Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект занятия для учащихся 2 класса ДХШ "Буквица. Буква – образ"

Дата публикации: 2020-09-28 11:00:14
Статью разместил(а):
Иванова Ирина Павловна

Конспект занятия для учащихся 2 класса ДХШ "Буквица. Буква – образ"

Автор: Иванова Ирина Павловна

МБУ ДО «Детская художественная школа», г. Минусинск

 

Возраст учащихся: 12 лет.

Продолжительность занятия: 40 + 40 (1 час 20 минут).

Тема занятия:«Буквица. Буква-образ».

Цель: Мотивация развития образного мышления учащихся через создание буквенного образа.

Задачи:

·        Познакомить учащихся с понятиями «буквица», «инициал», с видами начертания рукописных буквиц, с историей рукописных буквиц;

·        Развивать умение импровизации, навыки декорирования силуэта буквы в заданном стиле;

·        Развивать и закреплять использование законов композиции (симметрия-асимметрия, статика-динамика, ритм, пластика, контраст, нюанс) при создании графического образа буквы;

·        Формировать у учащихся представление о буквице, как части русской культуры, бережное и уважительное отношение к книге и слову.

Планируемые образовательные результаты:

Ученик по окончанию изучения темы:

·        определяет и называет основные орнаментальные украшения страниц рукописных книг;

·        понимает и объясняет смысл понятия «буквица».

·        украшает силуэт буквицы орнаментом по заданному алгоритму;

Программное содержание:

·        Искусство книжной графики и история создания рукописных книг.

·        Славянская азбука.

·        Внешнее и внутреннее оформление старинных книг.

·        Орнамент рукописных книг.

·        Буквица как произведение искусства.

·        Виды оформления буквицы.

Основные понятия: Буквица, орнамент, виды оформления буквиц (древнерусский, звериный, плетеный, растительный стили).

Тип занятия: Комбинированное. Ознакомление с новым материалом и выполнение комплексных заданий.

Форма обучения: фронтальная.

Структура занятия:

·        Организационный момент.

·        Мотивация. Определение темы урока и постановка учебной задачи.

·        Изучение нового материала (беседа «Рукописная буквица»).

·        Введение в практическую работу (объяснение задания)

·        Актуализация знаний. Индивидуальная работа с учащимися, контроль за соблюдением принципов построения орнамента.

·        Подведение итогов.

Методы обучения:

·        словесные методы (рассказ, беседа, объяснение); 

·        наглядный метод;

·        метод практической работы.

Зрительный ряд: компьютерная презентация с изображением страниц рукописных книг, буквиц, видов  оформления буквицславянского алфавита.

Оборудование для педагога: компьютер, ЖК-экран, настенная доска, маркеры. 

Материалы для учащихся: бумага копировальная, ватман формата А5, карандаш, ластик,цветные фломастеры.

 

Ход урока

1. Организационная  часть:  

Приветствие, проверка наличия необходимых материалов и оборудования, готовности детей к занятию.

2. Вводная беседа, изложение нового материала «Рукотворная буквица».

Преподаватель: Сегодня мы познакомимся с историей возникновения книг на русской земле. Вы понимаете, что книга – это одно из величайших изобретений человечества. А всегда ли они выглядели так, как сейчас?

Первые книги выглядели совсем по-другому.  Когда на Руси появились первые книги, они не печатались на станках, как сегодня, а писались и рисовались (были рукописными). Эти книги были написаны на церковно-славянском языке. Они появились у нас вместе с принятием христианства.

Кем и когда была создана славянская азбука, чем она отличалась от нынешней современной? Появлением книг на Руси мы обязаны двум греческим ученым, впоследствии провозглашенным святыми за вклад в мировую культуру. Основателями славянской письменности являются святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они создали первую славянскую азбуку и перевели Евангелие на славянский язык. Эта азбука и по сей день используется в церковнославянском языке.

Так какими по содержанию были первые книги на Руси? Конечно первые рукописные книги были большей частью религиозными (духовного содержания). Это Евангелие, Жития святых, Псалтырь, и создавались они в городских храмах и монастырях. Книга на Руси пользовалась великим почитанием: ведь она была хранилищем самого драгоценного – Слова Божьего, Божественной мудрости.

Как создавались эти книги? Все было важно в книжном деле. Приемы и правила создания книги передавались как большая ценность из поколения в поколение. Для изготовления книги использовались самые лучшие материалы. Писались они на пергамене – особым образом выделанной, отбеленной телячьей коже. На переплеты шла более прочная, плотная тщательно обработанная кожа. Богослужебные книги часто заключались в кованный металлический оклад, украшались золотом, драгоценными камнями. Золотые и серебряные застежки помогали книге лучше сохраниться.

Давайте посмотрим примеры страниц древнерусских книг на экране  телевизора. Скажите, какие украшения в тексте вы увидели?

Учащиеся: Узоры, животные и птицы  в больших буквах.

Преподаватель: Вы совершенно верно перечислили самые яркие детали оформления больших заглавных букв в тесте. Кроме этого страницы украшены декоративными заставками и иллюстрациями.

Перед началом письма писец (монах монастыря) тщательно, с идеальной точностью разлиновывал пергамен. Большое значение придавалось изготовлению чернил. Их делали по особым рецептам из природных материалов: ягод, плодов, других природных красителей с добавлением меда. Цвет букв поэтому был не глухо-черный, а слегка коричневатый, теплый, живой. А кто знает, чем писались эти рукописные книги?

Учащиеся: Гусиными перьями!

