Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов

Дата публикации: 2020-08-06 15:53:31
Статью разместил(а):
Сомова Наталья Юрьевна

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов

Автор: Сомова Наталья Юрьевна

МКОУ "Дубенская средняя общеобразовательная школа муниципального образования Дубенский район"

 

Класс: 7, 8, 9.

Количество часов:  138 (1ч в неделю в 7-8 классах и 2 ч в неделю в 9 классах)

Контрольных работ: 7 класс - 6

                                   8 класс - 4

                                   9 класс - 5.

Раздел 1. Пояснительная записка.

Программа по информатике для 7-9 классов основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС), примерной программы изучения дисциплины (Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.) основной общеобразовательной программы среднего общего образования МКОУ "Дубенская СОШ МО Дубенский район", учебного плана МКОУ "Дубенская СОШ МО Дубенский район". В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.

Для реализации программы используется учебник:

Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Количество часов на год по программе: 138 часов. В 7-8 классах по 1 часу в неделю, в 9-х классах по 2 часа в неделю. Всего в 7-8 классах 35 учебных недель, а в 9-х классах 34 учебных недель поэтому рабочая программа сокращена (вместо 70 часов 68 часов).

Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

· формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

· совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

· воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств информационных и коммуникационных технологий) имеют значимость для других предметных областей и формируются там, также они значимы и для формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и личностными.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

 

7 класс

Личностные образовательные результаты:

·         приобретение опыта использования электронных средств  в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

·          повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;

·          рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;

·         организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.

Метапредметные образовательные результаты:

·         получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;

·         умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

·         владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;

·         умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

·         умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

Предметные образовательные результаты:

В сфере познавательной деятельности:

·         оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);

·         построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

·         решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

·         оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;

·         следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

·         юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой деятельности.

В сфере коммуникативной деятельности:

·         получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

·         соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

В сфере трудовой деятельности:                                                                                      

·         понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;

·         рациональное использование  технических средств информационных технологий для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

·         знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);

·         умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

·         использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;

·         приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;

·         создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

·         использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений.

В сфере эстетической деятельности:

·         знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания. 

В сфере охраны здоровья:

·         соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

 

8 класс

Личностные образовательные результаты: 

·         владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например, критическая оценка информации в СМИ;

·         умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

·         приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;

·         умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

·         повышения своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

·         владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

·         получение опыта использования методов средств информатики: моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

·         владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

·         планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

·         умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

·         умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет  и др.).

Предметные образовательные результаты:

В сфере познавательной деятельности:

·         выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, диаграммы, списки и др.);

·         преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;

·         оценка информации с позиции интерпретации ее свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);

·         решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

·         понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

·         оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

·         авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

·         осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

·         получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

·         овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, форматирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;

·         соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

В сфере трудовой деятельности:

·         понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений; 

·         выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи; 

·         использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе; 

·         решение задач вычислительного характера путем использования существующих программных средств (электронные таблицы); 

·         использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения; 

·         приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера. 

В сфере эстетической деятельности:

·         совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).

в сфере охраны здоровья:

·         понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

·         соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

 

9 класс

Личностные образовательные результаты:

·         владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

·         умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

·         приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ;

·         умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов.

Метапредметные образовательные результаты:

·         представление знаково-символических моделей на формальных языках;

·         планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

·         контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

·         коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;

·         получение опыта использования методов средств информатики: моделирования;  формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;

·         владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;

·         владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;

·         умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ;

·         умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов.

Предметные образовательные результаты:

В сфере познавательной деятельности:

·         освоение основных понятий и методов информатики;

·         выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы, массивы, списки и др.);

·         развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;

·         построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ и пр.);

·         оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;

·         осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;

·         построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);

·         выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватности поставленной задачи;

·         освоение основных конструкций  процедурного языка программирования;

·         освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов; использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверки его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;

·         вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;

·         решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

В сфере ценностно-ориентационной деятельности:

·         авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности.

В сфере коммуникативной деятельности:

·         осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

·         соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

В сфере трудовой деятельности:

·         понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений; 

·         выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи; 

·         использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.); 

·         решение задач вычислительного характера путем использования существующих программных средств (электронные таблицы); 

·         создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций; 

·         использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений; 

·         использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения; 

·         создание и наполнение собственных баз данных; 

·         приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера. 

В сфере эстетической деятельности:

·         совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).

В сфере охраны здоровья:

·         понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;

·         соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

 

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Информация и способы её представления.

