Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока живописи «Система возникновения и распределения рефлексов на предмете и на изображении»

Дата публикации: 2020-09-23 05:52:50
Статью разместил(а):
Суворова Татьяна Ивановна

Конспект урока живописи «Система возникновения и распределения рефлексов на предмете и на изображении»

Автор: Суворова Татьяна Ивановна

МБУ ДО «Детская художественная школа», г. Минусинск

 

Возраст учащихся: 12 лет (второй год обучения).

Продолжительность занятия: 3 часа (академические).

Цель: Рассмотреть систему возникновения и распределения рефлексов на предмете.

Задачи: 

Образовательная: познакомить учащихся с понятием рефлекса.

Рассмотреть систему рефлексов, возникновение и расположение их на предмете. Изучить методы изображения рефлексов в работе. Закрепление навыков работы акварелью.

Развивающая: способствовать развитию образного восприятия и мышления, познавательного интереса, умения анализировать и чувствовать цвет.

Воспитательная: формирование личностных качеств: внимательность, любознательность, трудолюбие, воспитание эстетического вкуса.

Тип занятия: комбинированное.

Форма обучения: Общеклассная практическая работа с индивидуальными консультациями учителя.

Структура занятия:

· организационная часть – 5 минут;

· 1 этап творческой работы: вводная беседа, изложение нового материала и установление связи нового материала с ранее изученными темами и понятиями – 15 минут;

· первичное закрепление новых знаний и применение их на практике учащимися. Рисование карандашом натюрморта – 20 минут;

· подготовка рабочего места к следующей части практической работы: налить воды, открыть акварельные краски, приготовить палитру, (небольшой отдых) – 5 минут;

· 2 этап творческой работы: просмотр слайдов с репродукциями картин, выявление по ходу рассказа и беседы особенностей передачи рефлексов – 10 мин;

· закрепление новых знаний на практике, продолжение работы над натюрмортом (передача рефлексов в натюрморте) – 40 минут;

· подведение итогов занятия (10 минут).

Методы обучения:  

- Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение).

- Метод учебной работы: рисование с натуры.

- Метод практической работы.

Зрительный ряд:  

• слайды репродукций работ художников: К. Моне «Женщина с зонтиком», К. Коровина «У окна», В. Серова «Девочка с персиками», В. Серова «Девушка, освященная солнцем», «Портрет М. Симонович»;

• работы учащихся из методического фонда.

Оборудование для педагога: компьютер, ЖК-экран, настенная доска, маркеры.

Материалы для учащихся: акварельная бумага формата А3, карандаш, ластик, акварельные краски, кисти беличьи (№6, №8), ёмкость для воды.

Натуральная постановка: Кувшин, яблоко и драпировки.

Ход урока:

1. Организационная часть. Приветствие. Проверка наличия необходимых материалов и оборудования, готовности детей к занятию.

2. Вводная беседа, изложение нового материала и установление связи нового материала с ранее изученными темами и понятиями.

1 этап работы.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит познакомиться с понятием «рефлекс». «Рефлекс» в переводе с латинского (reflex) – означает «отражать».

Давайте посмотрим на кувшин на нашем натюрморте. Натуральный цвет предмета изменяется то двигаясь к свету, то попадая в тень, и образует при этом четыре основных градации: натуральный цвет предмета, освещенная часть (свет), теневая часть (тень) и рефлекс.

1. Натуральный цвет предмета – эта та часть предмета, которая не попадает под прямые лучи источника света и не попадает в тень. В этой части предмета довольно отчетливо и ясно виден истинный свет предмета, он является главным и определяющим, объединяющим цветом для всех остальных градаций.

2. Освещенная часть предмета (свет) – это самый светлый участок предмета, он высветлен, залит светом. Истинный цвет предмета здесь осветлен и имеет цветовой оттенок яркого солнца.

3. Теневая часть (тень) – это тот участок предмета, который находится в глубокой тени и по тону, и по цвету является самым темным местом в изображаемом предмете и именно за счет этой глубокой тени на предмете художник показывает и объем предмета.

А теперь, ребята, давайте еще раз посмотрим на теневую часть предмета, и заметим, что здесь появляется чуть светлое пятно – это легкое посветление в тени и называется рефлексом.

