Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока по финансовой грамотности в 6 классе "Происхождение и свойства денег"

Дата публикации: 2021-06-17 12:01:18
Статью разместил(а):
Сердюк Светлана Евгеньевна

Конспект урока по финансовой грамотности в 6 классе "Происхождение и свойства денег"

Автор: Сердюк Светлана Евгеньевна

МБОУ "Кировская гимназия", г. Кировск Ленинградская область

 

Организационная информация

Предмет

обществознание

Класс,  профиль класса / коллектив / группа, количество человек

6 класс, 35 чел.

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

 

Курс школьного компонента «Финансовая грамотность»

Тема 1. Что такое деньги? Происхождение и свойства денег.

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Липсиц, И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208 с.

Классификация урока

Урок  «открытия новых знаний» технология модерации с применением приемов АМО.

Урок проводится в рамках раздела «школьного компонента «Финансовая грамотность»

урок 4.1.

Психолого-педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива / группы 

 

В классе обучается 35человек, средний возраст – 12 лет.

Уровень мотивации к учебной деятельности у большинства учеников достаточный: они восприимчивы к новым знаниям, внимательны и работоспособны на уроках, добросовестны в подготовке к урокам.

В классе  есть  одаренные ученики со смешанным типом восприятия .

Учащиеся умеют сравнивать, выделять главное, рефлексировать в заданных рамках, но абстрагировать и классифицировать затрудняются. Способность к дивергентному мышлению средняя.

Эмоциональный климат благоприятный.

Ребята открыты, терпимы, доброжелательны друг к другу.

Цели урока / занятия / мероприятия.

Цель: формирование познавательного интереса учащихся к  получению знаний в сфере финансовой грамотности,
формирования активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения.

Задачи по содержанию:

объяснить выгоды обмена и причины появления денег;

рассмотреть различные формы денег и области их использования;

узнать о способах распознавания фальшивых банкнот

решение простейших задач по финансовой грамотности

Планируемые результаты урока:

Предметные формируют представление об основных принципах экономической жизни общества: представление о роли и видах денег; умение объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения, знакомятся с простой финансовой информацией, её осмысление, умеют объяснять, какие современные разновидности денег существуют

Метапредметные:

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, 

обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 

овладение базовыми предметными понятиями.

Регулятивные:

контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.

Коммуникативные:

умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении задач  по элементарным вопросам финансовой грамотности,

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание)

Личностные проявляют умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Используются метапредметные связи: история, технология, география, обществознание.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут / закрепят / ученики в ходе урока / занятия /

Урок способствует формированию навыков применения знаний на практике, готовность к самостоятельному приобретению знаний по теме, формирует личностные качества совместной работы над заданием, умение работать с информацией, представленных с помощью медиа-средств.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению.

1. Обобщить и систематизировать знания сосновными принципами экономической жизни общества.

2. Ознакомить учащихся с  ролью и видами денег, историей их возникновения.

3. Умение отличать фальшивые купюры от подлинных.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

1. Мультимедиа комплект.

2. Интернет-ресурсы (видеоролик).

3. Презентация по этапам урока в формате мультимедиа.

4. Раздаточный материал по распределению учащихся в группы (бумажные жетоны различного номинала :1 руб.; 5 руб.; 10 руб.; 200 руб.; 2000 руб.)

5. Денежные купюры разного номинала.

 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся 

 

Мотивационно-целевой этап

I. Организационный момент

Цель этапа: настроить учащихся на учебную деятельность и на получение новых знаний

-приветствие

-проверка явки учащихся

- проверка готовности учащихся к уроку

- раздача жетонов разного номинала

Осуществляемые действия: 

- порядок подготовки к трудовой деятельности

Формируемые способы деятельности: 

-  личная ответственность за процесс и  результаты труда

 

II. Инициация "Артефакты"

Цель этапа:

- создать условия для мотивации учащихся на внутреннюю потребность включения в процесс изучения нового материала.

