Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Интеллектуальная игра по русскому языку для 3 классов "Умники и умницы"

Дата публикации: 2020-09-27 03:05:37
Статью разместил(а):
Рудых Елена Николаевна

Интеллектуальная игра по русскому языку для 3 классов "Умники и умницы"

Автор: Рудых Елена Николаевна

МБОУ г. Иркутска "СОШ № 73"

 

1.  Введение в игру.

А.С. Пушкин с благоговением  относился к родному языку. По его мнению, русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах … Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и грамматическая точность.

«Русский язык – настоящий, сильный, где нежно-строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Л.Н. Толстой.

И.С. Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это достижение передано нам нашими предшественниками».

Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где собрались Умники и Умницы из 3-х классов школы № 73. Игра так и называется – «Умники и умницы»!

Эта игра для всех нас – в ней нет зрителей, вы все её участники.  

Познакомьтесь с правилами.

- Каждый из вас должен стараться получить Орден Умника. Для этого нужно дать правильный, развёрнутый ответ на вопрос. Не выкривать, только поднимать руку.

- Получив Орден, вы становитесь Теоретиком (Т), но на путь Практики вступят только лучшие из лучших. Каждый лучший Т пойдёт по своей «дорожке» и, если он справится с заданиями на своём пути, то станет Финалистом.

- Игра состоит из 3-х туров.

- Игру обслуживает техническая группа …

- Жюри …

 

Итак, 1 тур.

Первый тур (10 вопросов). Ответившие получают Орден Умника.

Вопросы:

1. На какие две группы делятся звуки и буквы? Гласные и согласные

2. Для чего нужна людям речь? С помощью речи люди общаются: сообщают друг другу о чём-либо, рассказывают, спрашивают, просят, приказывают. Речь помогает людям много знать и организовывать совместную деятельность.

3.  «Волшебник, чародей, маг, кудесник, колдун». Чем являются данные слова по отношению друг к другу?  Синонимами

Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию (от греческого слова синонимос – одноимённый. Например, сражаться – бороться, сооружать – возводить, мужество – храбрость, прекрасный - чудесный).

4. Что относится к значимым частям слова и какую функцию они выполняют? Значимые части слова иначе называются морфемы, а состав поэтому, называется морфемным. Слова могут состоять из приставки, корня, суффикса, окончания.

Корень – общая часть однокоренных слов, в котором заключено лексическое значение. 

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов: ходить, подходить и т.д. 

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: школа, школьник, школьная. 

Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после суффикса или корня и служит для связи слов в словосочетании или предложении. Читал (что?) кнугу, книгу (какую?) интересную. 

В словах стол, чайник, писатель, читал, кофе, кино – нулевое оеончание. Корень, приставка, суффикс составляют основу слова.

5. Какие согласные звуки в ловах перед обозначением их буквами нужно проверять?

Парные звонкие и глухие согласные звуки: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с

Требуют проверки, когда они стоят в слове на конце или перед другим парным согласным. В этих случаях звук и буква могут не совпадать этаж, морковь, загадка и др. а могут и совпадать: шалаш, шкаф, шутка и др.

6. Как найти в слове окончание? Чтобы найти в слове окончание, надо данное слово поставить в другую форму, т.е.  изменить число, изменить по вопросам. Например, ученик, ученики, ученика, ученику, учеником и т.д.

7. Что такое омонимы? Омонимы - это разные слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разное значение. Например, "коса" - это и прическа из волос, и песчаная полоса в реке, и сельскохозяйственный инструмент.

8. Как называется группа слов, связанных между собой по смыслу, которая выражает законченную мысль? Предложение. 

Осень. Пожелтели листья на берёзе. Почему осенью желтеют листья? Посмотрите, как красивы листья клёна! 

9. О какой части речи идёт речь? «Это важнейшая часть речи. Без него невозможно говорить ни о свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи – это … . Малыш произносит первое слово – это тоже …» 

Имя существительное.

10. К какому типу речи относится текст?  

«Я сидел во дворе на лавочке и смотрел на петуха. Петух разгуливал по молодой зелёной травке и клевал букашек. И алый гребень, и пёстрый хвост, и точёные шпоры на ногах – всё горело, сверкало, переливалось на солнце всеми цветами радуги.» 