Выпускник научится:

·         различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;

·         различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;

·         раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;

·         приводить примеры информационных процессов – процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;

·         классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

·         узнавать о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;

·         определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;

·         узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;

·         узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.

Выпускник получит возможность:

·         осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

·         узнать о физических ограничениях назначения характеристик компьютера.

Математические основы информатики.

Выпускник научится:

·         описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;

·         кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;

·         оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);

·         определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

·         определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;

·         записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;

·         записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;

·         определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

·         использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

·         описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);

·         познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;

·         использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).

Выпускник получит возможность:

·         познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием; 

·         узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1; 

·         познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах; 

·         познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов; 

·         ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов); 

·         узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации. 

Алгоритмы и элементы программирования.

Выпускник научится:

·         составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;

·         выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

·         определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

·         определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

·         использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

·         выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

·         составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

·         использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;

·         анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

·         использовать логические значения, операции и выражения с ними;

·         записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Выпускник получит возможность:

·         познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;

·         создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

·         познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;

·         познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);

·         познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Использование программных систем и сервисов.

Выпускник научится:

·         классифицировать файлы по типу и иным параметрам;

·         выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);

·         разбираться в иерархической структуре файловой системы;

·         осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;

·         использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);

·         использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;

·         анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

·         проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

·         навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;

·         различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т.д.);

·         приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

·         основами соблюдения норм информационной этики и права;

·         познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

·         узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.

Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):

·         узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;

·         практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);

·         познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;

·         познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;

·         познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);

·         узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;

·         узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;

·         получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;

·         познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;

·         получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.

 

Раздел 3. Содержание учебного предмета, курса

7 класс.

Раздел

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Информация и информационные процессы

8

3

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

4

Обработка графической информации

4

5

Обработка текстовой информации

9

6

Мультимедиа

4

7

Итоговое повторение

2

 

Итого:

35

 

8 класс

Раздел

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Математические основы информатики

12

3

Основы алгоритмизации

10

4

Начала программирования

10

5

Итоговое повторение

2

 

Итого:

35

 

9 класс

Раздел

Кол-во часов

1

Моделирование и формализация

14

2

Алгоритмизация и программирование

18

3

Обработка числовой информации в электронных таблицах

11

4

Коммуникационные технологии 

11

5

Итоговое повторение

14

 

Итого:

68

 

Раздел 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

7 класс

№ п/п

Тема урока

Ко-во часов

Виды деятельности

Предметныерезультаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Глава 1. «Введение» - 1 час. 

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

 

Общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики.

Познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места.

Целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником

Умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ

Глава 2. «Информация и информационные процессы» - 8 часов. 

2

Информация и ее свойства.

1

оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.); приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни; классифицировать информационные процессы по принятому основанию; выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах; анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.Кодировать и декодировать сообщения  по известным правилам кодирования; определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности); определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности; оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт); оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

Общие представления об информации и ее свойствах

Понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал»

Представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, обществ

3

Информационные процессы. Обработка информации.

1

общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; общепредметные навыки обработки информации

понимание значимости информационной деятельности для современного человека

4

Информационные процессы. Хранение и передача информации

1

общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию; общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации

понимание значимости информационной деятельности для современного человека

5

Всемирная паутина как информационное хранилище.

1

представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них

основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

6

Представление информации.

1

обобщенные представления о различных способах представления информации

понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации

представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми

7

Дискретная форма представления информации.

1

представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности двоичного кодирования; умение кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования; понимание роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ

понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов

навыки концентрации внимания

8

Единицы измерения информации.

1

знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими

понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения

навыки концентрации внимания

9

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».

1

представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации

основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Глава 3. «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» - 7 часов. 

10

Основные компоненты компьютера и их функции

1

анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера; определять основные характеристики операционной системы;планировать собственное информационное пространство.Получать информацию о характеристиках компьютера;оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);выполнять основные операции с файлами и папками;оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);использовать программы-архиваторы;осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов  помощью антивирусных программ.

