Внеурочное занятие "Математический вечер"
Внеурочное занятие "Математический вечер"
Автор: Джум Светлана Павловна
МБОУ «Школа № 64», г. Рязань
Цели:
- активизация познавательной деятельности;
- формирование интереса к изучению математики;
- формирование эстетического отношения к предмету - математике;
- формирование умений остроумного решения задач и ответов на вопросы;
- формирование умений в общении.
ОБОРУДОВАНИЕ: оформление зала: плакаты «Мудрые науки без назидания и скуки», «Умная сова (рисунок)», « Маски»; макет «Дракон»; Костюмы героев; географическая карта; химические реактивы для опытов; маски для конкурса «Кто я?».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение «Зачем надо изучать математику?»; оду «Тебя, математика, я восхваляю ...»; выступление в аудитории спортсменов, балерин, племя людоедов, двоечников на тему «Зачем нужна математика?».
ХОД ВЕЧЕРА
1. Разминка. (пока готовятся артисты)
Назвать пословицу или поговорку, содержащую числительное. За каждую одна денежка – 3 лужка.
2 СЦЕНКА «Как математика помогла катетам».
Автор. Жил был прямой угол. Было у него два сына – два катета. Жили они дружно, дом у них был старенький прямоугольный треугольник, но ветхий и недостроенный. Когда-то красавицу Гипотенузу украл Прямоугольник и сделал её своей диагональю. Прямому углу её найти не удалось, и решил он воспользоваться «Службой знакомств».
Прямой угол. Посмотрим. Что мы здесь видим. (разворачивая, газету) вот интересная рубрика: «ОНА +». (Читает) Очень состоятельная, несметные богатства … Посмотрим.
География. Я очень богата. Мои богатства все отмечены. Вот смотрите: В Африке – алмазы, золото – в Якутии, Аляске. Где желаете иметь дачу? На Канарах? На Мальдивах? Любите отдыхать на море? В горах? В лесу? Все это подчиняется мне.
Прямой угол. Не поможешь ли ты мне найти гипотенузу?
География. Я все обыскала. Все горы, реки, моря и океаны, степи и леса. Нигде нет вашей гипотенузы. Зачем она вам нужна, если это не драгоценность? Не полезное ископаемое?
Прямой угол. Придумаешь тоже ископаемое. Без Гипотенузы нет у меня с детьми дома. Извини за беспокойство. Придется еще поискать. (газета) А вот кстати: сильная энергичная натура ... Посмотрим …
Физика. Меня зовут Физика. Мне подчиняются все силы: сила тяжести, сила упругости, сила трения и даже сила всемирного тяготения. Кроме того, в моем подчинении все виды энергии: потенциальная, кинетическая, внутренняя.
Прямой угол. Раз ты такая сильная и энергичная, может, ты нам достроишь дом. Для этого нужна Гипотенуза?
Физика. Гипотенуза. Я не поняла. «Гипо» - это малая. Значит понемногу тянуть за. А за что тянуть? Не понятно. Гипо – тяну – за! Я тянуть могу! Как потяну! (тянет дом).
Прямой угол. Спасибо! Спасибо! Вы мне остальной дом разрушите. Ух!
Давай-ка еще посмотрю ... «Красивая, возвышенная натура, умеющая превращать жизнь в праздник …» попытка – не пытка.
Литература. Мои поклонники: поэты и писатели. Я люблю гулять при луне и читать стихи. Могу найти к словам рифму.
Прямой угол. Это интересно. Ты можешь найти, … а не можешь ли ты найти гипотенузу?
Литература: я нашла в оном стихотворении: «Гипотенуза – река Советского Союза!» Красивая рифма, правда! Сыночков как ваших зовут?
Прямой угол. Катеты.
Литература. Про них сама сочиню: Если катет один,
То он – господин.
Если катета – два.
То один из них слуга.
Они бывают и настоящие,
То противолежащие, то прилежащие.
То против угла, то при нем
Ничего мы в этом не поймем.