- настрой учащихся на работу

- создание эмоционального фона (на слайде1 показать 5 различных артефактов-товарных денег

-учитель не раскрывает смысл представленных предметов, оставляет загадку не раскрытой

Презентация слайд 1 к уроку.

Рассматривают на слайде 5 предметов пытаются назвать их, связать с уроком, при этом слушают других, добавляют свое мнение к чужому.

Метод АМО«приём ассоциаций, догадок»(авторский)

Личностные УУД

 

Осуществляемые действия:

-  эмоциональный настрой на урок

 

Регулятивные УУД 

Формируемые способы деятельности:

-  проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности

 

Познавательные  УУД 

Осуществляемые действия:

-  формулирование собственных  догадок

-  прогнозирование, приём догадок

 

III. Вхождение в тему (Проблемная ситуация) АМО Метод анализа и синтеза Актуализация знаний, постановка учебной задачи, формулировка темы

Цель этапа:

-  актуализировать мыслительные операции, необходимые для повторения предыдущей темы

-  предъявить задания, близкие жизненному опыту детей

- сформулировать и согласовать цели урока

- организовать уточнение и согласование темы урока

- предложены три вопроса, дети предлагают способы решения проблемной ситуации

- заслушивание ответов учащихся по вопросу

- обобщение ответов

- один из общих способов -покупка

- подведение детей к универсальному способу получения нужной вещи-денежный обмен

- организация обсуждения темы урока и его цели  "Что такое деньги? Происхождение и свойства денег».

- На слайде написаны три вопроса к проблеме

- Используется приём анализа и синтеза

- Выходят на формулировку темы "Что такое деньги? Происхождение и свойства денег»

Личностные УУД

Формируемые способы деятельности:

-  развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

- самостоятельное определение темы урока

- осознание целей и задач обучения

 

Познавательные УУД 

Формируемые способы деятельности:

-  умение полно и точно выражать свои мысли 

-  формирование умения прогнозировать предстоящую работу  

 

Коммуникативные УУД

Осуществляемые действия:

- активизация имевшихся ранее знаний

- высказывание различных вариантов достижения цели урока

 

 

Регулятивные УУД 

 

Осуществляемые действия:

- умение слушать в соот­ветствии с целевой установкой

- дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания

- выдвижение предположений о теме урока 

- отвечают на вопро­сы учителя

- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта

Формируемые способы деятельности:

- формирование умения выявлять сущность, особенности объектов исследования

- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы

- формирование умения находить ответы на вопросы

 

Практический этап

IV. Интерактивная лекция.

Открытие нового знания

Цель этапа:

-  организовать подводящий и побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала

-  организовать систему взаимооценки

 

Организует погружение в тему: с помощью различных медиа-информационных средств.

Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся + индивидуальная работа

Задаёт вопросы.

Что вы уже знаете о деньгах?

Чему хотите научиться на этом занятии?

выполнение задания по ходу просмотра видеоролика.

По ходу интерактивной лекции «История денег от куниц до бумажных» отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы:

Что вы уже знаете о деньгах?

Чему хотите научиться на этом занятии?

По ходу интерактивной лекции отвечают на вопросы в тетради.

Задание: обоснуйте, что деньги – великое изобретение людей.

План ответа:

1. Каковы недостатки бартера?

2. Почему появились товарные деньги?

3. Что служило товарными деньгами на Руси?

4. Для чего введены бумажные деньги?

5. Что может служить деньгами (вывод)

Познавательные УУД 

Осуществляемые действия:

-  Действие со знаково-символическими средствами

Формируемые способы деятельности:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-  формирование умение слушать, в соответствии с целями и задачами общения

 

V. Проработка содержания темы. Практикум. "Путешествие"

Цель этапа:

- организовать усвоение учащимися нового материала (в группах, затем на индивидуальном уровне)

- организовать самостоятельную работу учащихся 

- зафиксировать принципы систематизации

- организовать публичное представление  результатов выполнения самостоятельной работы

- организовать ситуацию успеха по результатам выполнения самостоятельной работы

- тренировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке

Возвращение на этап "Артефакты", работа над переработкой информации выведет их на правильный ответ.