Научиться обобщение представлений об основных устройствах компьютера сточкизрения выполняемых ими функций; проведение аналогии междучеловеком и компьютером

обобщенные представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к изучению вопросов, связанных с историей вычислительной техники

11

Персональный компьютер

1

знание основных устройств персонального компьютера и их актуальных характеристик

понимание назначения основных устройств персонального компьютера

понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом

12

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

1

Научиться пониматьназначения системногопрограммного обеспечения персонального компьютера

понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера

понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности

13

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

представление о программировании как о сфере профессиональной деятельности; представление о возможностях использования компьютеров в других сферах деятельности

понимание назначения прикладного программного обеспечения персонального компьютера

понимание правовых норм использования программного обеспечения; ответственное отношение к используемому программному обеспечению

14

Файлы и файловые структуры

1

научиться:строить графическое изображение файловойструктуры некоторого носителя на основании информации

умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве

понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных

15

Пользовательский интерфейс

1

понимание сущности понятий «интерфейс», «информационный ресурс», «информационное пространство пользователя».Научиться оперированиюкомпьютернымиинформационными объектами в наглядно-графической форме

навыки оперирования компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме

понимание необходимости ответственного отношения к информационным ресурсам и информационному пространств

16

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа

1

представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации

основные навыки и умения использования компьютерных устройств; навыки создания личного информационного пространства

способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Глава 4. «Обработка графической информации» - 4 часа. 

17

Формирование изображения на экране компьютера.

1

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе; создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора; создавать и редактировать изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.

систематизированные представления о формировании представлений на экране монитора. Научиться выделять инвариантную сущность внешне различных объектов

умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов

способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой

18

Компьютерная графика.

1

Систематизированные представления о растровой и векторной графике. Правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи.

Умения правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи

Знание сфер применения компьютерной графики; способность применять теоретические знания для решения практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой

19

Создание графических изображений

1

систематизированные представления об инструментах создания графических изображений; развитие основных навыков и умений использования графических редакторов

умения подбирать и использовать инструментарий для решения поставленной задачи

интерес к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой

20

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа.

1

систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой графической информации на компьютере

основные навыки и умения использования инструментов компьютерной графики для решения практических задач

способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров

Глава 5. «Обработка текстовой информации» - 9 часов. 

21

Текстовые документы и технологии их создания.

1

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов; форматировать текстовые документы (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц); вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения; выполнять коллективное создание текстового документа; создавать гипертекстовые документы; выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows 1251); использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Систематизированные представления о технологиях подготовки текстовых документов; знание структурных компонентов текстовых документов

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; умения критического анализа

Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма

22

Создание текстовых документов на компьютере.

1

Научиться использовать средства информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов

Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма

23

Прямое форматирование.

1

Представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о прямом форматировании. Научиться форматировать документ для различных целей

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационально го использования имеющихся инструментов

Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма

24

Стилевое форматирование.

1

Представление о форматировании текста как этапе создания текстового документа; представление о стилевом форматировании; представление о различных текстовых форматах. Научиться стилевому форматированию текста для разных вариантов его применения

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов

Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков квалифицированного клавиатурного письма

25

Визуализация информации в текстовых документах.

1

Умения использования средств структурирования и визуализации текстовой информации

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки рационального использования имеющихся инструментов

 

Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания текстовых документов.

26

Распознавание текста и системы компьютерного перевода.

1

Навыки работы с программным оптического распознавания документов, компьютерными словарями и программами-переводчиками. Научиться вводить и распознавать текстовую информацию при помощи сканер

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для работы с текстовой информацией

Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с текстовой информацией

27

Оценка количественных параметров текстовых документов.

1

Знание основных принципов представления текстовой информации в компьютере; владение первичными навыками оценки количественных параметров текстовых документов. Научиться вычислять информационный объем текстового сообщения

Умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов

Способность применять теоретические знания для решения практических задач

28

Оформление реферата История вычислительной техники.

1

Умения работы с несколькими текстовыми файлами; умения стилевого форматирования; умения форматирования страниц текстовых документов

Широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; навыки оформления реферата

Понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков создания текстовых документов на компьютере

29

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации».

1

Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с обработкой текстовой информации на компьютере

Основные навыки и умения использования инструментов создания текстовых документов для решения практических задач

Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров

Глава 6. «Мультимедиа» - 4 часа. 

30

Технология мультимедиа.

1

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Создавать презентации с использованием готовых шаблонов; записывать звуковые файлы  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа; умения оценивать количественные параметры мультимедийных объектов

Умение выделять инвариантную сущность внешне различных объектов

Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров

31

Компьютерные презентации.

1

Научиться создавать мультимедийные презентации

Основные навыки и умения использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач

Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным

32

Создание мультимедийной презентации.

1

Научиться основным навыкам и умениям использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач.

Основные навыки и умения использования инструментов создания мультимедийных презентаций для решения практических задач.

 

Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров

33

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа.

