Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Друг детства"

Дата публикации: 2021-05-29 17:13:52
Статью разместил(а):
Обухова Ирина Валерьевна

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по рассказу В.Ю. Драгунского "Друг детства"

Автор: Обухова Ирина Валерьевна

МОУ "СШ № 94", Волгоград

 

Цель: познакомиться с новым рассказом В.Ю. Драгунского и проанализировать его. 

Планируемые результаты: 

Учащиеся научатся:

- сопереживать чувствам других людей;

- сотрудничать с другими людьми в различных ситуациях, избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 

- понимать причины поступков главного героя; сравнивать поступки литературного героя со своими;

- применять умение анализировать текст, находить главное в тексте.

Оборудование: Учебник литературное чтение 3 класс, ноутбук, проектор, толковый словарь Ожегова.

Ход урока

I. Оргмомент.

Здесь собрались все друзья:
Он, она и ты и я.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.

Начнем урок литературного чтения вот с такого ДЕВИЗА: «Мало уметь читать, надо уметь думать».

II. Актуализация знаний.

(Включаю отрывок из мультфильма «Кот Леопольд) 

Подумайте и спрогнозируйте тему сегодняшнего урока  (Сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе, о друзьях.)

Что значит слово «друг»? заглянем в толковый словарь, и найдем определение кто такой друг.

Друг - это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. 

Подберите синонимы к слову «друг». (Товарищ, приятель).

Определим цель урока. Что самое главное при прочтении любого произведения? (определить главную мысль рассказа)

Что такое главная мысль произведения?

Выберите из предложенных вариантов собственную цель урока:

1. Прочитать произведение.

2. Понять, в чем заключается главная мысль произведения.

3. Ответить на вопросы учителя по прочитанному произведению.

III. Изучение нового материала.

1. Писатель В. Драгунский.

Драгунский родился в ноябре 1913г. в Америке. Потом его семья вернулась на родину. Детство будущего писателя прошло в Белорусии. Виктор Юзефович с детства мечтал работать в цирке или театре чтобы радовать людей. Его мечта сбылась. Он стал актёром. Он очень любил выступать перед детьми. Когда у него самого появились дети он начал сочинять рассказы про различные случаи из их жизни. Долго его уговаривали, чтобы  он писал эти рассказы в книгах. И только когда ему исполнилось 50 лет – стали выходить его книги. Писатель прожил 58 лет, всего 12 лет работал в детской литературе, но остался в нашей памяти её классиком.  Умер 6 мая 1972 года в Москве.

Он учил детей быть добрыми, учил помогать друг другу, различать хорошее от плохого. Его рассказы читали ваши родители, думаю, они очень интересны и вам.

Кому посвящал свои рассказы Виктор Драгунский? Кто главный герой в его рассказах? Виктор Драгунский написал много рассказов для детей, своему сыну он посвятил 80 рассказов, которые вошли в сборник «Денискины рассказы".

2. Чтение рассказа.

По ходу чтения идёт словарная работа. Если дети затрудняются объяснить значение слова, объясняет учитель.

Астроном – учёный, изучающий космос.

Телескоп –прибор для наблюдения за небесными телами.

Приспичило – очень захотелось.

Картуз – мужской головной убор.

Утиль –отходы, вещи, негодные к употреблению

Сподручнее – удобнее.

Физминутка «МЕДВЕЖОНОК».

Медвежонок, медвежонок, своей лапкой помаши, (Машите рукой)

Медвежонок, медвежонок, лапкой ушко почеши. (Дотрагиваетесь до уха)

А потом на барабане, медвежонок, поиграй. (Стучите по ногам)

Медвежонок, медвежонок, доброй ночи, засыпай! (Кладёте голову на руки и закрываете глаза)

IV. Работа с текстом.

Вспомните девиз нашего урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать»

Давайте поработаем с текстом. Определите жанр этого произведения (сказка, рассказ или басня) И ОБЪЯСНИТЕ ПОЧЕМУ? (Это небольшой текст по объёму, в нем мало героев и описывается один случай, который произошёл с мальчиком)

1. Беседа по содержанию

Сколько лет было мальчику, как вы думаете?

Каким же был мальчик в 6 – 6,5 лет? (Фантазёром, любознательным, но его увлечения были несерьёзно и ненадолго).

Кем в детстве мечтал стать мальчик? (Астрономом, капитаном дальнего плавания, машинистом, боксёром.)

