков имеют ролевые и деловые игры. Это деятельность, которая дает возможность студентам использовать свои личные качества, осознать материал, на котором базируются определенные знания.
В деловой игре студент должен принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях, демонстрируя не только теоретические, но и практические навыки (четко демонстрировать необходимую манипуляцию).
Преподавателю необходимо моделировать ситуацию близкую к реальности, должна быть создана обстановка, приближенная к действительности. Этому способствует современное оснащение, фантомы для оказания экстренной неотложной помощи, показывающие различными сигналами эффективность действие студентов, что вызывает интерес, активность и эмоциональную заинтересованность.
В качестве примера приведу деловую игру к практическому занятию по теме «Асфиксия новорожденных»
Игра развивается динамически и развивается поэтапно, когда каждый последующий этап зависит от действий в предыдущем этапе.
1 этап – это сценарий беседы акушерки АТПК или ФАПа с беременной женщиной имеющий неблагоприятный акушерский анамнез и выраженную анемию, угрожающую развитию внутриутробной гипоксии плода.
Цель данного этапа – закрепить знания студентов о причинах и профилактике внутриутробной гипоксии плода.
2 этап – Развитие предыдущего этапа.
Данная пациентка поступает в родовспомогательное учреждение, существует риск рождение ребенка с асфиксией.
В данной ситуации студентке нужно приготовить островок реанимации и все необходимое для оказания неотложной помощи новорожденному в асфиксии.
Цель – закрепить знания по организации оказания неотложной помощи.
3 этап – рождение ребенка в асфиксии разной степени тяжести.
В условиях задач даны симптомы асфиксии
Студенты должны оценить степень тяжести асфиксии по клиническим симптомам, по особенностям течении родов и оказать неотложную доврачебную помощь в каждой конкретной ситуации.
Оказывая неотложную доверительную помощь новорожденному студенты повышают и углубляют знания по выявлению причины и предрасполагающих факторов асфиксии, укрепляют умения по оказанию необходимой доврачебной помощи.
В наши дни признано, что качественное обучение возможно, осуществить только в процессе собственной деятельности учащихся, причем эта деятельность только тогда будет полноценной и продуктивной, когда направляется внутренними духовными ориентирами.