1

Систематизированные представления об основных понятиях, связанных с мультимедийными технологиями. Научиться навыкам публичного представления результатов своей работы

Навыки публичного представления результатов своей работы

Способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров

Глава 7. «Итоговое повторение» - 2 часа.

34

Основные понятия курса

1

 

 

 

 

35

Итоговое тестирование

1

 

 

 

 

 

Итого: 

35

 

 

 

 

 

 8 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды

деятельности

Предметные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Глава 1. «Введение» - 1 час. 

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места

1

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ

общие представления о целях изучения курса информатики и ИКТ

целостные представления о ролиИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатикии ИКТ в условиях развития информационногообщества

умения и навыки безопасного и целесообразногоповедения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИК

Глава 2. «Математические основы информатики» -12 часов. 

2

Общие сведения о системах счисления

1

Анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;

общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; умения определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи

умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

Выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

навыки перевода небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; умения выполнения операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами

умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

4

Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Компьютерные системы счисления

1

Переводить небольшие (от 0 до 256) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную,восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;

навыки перевода небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления

умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

Переводить небольшие (от 0 до 256) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную,восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно

навыки перевода небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием

умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

6

Представление целых чисел

1

Определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;

формирование представлений о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд)

понимание ограничений на диапазон значений величин при вычислениях

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

7

Представление вещественных чисел

1

Переводить вещественных (от 0 до 256) чисел из десятичной системы счисления в двоичную,восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно

представление о научной (экспоненциальной) форме записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой

понимание возможности представления вещественных чисел в широком диапазоне, важном для решения научных и инженерных задач

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

8

Высказывание. Логические операции

1

Вычислять истинностное значение логического выражения.

представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями

навыки анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

9

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

Строить таблицы истинности для логических выражений.

представление о таблице истинности для логического выражения

навыки формализации и анализа логической структуры высказываний; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

10

Свойства логических операций

1

Строить таблицы истинности для логических выражений. Вычислять истинностное значение логического выражения. Анализировать логическую структуру высказываний.

представление о свойствах логических операций (законах алгебры логики); умения преобразования логическихвыражений в соответствии с логическими законами

навыки анализа и преобразования логических выражений; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел)

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

11

Решение логических задач

1

Строить таблицы истинности для логических выражений. Вычислять истинностное значение логического выражения. Анализировать логическую структуру высказываний;

навыки составления и преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами

навыки формализации высказываний, анализа и преобразования логических выражений; навыки выбора методадля решения конкретной задачи

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий

12

Логические элементы

1

Анализировать простейшие электронные схемы.

представление о логических элементах (конъюнкции, дизъюнкции, инверсии) и электронных схемах; умения анализа электронных схем

умения представления одной и той же информации в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема)

понимание роли фундаментальных знанийкак основы современных информационных технологий

13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа

1

 

знание основных понятий темы «Математические основы информатики»

навыки анализа различных объектов; способность видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах

понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в  условиях развития информационного общества

 

Глава 3. «Основы алгоритмизации» - 10 часов.

14

Алгоритмы и исполнители

1

Приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

Придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

Выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;

Определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

Анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

Определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

Осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

Сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

Преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

Строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

Составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;

Составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;

Строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;

Строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.

понимание смысла понятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание терминов «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд

понимание смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимание ограничений, накладываемых средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе

15

Способы записи алгоритмов 

1

знание различных способов записи алгоритмов

умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе

16

Объекты алгоритмов

1

представление о величинах, с которыми работают алгоритмы; знание правил записи выражений на алгоритмическом языке; понимание сущности операции присваивания

понимание сущности понятия «величина»;

понимание границ применимости величин того или иного типа;

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе

17

Алгоритмическая конструкция «следование»

1

представление об алгоритмической конструкции «следование»; умение исполнять  линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) линейные алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд

 

умение выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе

18

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления.

1

представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; умение исполнять алгоритм с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой  команд; умение составлять простые (короткие) алгоритмы с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд

умение выделять алгоритмы с ветвлением  в различных процессах; понимание ограниченности возможностей линейных алгоритмов

алгоритмическое мышление, необходимое дляпрофессиональной деятельности в современном обществе

19

Неполная форма ветвления

1

20

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы

1

представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы; умение исполнять циклический алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального исполнителя с заданной системой команд

умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе

21

Цикл с заданным условием окончания работы

1

22

Цикл с заданным числом повторений

1

23

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа.

1

 

знание основных понятий темы «Основы алгоритмизации»

умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия  решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе

Глава 4. «Начала программирования» - 10 часов. 