Организация групповой работы по осмыслениюполученной информации

Обьединение в группы (5) по номиналу жетонов (1;5;10;200;2000)

Закрепление умений учащихся соотносить факты с понятиями.

Разъяснение учащимся задач групповой  работы;

- Создает условия для  представления результата работы. 

- Выход на понятия: 

Бартер

Товарные деньги

Символические деньги

Монета

Купюра

Покупательная способность

Ликвидность

Номинал.

Вы получили сдачу купюрой, на которой  что-то написано, да еще и надорван уголок и очень расстроились, что не заметили вовремя, ведь теперь ее никто у вас не возьмет. Какую купюру считают платежеспособной?

Практикум1.

Как отличить фальшивую купюру от настоящей?

по слайду акцентирует внимание на основных степенях защиты

выдает купюры разного номинала

Практикум 2. 

решение ситуационных задач по финансовой грамотности

1. Стоимость покупки составляет 394 рубля.

В кошелке у Миши одна купюра 500 рублей, две купюры по 100 рублей, 4 купюры по 50 рублей, а также 1 монета – 10 рублей, 3 монеты по 5 рублей, 6 монет по 2 рубля, 8 монет по 1 рублю.

Какие купюры и монеты должен отдать Миша продавцу, чтобы расплатиться без сдачи?

2. Маше нужно купить 300 г сыра по цене 450 рублей за килограмм и 2 пакета молока по цене 38 рублей за пакет. Сколько стоят ее покупки? 

1. Делают выводы  о видах товарных денег

2. Обьединяются в группы по полученным в начале урока жетонам ,5 групп

3. Каждая группа прорабатывает один из вопросов, указанный учителем.

4. По мере готовности группы представляют информацию. (За аргументированный ответ получают максимум 2 монеты)

5. Делают вывод, что деньги – великое изобретение людей. (получают максимум 1 монету)

6. Знакомятся с информацией на слайде. Делают выводы

7. Изучают купюры, находят различные степени защиты (получают максимум 2 монеты)

8. Решают задачи , проверяют правильность решения

Личностные УУД 

Осуществляемые действия:

-  восприятие, осмысление, запоминание учебного материала

-  осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению

 

Формируемые способы деятельности:

-  формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом задания

-  формирование умения работать в группах

 

Регулятивные УУД

Осуществляемые действия:

активное погружение в тему 

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

развитие умения строить простые рассуждения

 

Формируемые способы деятельности:

- формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

-  Коммуникативные УУД:

-  Осуществляемые действия:

-  формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

 

Рефлексивно-оценочный этап

VII. Подведение итогов

Цель этапа:

Итоговое оценивание достижений учащихся.

объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке

помогает определить суммарный балл за урок и выставляют оценку в классный журнал и в дневники учащихся.

Определяют суммарный балл работы группы за урок по количеству шоколадных монет

Максимальное количество баллов 5 на группу - равняется количеству шоколадных монет.

5 монет-оценка "5"

4 монеты - оценка "4"

3 монеты - оценка "3".

Регулятивные УУД:

Формируемые способы деятельности:

-  развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

- реализация (на основе синтеза и анализа)

 

VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: 

-     организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке

- организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока

- организовать проведение самооценки учениками работы  

Рефлексия   учащихся о достижении целей урока (три варианта

учитель говорит: "ваш интеллектуальный труд сегодня оценен не только отметкой. Сегодня вы заработали свои первые деньги.

Какие новые вопросы у вас появились? Какие выводы вы сделали при выполнении заданий? Какой из числа сделанных на занятии выводов оказался самым трудным для вас?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Угощаются заработанными монетами

Регулятивные УУД

-  оценка и самооценка учебной деятельности

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

 

 

 

.  .  .