Преподаватель: Правильно, книги писали гусиными перьями. Перо точили специальным ножом, которое применяли также для подчисток при ошибках в письме.

Удивительно красивы строки древнего шрифта – устава (совсем прямого) и полуустава (более беглого и наклонного).

Изящество букв достигается сочетанием широких штрихов, написанных плоской стороной гусиного пера, с узкими, при написании которых перо поворачивали ребром. Но особенно красивы в этих книгах начальные буквы текста. Их называют буквицами или же по научному инициалами («инициал» означает по латыни «начальный»).

Каждая из этих букв, изукрашенных орнаментом неповторима, как неповторима была каждая книга в ту пору: ведь печатные книги появились только в середине XVI века, т.е. 500 лет назад, а эти буквицы гораздо старше. Некоторые из этих старинных книг содержали несколько сотен буквиц, и ни одна не повторила другую. Прекрасные и затейливые буквы, которые вы видите перед собой, взяты из рукописных книг древней Руси.

Буква для древнерусского человека была маленьким, но емким отображением Божьего мира, самим своим начертанием она сообщала о мироздании, и когда художник вычерчивал и любовно раскрашивал буквицу, он отражал в ней важный духовный смысл. Самые древние буквицы чаще всего включают в себя изображения животных: барса, гепарда, рыси, лошади, льва(звериный стиль). В том числе очень много изображений птиц - это традиционный образ человеческой души.

Посмотрите, как пластичны эти изображения, которые  украшены растительным и геометрическим орнаментом. Дикие хищные звери изображены кроткими и послушными: в этом проявляется не просто мирное духовное устроение древнего художника, но мысль об укрощении страстей человеческих (злость, жадность, зависть, хитрость), символом которых являются дикие звери.

Более поздние буквицы XIV-XV веков поражают невероятными и изысканными переплетениями: фигуры животных и людей как бы вырастают из растительного орнамента, завязаны в узлы и охвачены  петлями. Так выражается мысль  о глубокой взаимосвязи всего сущего в Божьем мире. В буквицах часто изображается змея – как символ мудрости, и как символ искушения человека темными силами, которые могут быть побеждены только силой Божией.

Древнерусский книжник не просто украшал букву орнаментом, он, прежде всего передавал и украшал мысль.

3.  Практическая работа учащихся:

1 этап творческой работы: Копирование образца древнерусской буквицы.

Преподаватель: Необходимо выбрать из этих чудесных буквиц одну и повторить какможно точнее линейный  рисунок этой буквы с помощью копировальной бумаги. Горизонтальный формат альбомного листа необходимо мысленно разделить на две части и в его левую часть закомпоновать букву, которую вы выбрали для копирования.

Самостоятельная работа учащихся: 20 минут.

·        Ученики рассматривают мультимедийную презентацию, изучают и сравнивают предложенные изображения.

·        Выделяют особенности каждого стиля оформления буквиц.

·        Выбирают один графический образец для копирования.

·        Выполняют  «Буквицу» в своем цветовом решении на формате А5.

Преподаватель: Важно, перед раскрашиванием буквы фломастерами, подумать о сочетании выбранных цветов. Оно не должно быть грубым, резкоконтрастным. Важно придерживаться цветов, которые применяли древние мастера. Прежде всего это была красная киноварь. К ней добавлялись чаще всего желтая, голубая и зеленая краски. Часто для украшения буквицы использовали золотую краску. (Промежуточный просмотр работ учащихся.)

2 этап творческой работы: Создание образа «Буквицы» начала своего имени или фамилии.

Преподаватель:Это задание будет ещё более творческим! Давайте нарисуем свою красивую буквицу, которая будет началом вашего имени или фамилии. Букву сначала надо наметить схематически контуром тонкой линией, учитывая ее пропорциональные особенности, а затем украсить, нарядить ее силуэт орнаментом. Необходимо взять из древнерусских буквиц понравившиеся узоры, соединить их в своём порядке.Обращаю ваше внимание на то, что в древних книгах рисовалось нескольких сот буквиц, но ни одна не повторялась. Постарайтесь и вы, не повторяя предыдущий рисунок, создать новый образ буквысвоего имени или фамилии в древнерусском стиле.

Самостоятельная работа учащихся: 40 минут.

·        Ученики компонуют букву на формате А5.

·        Заполняют орнаментом и изображениями животных.

·        Выполняют цветовое решение «Буквицы» цветными фломастерами.

4. Подведение итогов занятия. (5минут)

Итоговый просмотр. Учащиесяобсуждают, анализируют и оценивают своитворческие работы, отвечая на вопросы преподавателя:что нового и интересного дети узнали на уроке; с какими трудностями столкнулись и что более удалось.

 

Используемая литература:

1. Ильина Т.В. «Декоративное оформление древнерусских книг: Новгород и Псков. ХIIVвв», - Л.: Издательство ЛГУ, 1978.

2. «Прописные славянские буквы / Воскресная школа «Златарница» - Санкт-Петербург: Издательство «Знаки», 2004.

3. Бородина А.С. «Основы православной культуры» - М.: «Православная педагогика», 2004.

4. Крупин В.Н. Литературный церковный алфавит. – М., 2010.

5. Екимова Е. Православная азбука в стихах. – Минск, 2010.

6. Орлова Н. Азбука для православных детей. Издательство Сретенского монастыря, 2007.

7. Азбука в пословицах русского народа. / худ. С.Н. Ефошкин – М., 2009.

8. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. М., Просвещение, 1974.

9. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. «Основы нравственности». – М., 2002.

 

.  .  .