Прямой угол. Вот в этом вы правы. Где уж вам понять. Одни стишки на уме.
Так вот еще. «Волшебница, маг в 3 поколении, имеет третий глаз». Посмотрим.
Химия. Меня зовут – Химия. Я превращаю одно вещество в другое. Я могу творить чудеса. Вот я вам дарю белый цветок, а вот он уже другого цвета. (делает опыт)
Прямой угол. И, правда, чудеса. А не сможешь ли ты материализовать гипотенузу.
Химия. Возьмем сульфат магния, добавим нитрат аммония. смешиваем, заливаем, получаем ... (Идет дым)
Прямой угол. Хвати! Хватит! Ох, и устал я. Попробую в последний раз. Хорошая хозяйка. Ум приводит в порядок, измеряет землю, измеряет треугольники.
Ну-ка! Ну-ка!
Математика. Квадрат суммы равен квадрату первого = удвоенное произведение первого на второе + квадрат второго. Дискриминант равен (быстро тараторит правила)
Прямой угол. Остановитесь, пожалуйста!
Математика. Где это я оказалась? Прямой угол вижу, катеты вижу, А где же гипотенуза? Почему такой беспорядок?
Прямой угол. В этом все и дело. Мы не можем найти гипотенузу.
Математика. Нет ничего проще. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Вот она гипотенуза. И теперь я вижу настоящий прямоугольный треугольник.
Прямой угол. Это чудесно. И как легко. Спасибо. Самая лучшая наука. Математика, ты просто царица.
3. Сражение с драконом.
Решение задачи. Мы с вами попали в Волшебную страну – математику. А вход в неё всегда охраняет дракон. Попробуйте, сразитесь с ним. Вот вам меч кладенец. Одним ударом ты можешь срубить, либо голову, либо две головы, либо один хвост, либо два хвоста. Запомни – срубишь голову - новая вырастет, хвост – два хвоста вырастут, два хвоста – голова вырастет, две головы – ничего не вырастет. Хвостов и голов по 3.
4 Аукцион.
Сейчас время торговое и мы продаем сегодня трапецию и квадрат.(всем вручить по 3 лужка, последнему – 10 лужков).
5. Сценка «Метод дедукции».
Однажды автор известных рассказов о Шерлоке Холмсе Артур Конан Дойл вместе со своим другом решили прогуляться на воздушном шаре. Внезапно налетел ветер и понес шар. После многочасового путешествия шар опустился на пыльной улице в неизвестном городке. Решив узнать. Что это за городок Конан Дойл обратился к прохожему:
- Скажите, пожалуйста, где мы находимся?
Прохожий задумался и после некоторого молчания сказал: в корзине!
- Ну и что вы на это скажете, Артур?
_- Этот прохожий - математик!
- Почему?
- Во –первых, он сначала подумал, затем ответил, во-вторых, он ответил совершенно правильно!
6. Конкурс. «Угадай, какая ты фигура?»
Заготовлены плакаты, на которых изображены треугольник, квадрат, трапеция, ромб и т.д.
В середине фигуры сделан вырез для головы. Плакат одевают на голову участнику так, чтобы он не видел изображения. А затем участник задает вопросы так, чтобы догадаться какая он фигура. Например: - сколько у меня сторон7 Равны ли мои диагонали? Параллельны ли противолежащие стороны?
Оценивается правильность постановки вопроса.
7. Построение графиков пословиц и поговорок.
Как аукнется, так и откликнется.
Волос длинный, а ум короткий.
Светит, но не греет.
Ни кола, ни двора.
8 Заключительный этап.
Наш вечер заканчивается. Мы должны найти выход. Мы начали с вами вечер с поисков Гипотенузы. Попробуйте и вы найти гипотенузу. А вместе с ней и выход.
Перед Вами три двери, но помните, что все надписи на дверях ложные.
Если найдете гипотенузу, то выйдете на свободу, если попадете к Нулю, то он вас уничтожит, а если – в темницу, то останетесь там навсегда.
9. Подведение итогов.