Почему герой так часто менял свой выбор?

О чём мальчик попросил своего отца и почему?

Почему папа так отнёсся к просьбе сына?

Как мама отнеслась к просьбе сына? Какой выход нашла мама из этой ситуации? (она вытащила из-под дивана большую плетёную корзину)

Почему Дениска назвал содержимое корзины игрушечным утилём? 

Почему мама искала именно Мишку? Что в нем «хорошего» и «отличного»? («Живот какой толстый. Ишь как выкатил»)

Как отреагировал Дениска на мамину идею? (обрадовался)

О чём думал Дениска, глядя на сидящего перед ним мишку?

Какие чувства вызывали эти воспоминания?

Почему мальчик чуть не заплакал? (ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего самого лучшего друга, друга детства).

2. Выборочное чтение.

Найди абзац, в котором перечислены игрушки из корзинки.

Найдите и прочитайте описание мишки.

Давайте составим словесный портрет Мишки, используя слова текста

ЗДОРОВУЩИЙ  ПЛЮШЕВЫЙ  ШОКОЛАДНОГО ЦВЕТА 

РАЗНЫЕ ГЛАЗА  ЗАБАВНАЯ МОРДОЧКА 

БАРХАТНЫЕ ТВЕРДЫЕ УШКИ 

ЗДОРОВО ОБЛЕЗЛЫЙ 

Как вы понимаете слово облезлый? (старый, не пушистый, возможно не новый с дырочками, изменился цвет)

Найдите в тексте причину Мишкиной облезлости («повсюду таскал за собой»)

Найдите в тексте и прочитайте: что вспомнил мальчик, когда мама вместо боксёрской груши предложила мишку? Зачитайте, какие воспоминания нахлынули на мальчика?

Почему Дениска не стал использовать свою игрушку вместо боксёрской груши? (ему стало жаль игрушку)

Денис рассказывает о медведе как о простой игрушке? (Нет, он представляет, что мишка живой)

Какие слова нам помогают представить мишку как живого? (весело смотрит, забавная мордочка. Денис сажал его за стол, кормил кашей, вареньем, укладывал спать, таскал везде с собой и др.)

Какие слова из текста подчёркивают большую любовь мальчика к мишке? «Я за него тогда жизнь бы отдал»

Какова главная мысль этого произведения, что нам хотел сказать автор? (даже плюшевая игрушка может быть другом. А друзей предавать нельзя, к друзьям надо бережно относиться)

Можно ли мальчика самого назвать хорошим другом? Почему? (можно, ведь он принимает серьёзное решение- пожалеть старого мишку).

Подумайте, с какой интонацией мальчик произнёс последние свои слова в рассказе. Попробуйте прочитать их выразительно.

V. Итог урока.

Почему автор назвал прочитанное нами произведение «Друг детства»? (медведь был для Дениса настоящим другом.)

Составление синквейнов на тему «Друг детства».

А теперь попробуем поработать в паре, поучимся выражать главную мысль текста в нескольких словах, составим синквейн «Друг детства».

Синквейн - от французского «5», означает пятистишие. Напоминаю правила написания.

Правило и порядок построения  

Пример синквейна

1 строчка – Тема синквейна 1 слово (существительное или местоимение). Называет объект

Мишка

Мишка

2 строчка – Описание темы в 2-х словах   (прилагательные). Характерные признаки объекта

Большой, добрый

Плюшевый, забавный

3 строчка – (глаголы). 3–мя словами Описание действий объекта в рамках этой темы. 

Сидит, смотрит, ждёт.

Слушает, утешает, радует.

4 строчка – Фраза из 4 слов (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте, показывает отношение к теме.

Дениска не может ударить.

Он не бросит в беде.

5 строчка – 1 слово (любая часть речи). Вывод, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение. Синоним темы.

Дружба!

Друг!

VI. Рефлексия.

Как вы думаете, могла ли эта история закончиться по-другому?

А как бы вы поступили на месте главного героя?

Что возьмёте для себя с урока? (заботливое отношение к игрушкам; бережное отношение к друьям)

VII. Домашнее задание. На выбор. 

Какое задание вам хотелось бы выполнить дома?

1. Выразительное чтение. Подобрать пословицы о дружбе 

2. Пересказ от лица героя. Подобрать пословицы о дружбе 

3. Сочинить рассказ о своём друге детства. (любимой игрушке)

 

.  .  .