Конспект урока русского языка в 3 в классе "Правила определения рода прилагательных"
Конспект урока русского языка в 3 в классе "Правила определения рода прилагательных"
Автор: Стихина Мария Владимировна
Цель урока: способствовать формированию представления обучающихся об одном из основных грамматических признаков имен прилагательных – роде.
Задачи:
1. Способствовать формированию умения определять род имён прилагательных;
2. Способствовать развитию речи (оформлять свои мысли в устной форме), умения постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно; умения находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
3. Способствовать воспитанию интереса к родному языку, желания изучать его; формированию умения работать в парах, в группах, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Формирование УУД:
Коммуникативные |
Регулятивные |
Личностные |
поиск информации в традиционных источниках. построение речевых высказываний работа в парах |
планирование учебного сотрудничества целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно контроль в форме сличения результата с заданным эталоном саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий |
развитие интереса к родному языку обучение детей самоанализу деятельность на уроке, объективное оценивание своей работы развитие умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе |
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, словарики, компьютер, проектор, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деят-ть детей |
1. Орг. момент |
Подравнялись, сели. Сегодня у нас с вами необычный урок – у нас гости. И я желаю вам, чтобы в течение урока вы справились с легкостью со всеми заданиями и показали, что вы можете быть организованными и сообразительными ребятами. Я надеюсь на вас. Итак, начнём. Открываем тетради и записываем дату – Двадцать седьмое февраля, Классная работа. Обратите внимания на подчёркнутые офограммы. |
Записывают |
2. Орф. минутка |
Посмотрите на слайд и скажите, цветы какого растения здесь изображены? Итак, это новое словарное слово и, чтобы правильно его записать обратитесь к орфографическому словарю (с.148) Запишите слово «сирень» в словарики, подчеркните орфограмму. Маша, что ты вставила в место пропуска? Верно! |
Цветы сирени Записывают Я вставила безударную непроверяемую гласную - и |
3. Мин. чистописания |
Запомните, пишется си-и-ирень. Давайте напишем первый слог этого слова и запомним его |
Записывают |
4. Актуализация знаний |
Скажите, как называется цвет сирени? Какой частью речи является слово «сиреневый»? Что вы знаете об именах прилагательных? А теперь посмотрите на слайд - у меня здесь написаны слова – точно такие же у вас на зелёных карточках в З-1. Что их объединяет? определите род каждого существительного подставьте наше прилагательное «сиреневый» к каждому существительному, что у вас получилось? Чем отличается прилагательное в каждом словосочетании? Выделите их. От чего зависит изменение прилагательного? Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться? |
Сиреневый Прилагательным Отвечают на вопрос – какой? какая? какое? какие? Обозначают признак предмета. Зависят от существительных (пр. с.64) Они являются существительными м.р., ж.р., ср.р. сиреневый шарф сиреневая лампа сиреневое платье Окончанием От рода существительного Род имени прилагательного Определять род прилагательного |
5. Работа по теме урока («открывание» нового знания) |
Итак, ребята, возвращаемся к нашим словосочетаниям и пододвиньте к себе желтые таблички. Смотря на словосочетания, скажите, какой род могут иметь прилагательные? Запишите в таблицу. Чтобы разобраться, какие признаки им. прилагательные каждого рода – мы с вами поработаем группами. 1р-1гр., 2р-2гр., 3р.-3гр. Задание для вас написано на желтых карточках под таблицей. Ваша задача группой выполнить задание, решить, кто будет озвучивать ответ. Остальным, пока группа говорит – записать все данные в таблицу и свериться с доской. (Перед выступлением сесть всем на места) А теперь давайте сверимся с учебником на с.73. Дополните недостающие данные. Что еще вы вписали в таблицу? Посмотрите на доску. Морской берег. Определите род у существительного, … у прилагательного Что заметили? Какой вывод можем сделать? Проверим себя по правилу на с.72. Обратить внимание на выделенные слова в правиле. Понаблюдаем над согласованием прилагательного и существительного, выполняя З-2. Опираясь на правило, расскажите, как определить род прилагательного? 1. Определить род у существительного, от которого зависит прилагательное. 2. Определить род у прилагательного. |
