Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока русского языка в 3 в классе "Правила определения рода прилагательных"

Дата публикации: 2020-11-23 21:02:11
Статью разместил(а):
Стихина Мария Владимировна

Конспект урока русского языка в 3 в классе  "Правила определения рода прилагательных"

Автор: Стихина Мария Владимировна

 

Цель урока: способствовать формированию представления обучающихся об одном из основных грамматических признаков имен прилагательных – роде.

Задачи:

1. Способствовать формированию умения определять род имён прилагательных;

2. Способствовать развитию речи (оформлять свои мысли в устной форме), умения постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и  неизвестно; умения находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3. Способствовать воспитанию интереса к родному языку, желания изучать его; формированию умения работать в парах, в группах, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Формирование УУД:

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

поиск информации в традиционных источниках.

построение речевых высказываний

работа в парах

планирование учебного сотрудничества

целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно

контроль в форме сличения  результата с заданным эталоном

саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий

развитие интереса к родному языку

обучение детей самоанализу

деятельность на уроке, объективное оценивание своей работы

развитие умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе 

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.

Оборудование:  учебник, рабочая тетрадь, словарики, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной и групповой работы. 

 

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деят-ть детей

1. Орг. момент

Подравнялись, сели. Сегодня у нас с вами необычный урок – у нас гости. И я желаю вам, чтобы в течение урока вы справились с легкостью со всеми заданиями и показали, что вы можете быть организованными и сообразительными ребятами. Я надеюсь на вас.

Итак, начнём. Открываем тетради и записываем дату – Двадцать седьмое февраля, Классная работа. Обратите внимания на подчёркнутые офограммы.

Записывают

2. Орф. минутка

Посмотрите на слайд и скажите, цветы какого растения здесь изображены?

Итак, это новое словарное слово и, чтобы правильно его записать обратитесь к орфографическому словарю (с.148) Запишите слово «сирень» в словарики, подчеркните орфограмму.

Маша, что ты вставила в место пропуска?

Верно!

Цветы сирени

Записывают

Я вставила безударную непроверяемую гласную - и

3. Мин.

чистописания

Запомните, пишется си-и-ирень. Давайте напишем первый слог этого слова и запомним его

Записывают

4. Актуализация знаний

Скажите, как называется цвет сирени?

Какой частью речи является слово «сиреневый»?

Что вы знаете об именах прилагательных?

А теперь посмотрите на слайд  - у меня здесь написаны слова – точно такие же у вас на зелёных карточках в З-1.

Что их объединяет?

определите род каждого существительного

подставьте наше прилагательное «сиреневый» к каждому существительному, что у вас получилось?

Чем отличается прилагательное в каждом словосочетании?

Выделите их.

От чего зависит изменение прилагательного?

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Чему мы будем учиться?

Сиреневый

Прилагательным

Отвечают на вопрос – какой? какая? какое? какие? Обозначают признак предмета.

Зависят от существительных

(пр. с.64)

Они являются существительными м.р., ж.р., ср.р.

сиреневый шарф

сиреневая лампа

сиреневое платье

Окончанием

От рода существительного

Род имени прилагательного

Определять род прилагательного

5. Работа по теме урока («открывание» нового знания)

Итак, ребята, возвращаемся к нашим словосочетаниям и пододвиньте к себе желтые таблички.

Смотря на словосочетания, скажите, какой род могут иметь прилагательные?

Запишите в таблицу.

Чтобы разобраться, какие признаки им. прилагательные каждого рода – мы с вами поработаем группами.

1р-1гр., 2р-2гр., 3р.-3гр.

Задание для вас написано на желтых карточках под таблицей. Ваша задача группой выполнить задание, решить, кто будет озвучивать ответ. Остальным, пока группа говорит – записать все данные в таблицу и свериться с доской.

(Перед выступлением сесть всем на места)

А теперь давайте сверимся с учебником на с.73.

Дополните недостающие данные.

Что еще вы вписали в таблицу?

Посмотрите на доску.

Морской берег.

Определите род у существительного, …  у прилагательного

Что заметили?

Какой вывод можем сделать?

Проверим себя по правилу на с.72.