4. Рефлекс – это отражение на предмете окружающих его соседних предметов. Эти отражения от соседних предметов всегда изображаются тихо, вкрадчиво, как легкий отголосок, как таинственное эхо, как мерцание звезд в ночи, как тихий лунный свет. Рефлекс никогда не изображается ярче и светлее освещенных участков предмета.

3. Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике учащимися.

Преподаватель: а теперь, ребята, за работу. Работать мы будем сегодня акварельными красками. Сейчас я вас попрошу сделать предварительно рисунок натюрморта на листе бумаги.

Давайте повторим еще раз как изменяется натуральный цвет предмета, то двигаясь к свету, то попадая в тень.

Натуральный цвет предмета – это своеобразная точка отсчета в изображении предметов, и является основой остальных градаций.

Освященная часть подбирается путем смешивания натурального цвета и цвета освещения.

Теневая часть предмета подбирается путем смешивания натурального цвета предмета и цветов тени (зеленый, синий, фиолетовый).

Цвет рефлекса подбирается путем соединения натурального цвета предмета и цвета отражающегося от соседних окружающих предметов. И обращайте также внимание на качество полученного цвета.

Что характерно, ребята, рефлексов на предмете может быть много и располагаться они могут не только в теневой половине предмета, а практически по всей площади предмета как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном. Для лучшего понимания рефлекса обратимся к схеме расположения рефлексов на предмете. Схема отражения рефлексов по спирали показывает, как предмет тонет, купается в «море» рефлексов от окружающего мира. Рефлексы создают игру отражений, волшебное, красивое взаимопроникновение цветов, составляющих вершину колорита.

Давайте посмотрим на ваши работы, как вы изобразили рефлексы. На нижней части кувшина, например, располагаются рефлексы от предметов стола: это и яблоко, и нижняя драпировка, и часть задней драпировки.

Перемещая взгляд выше на среднюю часть кувшина, мы видим, как появляются рефлексы боковой задней драпировки. На кувшине присутствуют такие рефлексы от предметов, не входящих в картинную плоскость, а располагающиеся непосредственно перед постановкой, и они тоже отражаются на яблоке и драпировках. Рассматривая верхнюю часть кувшина, мы увидим, что появляются новые рефлексы от группы предметов, располагающихся выше над вазой.

В ходе работы, преподавателю необходимо удерживать в поле зрения работу каждого ребенка, стараясь вовремя дать совет, подкорректировать ошибки.

2 этап творческой работы.

Детям демонстрируются на экране слайды с репродукций работ художников. В ходе показа педагог ведет беседу с детьми.

Преподаватель: А теперь, ребята, давайте проанализируем рефлексы в окружающих вас предметах и посмотрим художественные произведения. Перед нами замечательный портрет работы В.А. Серова «Девочка с персиками» - великолепный рассказ цветом об укладе жизни, возможно, о воспитании этой девочки, о ее мироощущении. Фон – олицетворение светлости, чистоты юной души, а розовое платье – это еще по-детски наивное восприятие окружающего мира. Красная гвоздика, приколотая к банту – отражение только еще просыпающихся лирических чувств девочки подростка. Фон выполнен светлыми, нежными переливами цвета: рассеянный, прозрачно-ясный свет проникает в комнату через большие окна, отражается светлыми стенами, белой скатертью стола, розовой блузки девочки: сочными зеленовато-желтыми рефлексами сверкает на стенках стульев. И в ареале этого струящегося света, в игре тончайших серебристых рефлексов мягко вырисовывается «девочка в розовом платье». Благодаря рефлексам художник достиг удивительной художественной выразительности в этом портрете.

Вместе с детьми анализируем отдельные детали картины.

4. Подведение итогов занятия.

Преподаватель: А теперь посмотрим наши работы. Что мы видим? Сегодня мы с вами познакомились с понятием рефлекс. Рассмотрели систему возникновения и расположения рефлексов на предмете. У нас получились очень красивые по цвету работы, грамотные по исполнению. Как вы думаете, ребята, почему получились такие выразительные и богатые по цвету работы, что объединило эти цвета? Правильно, конечно рефлексы, которые создали переходы и градации между соседними цветами, соединили их.

Такое понимание рефлексов будет справедливо и в дальнейшей вашей работе и при написании натюрмортов, пейзажей, цветов, портрета.

Благодарю вас за внимание, старание и сотрудничество!

 

.  .  .