м.р., ж.р., ср.р. Записывают Выполняют задание, защищают Записывают Окончания М.р. – ой, -ий Ж.р. – яя Ср.р. – ее Род одинаковый Прилагательное имеет тот же род, что и существительное Выполняют задание |
6. Первичное закрепление |
Ну, что ж приступаем к закрепляющему упражнению – с.75 упр.129 (Упражнение будем комментировать) Послушайте, как я буду комментировать выполнение задания на примере первого словосочетания. Летний и гроза – пишу летняя гроза; Гроза – ж.р., поэтому летняя тоже ж.р., окончание –яя (Подсказать, чтобы сверялись с таблицей окончаний) С.73 упр.126 - самостоятельно |
|
7. Итог. |
Для того, чтобы подвести итог урока выполним небольшое тестовое задание З-3. ВЗАИМОПРОВЕРКА Что вы знали об имени прилагательном до сегодняшнего урока? Что нового сегодня узнали? Чему учились? Я думаю, небольшой тест показал, особенно последние три задания – научились вы определять род прилагательного или нет. |
|
8. Д/з |
С.73 – таблица, с.74 упр.128 |
|
Зеленая карточка |
||||||||||||
Задание 1. Изменив форму прилагательного «сиреневый» составите с данными существительными словосочетания Шарф – __________________ лампа – __________________ платье –__________________ Задание 2. Соедините стрелками подходящие по смыслу прилагательные и существительные Весенний озеро лесное сирень душистая гром Задание 3. Ответь, согласен ли ты с утверждением, отмечая, с утверждением несли согласе, "+", «-« , если не согласен. Заноси результаты в табличку.
1. Имена прилагательные – это слова, которые обозначают предметы 2. Имена прилагательные изменяются по родам. 3. Род имени прилагательного зависит от рода имен существительных 4. Добрая - это прилагательное мужского рода. 5. Весеннее- прилагательное ср.рода 6. Ранняя -прилагательное ж.рода Дополнительное задание 4. Представьте, что вы редакторы в детском журнале. Вам предстоит отредактировать текст, то есть исправить допущенные ошибки, с учетом изученного правила. Первый месяц весны. (Мартовская) небо (голубые) и (чистый). Такое небо бывает только весной. (Яркий) солнце светит и греет. На солнечной стороне тает. На крыше висит (длинное) сосулька. С её конца падает (прозрачный) капелька. *Выпиши исправленные прилагательные с существительными, от которых они зависят, определи род прилагательных. |
Поставьте от каждого существительного вопрос к прилагательному «сиреневый» и скажите, на какой вопрос отвечает прилагательное м.р., ж.р., ср.р.?
Запишите полученные данные во вторую строку таблицы.
Когда, будите выступать начните свою речь так:
Понаблюдав за изменением прилагательных в словосочетаниях, мы сделали вывод, что прилагательные м.р. отвечают на вопрос______________, ж.р. - __________________, ср.р. - __________________.
Посмотрите на прилагательное «сиреневый» в каждом словосочетании и скажите, какое окончание имеет прилагательное м.р., ж.р., ср.р.?
Запишите полученные данные в третью строку таблицы.
Когда, будите выступать начните свою речь так:
Понаблюдав за изменением прилагательных в словосочетаниях, мы сделали вывод, что прилагательные м.р. имеют окончания_________, ж.р. - __________, ср.р. - _______ .
Придумайте своё прилагательное и поставьте его в м.р., ж.р., ср.р.?
Запишите полученные данные в четвёртую строку таблицы.
Когда, будите выступать начните свою речь так:
Понаблюдав за изменением прилагательных в словосочетаниях, мы попробовали подобрать другое прилагательное и поставить его в м.р., ж.р., ср.р.. У нас получился такой результат - прилагательное м.р. ___________________, ж.р. - __________________, ср.р. - ____________________.