ОПИСАНИЕ. В тексте-описании говорится о признаках предметов, т.е. описываются животные, растения, явления природы, события, люди и многое другое. В таких текстах можно найти ответы на вопросы: каков? когда? каково?

Итак, из ___ Теоретиков три лучших вступят на «Дорогу практики». Узнаем их имена! Жюри называет трёх членов.

 

Дорога практики.

Три Теоретика вступают на Путь практики: здесь три дорожки. Красная – самая короткая, на ней нельзя ошибаться. Жёлтая – длиннее, на ней можно ошибиться 1 раз. Зелёная – самая длинная, на ней можно ошибиться 2 раза.

По какой дорожке пойдёт каждый из вас, зависит от того, как вы выполните задание. Кто выполнит правильно, имеет право выбора дорожки. Итак, выбор дорожки зависит от того, насколько точно вы объясните смысл фразеологизма.

В книге К.И. Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

«Собаку съел» -  имеет большой опыт, основательные знания в чём-либо. Мальчик напрасно испугался, т.к. он понял фразеологизм в прямом, а не в переносном смысле.

Жюри выбирает лучшего Т, он в свою очередь «Дорожку практики».

Оставшиеся Т выполняют следующее задание:

О каком времени года идёт речь?

             Заколдован невидимкой,

             Дремлет лес под сказку сна,

             Словно белою косынкой

             Подвязалася сосна.

С. Есенин

Идёт выбор дорожки. Теоретики занимают свои места на дорожках.

Вопрос для Т, идущего по красной дорожке:

Назови слова, у которых корень совпадает с основой.

Хлеб, радуга, загар, ромашка, улов, страна, подъём, скала, орёл.

Если ответ дан верный, то Т получает Орден Практика и выходит в финал игры. Если ответ неправильный, то Т вновь становится участником игры. Вопрос «передаётся» в зал. Ответивший правильно, получает Орден Умника. (в зале)

Вопросы для Т, идущего по жёлтой дорожке.

1. Образуй от прилагательных глаголы.

Ясный – про…, грязный – за…, грустный – за…, чистый – о…

2. Предлагаемые фразеологизмы замени одним словом.

Зарубить на носу –

Клевать носом –

Если даны верные ответы на оба вопроса, то Т переходит в финал, получая Орден Практика. Если допустил одну ошибку, то тоже выходит в финал. Если не справился с заданиями, то вновь становится участником игры. Вопросы «передаются» в зал и за них можно получить Орден Умника.

Вопросы для Т, идущего по зелёной дорожке.

1. Назови к данным им. сущ. Существительные во множественном числе:

Курица - …, морское судно - …, чудо - …, небо - …, ребёнок - …, человек - …

2. Назови из ряда слов родственные слова: лес, лесник, прелесть, лесной, леска, перелесок, лесники, лесенка, лесничество, слесарь.

3. Назови из данных слов слово, которое подходит к схеме: 

корень, суффикс, окончание

подделка, ссора, конный, перчик, переплётчик

У нас есть первые финалисты по итогам 1 тура. Это ... Они получают Орден Практика. А мы начинаем 2 тур!

 

2 тур (8 вопросов)

1. Какие слова называются антонимами? Антонимы – это слова, противоположные по значению (от греч. слов: анти - против, онима – имя)

Смелый – робкий, огромный – малюсенький, прилежный – ленивый. 

2. Чем отличается одна часть речи от другой?

Часть речи различают по значению.

Существительное обозначает предмет, явления, событие.

Приглагательные – признаки предметов.

Глагол – действие предмета.

Наречие – признаки действия.

Числительные – количество предметов или порядок их при счёте.

Местоимение – не называет предмета, а только указывает на него.

3. Как называются эти звуки в русском языке? н м р л й

4. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

5. Назови из данной группы лишнее слово: зелёный, позеленел, зелье, зелёнка, зелень.

6. В Москве – москвичи, а в Киеве - ? киевляне

7. К какому типу речи относится данный текст?

Тень на дороге

Стоял яркий солнечный день. Мы с братом шли через поле.

Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил её и взмыл в небо.

Этот случай мы запомнили надолго.

Этот текст – повествование. Обычно в них сообщается о каком-либо случае или событии. В таком тексте содержится ответ на вопрос: что случилось? что произошло?

8. Из данных слов назови слова, в которых только твёрдые согласные звуки.

Водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.

Итак, из ... теоретиков трое лучших вступят на «Дорожку практики». Узнаем их имена.

4. «Дорожка практики»

Я вам всем троим дам одинаковое задание. Кто быстрее, лучше, полнее и правильнее его сделает, тому и представится первому выбор дорожки.

Соедини части пословиц так, чтобы получилось правильно.

Без труда …                               телегу зимой

Учение – свет, …                       не вытащишь и рыбку из пруда

Готовь сани летом, а …           так и полопаешь

Как потопаешь, …                    а неученье - тьма 

Идёт выбоор дорожек. Жюри определяет, кому принадлежит право выбора. Теоретики вступают на свои дорожки.

Вопрос для теоретиков, идущего по красной дорожке.

1. Подбери несколько эпитетов к словам: руки, душа.

Руки – золотые, трудолюбивые, холёные, музыкальные.

Душа – добрая, чистая, золотая.

Вопрос и задание для теоретика, идущего по жёлтой дорожке.

1.     На слайде записаны имена мальчиков и девочек в виде ребусов. Угадай.

Алёна  Ваня

2. Найди ошибку. Скажи правильно.

У Юры жил молодой котёнок.

У Юры жил котёнок. Котёнок итак молодой, он не может быть старым.

Вопросы и задания теоретику, идущего по зелёной дорожке.

1. Объясни, что обозначает данный фразеологизм: Мозолить глаза – надоедать

Витать в облаках – блаженно грезить, фантазировать невесть о чём.

2. К данному существительному подбери и назови одно из двух прилагательных.

Клён -  высокий или высотный

3. Назови в пословице слова с противоположным значением. Укажи, к какой части речи они относятся.

Неверный друг – опасный враг (существительное).

Итак, орден Практика получали ____. Они выходят в финал. Начинаем последний тур игры.

4. Третий тур (6 вопросов)

1. В чём особенность написания сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН?

В этих сочетаниях не пишется ь знак.

2. Назови три имени существительных, которые бывают только во множественном числе.

Сени, кудри, ворота, ножницы, чернила, дрова.

3. Назови лишнее слово и объясни.

Газета, брошюра, книга, журнал (м.р.)

4. Назови три слова, в которых звуков больше, чем букв.

Яблоко, ёж, ёлка и др.

Какими членами предложения чаще всего бывает им. существительное?

Подлежащим.

5. Чем различаются звонкие и глухие согласные звуки?

Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные звуки состоят только из шума.

Из ... теоретиков трое лучших вступят на «Дорожку практики». Узнаем их имена. Жюри называет имена победителей.

6. «Дорожка практики»

           Вам нужно придумать предложение, в котором каждое слово начиналось бы с буквы П. У кого будет больше слов в предложении, тот и будет первым выбирать дорожку.

Теоретики занимают свои места.

Вопрос для теоретика, идущего по красной дорожке.

1. Назови, какие получатся слова, если прочесть их от конца слова к началу, учитывая звуки, а не буквы.

Лог, люк, парк, ход, араб (кол, куль, краб, ток, пара)

Вопросы и задания теоретику, идущего по жёлтой дорожке.

1. Определи род имени существительного: Мебель, кофе, тюль, такси, рояль, хрусталь, кенгуру, какао.

2. Распредели слова в две группы. Объясни.

Существительное, корень, прилагательное, глагол, окончание, предлог, суффикс, приставка, союз, местоимение.

Вопросы и задания теоретику, идущему по зелёной дорожке.

1. Вставь пропущенные буквы, объясни правописание.

Деревенский ст…рожил сад колхозный ст…рожил.

2. Поставь ударение в словах.

Алфавит, далеко, договор, задала, звонит, случай.

3. Найди и прочти слова с безударной гласной в корне.

Сестра, поле, полевой, цветок, листик, листок.

Итак, у нас определились финалисты. Кто из них получит диплом 1, 2, 3 степени, определит работа в финале.

7. Финал. (1 задание)

Исправь ошибки ручкой красного цвета (всем даётся один и тот же текст).

Стаяла ненасная погода. Сонце скрыто затучами. Шол дождик. В комнате было тимно. Я праспал. Встал поздно. Я всё делал быстро и в школу не опаздал.

8.     Подведение итогов. Награждение.

 

.  .  .