Обратить внимание на выделенные слова в правиле.

Понаблюдаем над согласованием прилагательного и существительного, выполняя З-2.

Опираясь на правило, расскажите, как определить род прилагательного?

1. Определить род у существительного, от которого зависит прилагательное.

2. Определить род у прилагательного.

м.р., ж.р., ср.р.

Записывают

Выполняют задание, защищают

Записывают

Окончания

М.р. – ой, -ий

Ж.р. – яя

Ср.р. – ее

Род одинаковый

Прилагательное имеет тот же род, что и существительное

Выполняют задание

6. Первичное закрепление

Ну, что ж приступаем к закрепляющему упражнению – с.75 упр.129 (Упражнение будем комментировать)

Послушайте, как я буду комментировать выполнение задания на примере первого словосочетания.

Летний и гроза – пишу летняя гроза; Гроза – ж.р., поэтому летняя тоже ж.р., окончание –яя

(Подсказать, чтобы сверялись с таблицей окончаний)

С.73 упр.126 - самостоятельно

 

7. Итог.

Для того, чтобы подвести итог урока выполним небольшое тестовое задание З-3.

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Что вы знали об имени прилагательном до сегодняшнего урока?

Что нового сегодня узнали?

Чему учились?

Я думаю, небольшой тест показал, особенно последние три задания – научились вы определять род прилагательного или нет.

 

8. Д/з

С.73 – таблица, с.74 упр.128

 

 

Зеленая карточка

Задание 1. Изменив форму прилагательного «сиреневый» составите с данными существительными словосочетания 

Шарф – __________________

лампа – __________________

платье –__________________

Задание 2. Соедините стрелками подходящие по смыслу прилагательные и существительные

Весенний                               озеро

лесное                                    сирень

душистая                               гром

Задание 3. Ответь,  согласен ли ты с утверждением, отмечая, с утверждением несли согласе, "+",  «-« , если не согласен. Заноси результаты в табличку.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

1. Имена прилагательные – это слова, которые обозначают предметы 

2. Имена прилагательные изменяются по родам.

3. Род имени прилагательного зависит от рода имен существительных

4. Добрая  - это прилагательное мужского рода.

5. Весеннее- прилагательное ср.рода

6. Ранняя -прилагательное ж.рода

Дополнительное задание 4.

Представьте, что вы редакторы в детском журнале. Вам предстоит отредактировать текст, то есть исправить допущенные ошибки, с учетом изученного правила.

Первый месяц весны.

(Мартовская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только весной. (Яркий) солнце светит и греет. На солнечной стороне тает. На крыше висит (длинное) сосулька. С её конца падает (прозрачный) капелька.

*Выпиши исправленные прилагательные с существительными, от которых они зависят, определи род прилагательных.

 

Поставьте от каждого существительного вопрос к прилагательному «сиреневый» и скажите, на какой вопрос отвечает прилагательное м.р., ж.р., ср.р.?

Запишите полученные данные во вторую строку таблицы.

Когда, будите выступать начните свою речь так:

Понаблюдав за изменением прилагательных в словосочетаниях, мы сделали вывод, что прилагательные м.р. отвечают на вопрос______________, ж.р. - __________________, ср.р. - __________________. 

Посмотрите на прилагательное «сиреневый» в каждом словосочетании и скажите, какое окончание имеет прилагательное м.р., ж.р., ср.р.?

Запишите полученные данные в третью строку таблицы.

Когда, будите выступать начните свою речь так:

Понаблюдав за изменением прилагательных в словосочетаниях, мы сделали вывод, что прилагательные м.р. имеют окончания_________, ж.р. - __________, ср.р. - _______ .

Придумайте своё прилагательное и поставьте его в м.р., ж.р., ср.р.?

Запишите полученные данные в четвёртую строку таблицы.

Когда, будите выступать начните свою речь так:

Понаблюдав за изменением прилагательных в словосочетаниях, мы попробовали подобрать другое прилагательное и поставить его в м.р., ж.р., ср.р.. У нас получился такой результат - прилагательное м.р. ___________________, ж.р. - __________________, ср.р. - ____________________.

 

.  .  .