Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Вышивка шёлковыми лентами. Войлоковаляние"

Дата публикации: 2021-05-31 21:32:39
Статью разместил(а):
Федотова Наталья Александровна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Вышивка шёлковыми лентами. Войлоковаляние"

Автор: Федотова Наталья Александровна

ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город», пос. Придорожный

 

Пояснительная записка.

Работа в технике ДПИ  является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания школьников. Процесс труда по художественной обра­ботке материалов увлекает де­тей, содействует выявлению их способностей, дети  приобретают умение са­мостоятельно трудиться. Результаты труда приносят учащимся творческое удовлетворение, оказывают на них глубокое эмоциональное воздействие. У школьников происходит углубление эстети­ческих, трудовых и политехнических знаний, формируется ряд специальных навыков культуры труда, пробуждается интерес к профессиям.

Программа художественно–эстетической направленности  направлена на сохранение и развитие таких видов прикладного творчества, как вышивка шелковой лентой и войлоковаляние.

Рабочая программа кружка «Вышивка шелковыми лентами. Войлоковаляние» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования.

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для развития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Программа и разработанные занятия учебного курса  представлены в виде модулей. Каждый модуль самостоятелен и имеет определённую тематику. Все предложенные занятия строятся на базе школьной программы, это позволяет экономить  время на объяснение  основ швейного дела и ТБ (название стежков и строчек, ТУ на их выполнение) и больше времени уделять практическим занятиям. Модули разных разделов могут быть использованы на уроках трудового обучения по разделу ДПИ.

Данная работа будет полезна учителям трудового обучения и технологии, учителям начальных классов и дополнительного образования для планирования занятий по декоративно- прикладному искусству, а также родителям и детям для совместного творчества.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд.

Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность выполнять схемы для вышивки. Также программа позволяет расширить возможности общеобразовательной области «Технология», а именно такое направление декоративно-прикладного искусства, как вышивка шелковой лентой и войлоковаляние.

По окончании обучения дети могут самостоятельно разработать и изготовить любое текстильное изделие.

Основными целями программы являются:

  • овладение практическими навыками и умениями художественно-творческой деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своей страны.

Основными задачами являются:

  • научить основным приёмам вышивки шелковой лентой и войлоковаляния и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
  • создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества ;
  • принимать участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

Общая характеристика учебного курса.

Программа «Вышивка шелковыми лентами. Войлоковаляние», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми основными приёмами вышивки. Обучение по данной программе способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания и умения по данному виду декоративно-прикладного творчества.

Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются  практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися нескольких проектов, как коллективных, так и самостоятельных.

На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими и ручными приспособлениями, а также используются здоровьесберегающие технологии. В связи с тем, что учебное занятие длится 1 час, предлагается комплекс упражнений для снятия утомления, гимнастики глаз, коррекции осанки и т.д.

Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теория и практические), конкурсы, выставка, презентация, беседа, лекция и т.д. 

Программа развивает творческую активность личности. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, интернетом,  ребята создают свою работу, а не пользуются готовыми наработками.

Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов: всё это будет способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в выставках, а также могут быть использованы при оформлении интерьера школы.

   Программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей:

  • познавательная компетентность (знание истории вышивки шелковой лентой, войлоковаляния);
  • организаторской компетентностью (планирование и управление собственной деятельностью по изготовлению изделий, владение навыками контроля и оценки собственной и совместной деятельности  в процессе выполнения проекта);
  • информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения работ);
  • коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию);
  • социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе);

Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, т. к. одним из результатов изучения прикладных искусств является способность поставлять на рынок товаров уникальный продукт, а также осуществить допрофессиональные пробы. Познакомиться с профессиями дизайнера, вышивальщицы, валяльщицы и т.д.

Программа способствует:

  • развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;
  • оказанию помощи в самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;
  • созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;

Описание места учебного курса в учебном плане.

Предлагаемая программа может быть реализована в рамках кружка. Базовый период обучения - 1 год. Предназначена для детей от 8 до 11 лет. Группа занимается 1 час в неделю, всего – 34 часа в год.

В содержание обучения входит ознакомление с техникой вышивания шелковой лентой и войлоковаляния.                          

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями – прознание мира, биологии, ИЗО, математики, черчения.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностными результатами освоения учащимися курса являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество сво­ей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • становление самоопределения в выбранной сфере буду­щей профессиональной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности.
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяй­ства;
  • проявление технико-технологического и экономическо­го мышления при организации своей деятельности.

