Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Классный час «Чтение + критичность = эффективное чтение»

Дата публикации: 2020-08-17 18:15:04
Статью разместил(а):
Булатова Фирая Фаритовна

Классный час «Чтение + критичность = эффективное чтение»

Автор: Булатова Фирая Фаритовна

Елабужский институт КФУ, г. Елабуга

 

Класс (возраст): 10 класс.

Цель воспитания: способствовать развитию у учащихся критического мышления.

Задачи воспитания: 

1) создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, необходимую для дальнейшей совместной деятельности учителя и учеников;

2) способствовать развитию у учащихся критичности мышления, способности к оценочным суждениям и способности доказывать, аргументировать, обосновывать. 

Методы воспитания: беседа, убеждение, стимулирование.

Методы исследования: наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Оборудование: листки бумаги формата А4 для ведения записей, распечатанный на бумаге текст статьи. 

1. Беседа.

Задача: создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, необходимую для дальнейшей совместной деятельности учителя и учеников.

Сегодня мы продолжим тему предыдущего классного часа "Критическое мышление". Давайте вспомним, что нового вы узнали о данном типе мышления на прошлом занятии. 

Активизация знаний учащихся по теме "Критическое мышление". Ученикам предлагаются вопросы, касающиеся понятия "критическое мышление", его практической пользы, алгоритма грамотной работы с информацией, приема критического мышления "Знаю, хочу узнать, узнал"). 

Прежде чем приступить к работе, рассмотрим признаки критического мышления (Д. Клустер):

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное и носит индивидуальный характер. Это означает, что человек пытается самостоятельно, независимо от остальных, формулировать какую-то идею или дать оценку ситуации. 

2. Информация является отправным пунктом критического мышления. 

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. 

5. Критическое мышление всегда существует в ситуации полилога, дискуссии, оппонирования. 

Особое внимание прошу обратить на 1, 3 и 4 пункты, так как в них содержится ответ на вопрос "За какими умениями и способностями стоит критическое мышление?", т.е. это способности к убедительной аргументации, к оценочным суждениям, а также независимость суждений. 

И хочется, чтобы эти характеристики стали девизом в процессе нашей совместной работы. Итак, вот наши задачи:

1) рассматривать информацию вдумчиво и критически;

2) стремиться к независимости суждений;

3) убедительно аргументировать свою точку зрения.

2. Упражнение: прием критического мышления INSERT (Д. Воган и Т. Эстес).  

Задача: способствовать развитию у учащихся критичности мышления, способности к оценочным суждениям и способности доказывать, обосновывать.

1. Стадия вызова. Учащимся дается текст научной статьи «К вопросу о проблемах современного молодежного поколения» из научного журнала «Молодой учёный». Перед началом чтения текста, учащиеся в течение некоторого времени (4 мин) должны сами подумать по поводу предложенной темы или проблемы и записать свои соображения. Используя название, они должны составить свой собственный рассказ. Важно зафиксировать все то, что придет на ум, и как можно больше. 

Затем учащиеся делятся на пары и обмениваются своими мнениями по поводу предложенной темы. После окончания обсуждения, учащиеся высказывают свои суждения, а учитель подробно записывает их на доске. Любые разногласия должны обязательно быть вынесены на общее обсуждение. Затем учитель предлагает учащимся выделить из них те высказывания, которые они считают наиболее важными с точки зрения обсуждаемой проблемы или темы, и те, которые найдут свое подтверждение в тексте. Педагог предлагает классифицировать суждения, объединить их в различные группы, назвав основание для классификации, т.е. самостоятельно структурировать суждения. 

2. Стадия осмысления. Учащиеся приступают к чтению текста. Он обязательно читается с карандашом (ручкой), чтобы можно было сделать следующие пометки на полях:

- "галочка" – я это уже знаю или согласен(-на) с утверждением;

- "-" ("минус") – это противоречит моему представлению;

- "+" ("плюс") – является для меня новым;

- "?" ("знак вопроса") – непонятно, хочется получить более подробные сведения по данному вопросу.

После того, как все учащиеся прочли текст и сделали пометки, ученикам предлагается некоторое время на формулирование смысла прочитанного. Участники должны сравнивать обобщения, которые получились на основе прочитанного текста, с теми суждениями и обобщениями, которые они сделали до того, как стали читать текст. Они должны отметить, что добавилось нового к тому, что они предполагали лишь на основе своего опыта.

3. Стадия рефлексии. 

Что вы узнали нового?

Что вы поняли? 

Что вы можете делать иначе после того, как получили новую информацию?

Были ли вы согласны с идеями автора статьи? Почему да, почему нет? Обоснуйте ответ.

3. Подведение итогов.

 

.  .  .