Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Конструктор"

Дата публикации: 2021-04-20 21:10:15
Статью разместил(а):
Фадеева Елена Григорьевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Конструктор»

Автор: Фадеева Елена Григрьевна

ГБОУ "СОШ с. Кошки"

 

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструктор» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры, осознание важной роли художественного конструирования в жизни общества,  уважительного отношения к труду.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные, развивают интеллектуально-творческий  потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям  познать  и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. На уровне предметного содержания программы «Конструктор» создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций  своего и других народов;

-  трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и  умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей  среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых  материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Конструктор» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

-  интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитие универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;  

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,  установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Программой предусматриваются тематические пересечения с  такими дисциплинами, как математика, черчение (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), история (изучение Российской истории, архитектурного наследия). При создании художественных образов используются те же средства художественной  выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.

Системно-деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Конструктор» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя  из  степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с  аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, макеты, схемы, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития  рефлексии как важнейшего качества, определяющего  социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение макета, пытается понять, как он выполнен, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя  при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Содержание программы рассчитано на 31 час (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Конструктор»

Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера.

Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- устанавливать аналогии.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

Необходимые материалы

часы    

1 четверть. Мы конструкоры – 9 час.

1

Что создаёт конструктор.

Презентация

1

2

Выполнение простых изделий из лего

Набор лего

2

3.

Работа с металлическим конструктором

Набор металлического конструктора

1

4.

Конструирование робота

Бумага, ножницы, коробочки

2

5.

Наземный транспорт

Бумага, ножницы, коробочки

2

6.

Воздушный транспорт

Бумага, ножницы, коробочки

2

2 четверть. Мастерская Деда Мороза – 7 час.

7

Возможности оригами

Бумага

2

8.

Секреты бумагопластики

Бумага, ножницы, клей

2

9.

Новогодняя игрушка

Материал по выбору

3

3 четверть. Творческий проект «Органайзер своими руками» – 10 час.

10.

Эскиз и его назначение. Идеи на бумаге

Бумага, краски, чертёжные инструменты

2

11.

Выполнение развёртки органайзера

Картон, чертёжные инструменты

2

12.

Сбор и оформление изделия

Картон, клей, краски, цветная бумага другие материалы.

5

13.

Презентация готового продукта

 

1

4 четверть. Творческий проект  «Безопасная площадка» – 5 час.

14.

Выполнение эскиза детской площадки

Бумага, акварель, фломастеры, карандаши

1

15.

Понятие макета. Изготовление    макета детской площадки.

Материалы по выбору

4

16.

Презентация готового продукта

 

1

.  .  .