Метапредметными результатами освоения курса вышивки шелковой лентой являются:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
  • проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
  • объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требовани­ям и принципам;
  • диагностика результатов познавательно-трудовой дея­тельности по принятым критериям и показателям;
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответ­ствии с технологической культурой производства;
  • соблюдение норм и правил безопасности познаватель­но-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения курса  являются:

  • знание видов вышивки и войлоковаляния;
  • эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вышивания;
  • способы влажно – тепловой обработки изделия;
  • технологический процесс изготовления  изделия и пути снижения его себестоимости;
  • правила безопасности труда;
  • способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
  • основные законы построения композиции;
  • знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера.

Тематический план (34 ч.)

Модуль I .

Раздел № 1. История вышивки шёлковыми лентами. 1ч

Раздел № 2. Подготовка к работе. 1ч

2.1. Гармония цвета. Влияние цвета на человека. 1ч

2.2. Виды лент, оборудование и приспособления. Организация рабочего места, техника безопасности.1ч

Раздел № 3. Техники вышивки атласными лентами. 5ч

3.1. Техники плоского узла, прямого стежка. Техника ленточного шва. Техника французский узелок. 1ч

3.2. Техника колониальный узелок. Техника «Ленивая маргаритка». Техника «Японский стежок». 2ч

3.3. Техники шов «Захват» и шов «Полупетля». Техника шов «Роза». 2ч

Раздел № 4. Самостоятельная работа. Вышивка атласными лентами на косметичке. 9 ч.

4.1. Выбор рисунка, подбор цвета лент для изготовления вышивки лентами.1ч

4.2. Изготовление вышивки лентами на косметичке. Изготовление вышивки лентами на косметичке. 9ч.

Итоговое занятие: защита проекта. 1ч.

Модуль II.

Раздел №1. Введение. Актуальность курса. ТБ. Материалы и инструменты. 1ч

Раздел №2. Основы композиции. 1 ч

2.1 Виды композиции, Цветоведение. 1 ч

Раздел № 3. Виды игрушки 3ч

3.1 Объёмная, анималистическая, фантазийная игрушки. 3ч

Раздел №4 Работа с шерстью. 9ч

4.1 Сухое валяние шерсти, приёмы работы.2ч

4.2 Мокрое валяние шерсти, приёмы работы. 2ч

4.3 Работа над творческим проектом (индивидуальный план).5ч

Подготовка к выставке. 2ч

Итого: 34ч.

 

Примеры поурочных занятий программы. «Вышивка шёлковыми лентами. Войлоковаляние».

Тема урока: История вышивки шёлковыми лентами.

Цели урока: Ознакомить учащихся с целями, задачами данного предмета. Познакомить с историей развития атласных лент и вышивки.

Задачи:

- образовательная: познакомить с историей возникновении атласных лент и распространением вышивки;

- развивающая: формирование теоретических знаний о данном курсе, развить эстетический вкус и интерес к истории, и элективному курсу;

- воспитательная: воспитывать такие качества личности у учащихся, как внимание, воображение, усидчивость.

Тип урока: лекция.

Дидактический материал: слайды.

Ход урока.

1. Организационная часть.

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, сообщение темы, постановка цели, знакомство с ходом занятия

2. Изложение нового материала. Во время рассказа демонстрирую слайды.

Курс «Вышивка атласными лентами» чрезвычайно актуален, так какдает возможность реализации творческих способностей, развитияпознавательного интереса, формирования интеллектуальных качеств. Этоткурс учит работать руками, находить новые варианты оформления изделий воплощать свои творческие способности. История появления атласных лент уходит своими корнями в древний Рим. Со временем, применение лент расширялось, и в 15веке во Франции вышивка атласными лентами стало любимым хобби Людовика 15. Наряды, как и любые другие изделия, украшенные вышивкой атласными лентами, становятся неповторимыми нарядными предметами.

В настоящее время вышивка не потеряла ореола роскоши, но стала гораздо доступнее. Достаточно атласных лент, иглы, умелых рук и немного фантазии для создания потрясающего рисунка на одежде или предмете интерьера. Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты “оживляют” прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку.

На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов и украшают елки в преддверии Рождества и встречи Нового года. У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами в зависимости от пола ребенка.

Искусство украшения атласными лентами уходит в глубину веков. В XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы ониобучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные столики, как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр.

В 1560 г. в нем было уже 50 тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, в Велзи и Сент-Этьене, почти 45 тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 г в Сент-Этьене и окрестно стях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик  XIV украшал лентами обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли “Летящие платья” с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами. Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать с началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность.

Изучив шаговое описание различных видов швов, без труда можно повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку, оформить детский полотняный рюкзачок или дамскую вечернюю сумочку расшивать скатерти, салфетки, полотенца и многое другое. Объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: “в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех”

3.Заключительный организационный момент: Д\З.

Защита проекта.

