Урок литературы "Экспрессивные и смысловые функции стилистических фигур в "Стихотворениях в прозе"
Урок литературы в 11 классе "Экспрессивные и смысловые функции стилистических фигур в "Стихотворениях в прозе" И.С. Тургенева"
Автор: Е.В. Медведева
МОУ "СШ № 17", Волгоград
Цели: развитие навыков нахождения в тексте художественно-изобразительных средств и выявление их роли; воспитание гражданственности, любви к родному языку и своей стране через классическую литературу.
Тип урока: урок-практикум.
Класс: 11.
1. Слово учителя.
М.В.Ломоносов писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что в российском языке нашёл великолепие ишпанского, крепость немецкого, живость французского, нежность итальянского, сверх того, богатство и краткость греческого и латинского языка». Великий учёный, конечно, прав: прекрасен, могуч, богат наш язык. А ведь когда Ломоносов писал эту оду в прозе о русском языке, ещё не было ни Пушкина, ни Тютчева, ни Тургенева.
А каким образом обычные слова волшебно преображаются в сказку, песню и так глубоко проникают в душу? А что такое «стихотворение в прозе»? Возможно ли такое сочетание? И до И.С.Тургенева литература знала лирически окрашенную прозу. Примером тому повести Н.В.Гоголя. Помните, прекрасные лирические отступления: «Знаете ли вы украинскую ночь? ... Божественная ночь, очаровательная…», «Чуден Днепр при тихой погоде». Но это лишь эпизоды, вкрапления.
И.С.Тургенев же создал целую книгу стихотворений в прозе (только 1 часть включает их 50). Философские раздумья над основными вопросами бытия: жизнь и смерть, любовь и ненависть, правда и ложь. При этом глубоко личный, интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, а ещё предельная краткость каждой миниатюры - от 2-3 строк до полутора страниц, не более.
Ритм стихов разнообразен, каждый раз нов, подчинён авторской идее. Все вещи выдержаны в определённом музыкальном ключе: от романса, итальянского бельканто («О лазурное царство! О царство лазури») до народной песни.
2. Звучит народная песня на музыку.
А) Варламова «То не ветер ветку клонит» (1 куплет в исполнении учениц 11 класса под гитару).
Б) А вот одна из самых коротких миниатюр Тургенева: «То не ласточка щебетунья, не резвая касаточка» (текст распечатан, на каждом столе у учащихся).
Вопросы к тексту:
- Как построена миниатюра?
- Какие стилистические фигуры использованы в ней?
- Их роль и значение?
Анализ двух учащихся: (Стихотворение построено как народная песня; лексический повтор, приём синтаксического параллелизма, в данном случае отрицательного: явление природы (веселье резвой касаточки) прямо противоположно тяжёлой жизни девушки в чужой, жестокой семье. Об этом же говорит «умолчание», выраженное многоточием. Читателю остаётся только догадываться)
3. А вот другое стихотворение писателя.
- Выявите стилистические фигуры в «Nessun maqqior dolore».
- Соотнесите эффект, достигаемый ими с заглавием, данным на латыни? («Нет большей скорби»).
Анализ стихотворения 2-3 учащимися.
Комментарий: стихотворение построено на антитезе: лучезарная красота творений искусства, природы, волшебные глаза на прелестном женском лице - и ложка скверного, бесполезного лекарства. Умолчание лишь усиливает эффект ненужности земных радостей (« К чему, к чему всё это»). Стихотворение автобиографично. Смертельно больному, пожилому человеку, каким был И.С.Тургенев в 1882 году (год написания миниатюры), нет дела до красоты природы, нет сил восхищаться прекрасным, ибо дни его сочтены. Этой мысли подчинён и риторический вопрос с лексическим повтором, усиливающим ответ, который ясен изначально (ни к чему). Бессоюзие, обилие однородных эпитетов - определений лишь отчётливее заставляет звучать приговор, вынесенный в название на латыни: «Нет большей скорби», чем испытание болезнью, старостью, ведущих к смерти. А значит вся прелесть, искушения житейскими радостями - Суета сует. Не случайно писатель все миниатюры назвал Senilia - Старческое.
4. Квинтэссенцией сборника «Стихотворений в прозе» является гимн во славу русской речи «Русский язык».
Звучит стихотворение «Русский язык» (в исполнении учащегося Чернова Д.). Основная мысль этого гимна предельно ясна: родной язык - единственное, что даёт веру в будущее России. Гораздо интереснее рассмотреть роль стилистических фигур для выявления смысла этой экспрессивной оды.
С какой стилистической фигуры начинается стихотворение?
Комментарий: лексическим («во дни сомнений, во дни тягостных раздумий») и синтаксическим повтором: однородные определения, соотносясь с одним и тем же определяемым словом (язык) вступают между собой в смысловые отношения: великий, могучий, правдивый и свободный.
Почему два последних эпитета требуют союза и? (Писателю важно выделить эпитет свободный язык).
К кому обращается автор? Насколько реально это обращение?
Варианты ответа. Обычно обращаются к тому, кто может ответить (одушевлённому лицу). Если автор обращается к неодушевлённому (языку), значит, он его олицетворяет, уравнивает с человеком. Налицо связь тропа с риторическим обращением.
А, может, лучше было лаконично выразить: «В трудные дни русский язык- моя единственная опора». Ваше мнение?
Как вы оцениваете второе предложение? В конце стоит вопросительный знак, а по смыслу? (Риторический вопрос не только не требует ответа, но и усиливает отрицание. Здесь он употреблён опять в связке с тропом - метонимия (дома - в смысле на Родине).
Последнее предложение восклицательное, т. е. эмоционально окрашенное. Необходимо ли это здесь? Как называется такая фигура? (Риторическое восклицание, чисто авторское. Это не лексическое, а интонационное средство).
- Какой эпитет повторяется в последнем предложении? В чём смысл этого лексического повтора? (В первом предложении - великий язык, в последнем - народ. Тургенев проводит глубинную связь между языком и народом). Вспомним А.С.Пушкина:
И назовёт меня всяк сущий в ней язык
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
В этом же смысле употребляется поговорка «притча во языцех», т.е. у всех народов.
Итак, народ, говорящий на русском языке, великий. Как это связано с началом текста: сомнения, тягостные раздумья. На Родине плохо, но я верю, что русский народ - великий.
В чём же тогда величие народа, если он так плохо устраивает свою жизнь? Какой стилистический приём помогает понять такую противоречивую концовку? (Умолчание. Тургенев не утверждает величие народа, а лишь надеется на то, что народ устроит своё будущее).
Какое будущее? Над этим читателю предстоит поработать самому. Последняя фраза стихотворения - не последняя его мысль, а только отправная точка для дальнейших размышлений. Не случайно Тургенев издание «Стихотворений в прозе» в «Вестнике Европы» М. Стасюлевича предварил посланием «К читателю». (Цитата на доске).
«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд, … читай их враздробь; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
5. Чтение творческих работ учащихся.
А) «На чём основывается вера писателя в будущее народа?»
Б) «Как обустроить Россию»
6. Итог урока.
Конечно, быстротекущее время вносит свои поправки даже в классику. Речь идёт не о языке миниатюр, а о восприятии их. Проверка временем тем не менее показывает, что «Стихотворения в прозе» не только не утратили очарования с точки зрения художественной, они актуальны по силе мысли и чувства. Это наша юность, зрелость и, к сожалению, старость – всё то, что называется жизнью, что неотделимо от нас самих. «Скупая сдержанность слога при щедрости мыслей, простота при глубине» - всё это современный читатель.
7. Д\ З. Стилистический анализ. И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Путь к любви».