Цель урока: обобщить и закрепить пройденный материал, защита проекта.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Ход урока.

1. Организационная часть.

Контроль посещаемости. Контроль готовности к уроку.

2. Защита проектов. Учащиеся защищают выбор вышивки для своего изделия.

3. Заключительный организационный момент: Оцениваю проведенную работу, выставляю отметки.    

Работа с шерстью. Сухое и мокрое валяние шерсти, приёмы работы.

Цель: Познакомить учащихся с материалом - шерстью, и её свойства­ми; расширить представления об области применения войлока и шерсти; обу­чить простым навыкам работы с шерстью и войлоком, развивать творческую ак­тивность через создание авторских работ; воспитывать эстети­ческий вкус, аккуратность, бережливость.

Материалы и оборудование: образцы шерсти; образцы изде­лий из войлока и шерсти (фото); иглы для валяния, пульверизатор, образцы шерсти, нитрона, плёнка, сетка

I. Организационная часть.

II. Исторический экскурс.

1. Войлок (от тюрк. ojlyk — покрывало) — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти или из синтетических волокон. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Сорта войлока, изготавливаемые из тонкого пуха кроликов или коз, известны под названием фетр (от фр. Feutre). Единственный природный материал, из которого может быть изготовлен войлок, — это шерсть, причём лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой — кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния. Во всем мире высоко оцениваются натуральность, экологичность, легкость и практичность войлока, полезные для здоровья свойства овечьей шерсти.

2. Свойства шерсти (гигроскопичность, теплозащитность, воздухопроницаемость, свойлачиваемость, намокание, усадка).

Виды шерсти – рассматривание образцов шерсти российских фирм «Пихорка», «Семёновская пряжа», мохера из Троицка, мохер турецких фирм, сравнение образцов. Эту шерсть используют как для сухого, так и для мокрого валяния. Пряжа «нитрон»  российской фирмы «Семёновская пряжа» имеет разнообразную палитру, но используется только для сухого валяния, т.к. по строению эти волокна имеют гладкую структуру и не обладают таким отличительным свойством  как свойлачиваемость.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

  1. Инструменты и материалы (специальные иглы, противомоскитная сетка, упаковочная плёнка с пузырьками, пульверизатор, мыло, поролоновая губка).
  2. Безопасные приемы работы.
  3. Сравнение способов обработки шерсти (сухое и мокрое валяние)
  4. Составление плана работы (совместно с учащимися) и за­пись его на доске:
  5. IV. Применение полученных знаний и умений.

1. Самостоятельная практическая работа. Изготовление бус или браслета.

А) Оторвать от общего куска шерсти небольшие  приблизительно равные кусочки шерсти  по количеству бусинок (не забывать, что шерсть в процессе валяния даёт усадку);

Б) При помощи иглы придать кусочкам шерсти круглую форму;

В) Смочить при помощи пульверизатора бусинки, намылить мылом и катать шарик, придавая ему круглую форму;

Г) Дать шарикам – бусинкам просохнуть;

Д) Взять декоративный шнурок и нанизать бусинки, между бусинками можно проложить крупные бусинки или бисер;

2. Самостоятельная практическая работа «Шерстяная акварель».

А) Выбрать рисунок.

Б) Разложить плёнку с пузырьками (плёнка д/б в два раза больше размера предполагаемой картины);

В) Мысленно разделить сетку пополам ( левое и правое поле) и поверх плёнки разложить сетку, левое поле по середине плёнки  а правое чуть смещено вправо;

Г) Сверху сетки на левом поле разложить шерсть согласно рисунку, прокрыть картину правой половинкой сетки;

Д) Сбрызнуть хорошо картину водой из пульверизатора и потереть мылом по сетке, если шерсть суховата, то опять воспользоваться пульверизатором;

Е) Если шерсть достаточно влажная, то можно производить увалку, производя горизонтальные или вертикальные движения руками по сетке (выбор движения зависит от рисунка картин);

Ж) Осторожно убрать сетку и посмотреть сюжет, добавить шерсть, если это необходимо. Затем накрыть картину сеткой и продолжить валяние;

З)  Если работа готова, то убрать сетку и дать картине просохнуть. По окончании сушки отредактировать картину методом сухого валяния, используя иглы;

И) Работу подрезать по размеру рамки, картину наклеить на ДВП и вставить в рамку;

V. Подведение итогов.

А)  Защита авторских творческих работ.

Б) Оценка работ и их обсуждение.

В) Д/з.

 

Используемая литература:

  1. Школа вышивки шелковыми ленточками/ Л. Т. Шереминская. – М.: Эксмо, 2011.
  2. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2014.
  3. Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
  4. Войлоковаляие – Минск.: Харвест, 2010.

 

.  .  .