24

Общие сведения о языке программирования Паскаль.

1

Анализировать готовые программы;

Определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

Выделять этапы решения задачи на компьютере.

Программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

Разрабатывать программы, содержащие оператор/ операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

Разрабатывать программы, содержащие оператор/ операторы цикла

знание общих сведений о языке программирования Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы)умение применять операторы ввода -вывода данных

умения анализа языка Паскаль как формального языкаумения записи простых последовательностей действия на формальном языке

представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности

25

Организация ввода и вывода данных.

 

первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных

умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми  результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий врамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности

26

Программирование линейных алгоритмов

1

первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных 

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности 

27

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

1

умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвление 

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности 

28

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

1

29

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1

умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию цикл 

умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способыдействий в рамках предложенных  условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи 

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности 

30

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

1

31

Программирование циклов с заданным числом повторений

 

1

32

Различные варианты программирования циклического алгоритма

 

1

33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа

1

владение начальными умениями программирования на языке Паскаль 

Глава 5. Итоговое повторение - 2 часа. 

34

Основные понятия курса

1

 

систематизированные представления об основных понятиях курса информатики, изученных в 8 классе

навыки эффективной работы с различными видами информации с помощью средств ИКТ

понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека

35

Итоговое тестирование

1

 

 

 

 

 

Итого: 

35

 

 

 

 

 

 9 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности

Предметныерезультаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Глава 1. «Моделирование и формализация» - 14 часов. 

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ

общие представления о целях изучения курса информатики и ИКТ

целостные представления о ролиИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатикии ИКТ в условиях развития информационногообщества

умения и навыки безопасного и целесообразногоповедения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИК

2

Моделирование как метод познания

1

осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.Строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;создавать однотабличные базы данных;осуществлять поиск записей в готовой базе данных;осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Иметь представление о модели, моделировании, цели моделирования, форматирования. Знать различия между натуральными и информационными моделями. Уметь различать образные, знаковые и смешанные информационные модели 

Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное;

Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;

Информационннно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 

Внесение необходимых дополнений и коррективов в план испособ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.Понимание необходимости осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории в дальнейшем обучении и профессиональной деятельности;Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Формирование целостности мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. 

3

Словесные модели

1

Иметь представление о словесных, информационных, математических и имитационных моделях.

 

4

Математические модели

1

Иметь представление о математических и имитационных моделях. Уметь моделировать ситуацию в системе массового обслуживания – магазине, полет снаряда, выпущенного из пушки при различных исходных данных 

5

Графические модели. Графы 

1

Иметь представление о графических информационных моделях (схема, чертеж, график, диаграмма, графы). 

6

Использование графов при решении задач

1

Иметь представление о графических информационных моделях (схема, чертеж, графики, диаграмма, графы). Уметь применять графы и таблицы для решения задач

7

 

Табличные модели

 

1

Иметь представление о табличных моделях. Уметь использовать таблицы при решении задач. Знать различия между таблицей типа «объект – свойство» и таблицей типа «объект - объект» 

8

Использование таблиц при решении задач

1

9

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных 

1

Иметь представление о базах данных. Знать основные способы организации данных в базах данных (иерархический, сетевой, реляционный) 

10

Система управления базами данных 

1

Иметь представление о системе управления базами данных (СУБД). Знать основные объекты СУБД (таблицы, формы, запросы, отчеты)

11

Создание базы данных

 

1

12

Запросы на выборку данных

1

13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация» 

1

Иметь представление о модели, моделировании, цели моделирования, форматирования, словесных, информационных, математических и имитационных моделях о системе управления базами данных (СУБД). Знать различия между натуральными и информационными моделями, графических информационных моделях (схема, чертеж, график, диаграмма, графы), табличных моделях, различия между таблицей типа «объект – свойство» и таблицей типа «объект - объект», о базах данных, основные способы организации данных в базах данных (иерархический, сетевой, реляционный), основные объекты СУБД (таблицы, формы, запросы, отчеты). Уметь различать образные, знаковые и смешанные информационные модели, использовать таблицы при решении задач.

 

14

Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация» 

1

Знать о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд).

Глава 2. «Алгоритмизация и программирование» - 18 часов. 

15

Этапы решения задачи на компьютере 

1

выделять этапы решения задачи на компьютере;осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;разрабатывать программы для обработки одномерного массива:(нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; нахождение суммы всех элементов массива; нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;сортировка элементов массива и пр.). 

Иметь представление о классах рассматриваемых задач, понимать связи между исходными данными и результатами с помощью математических соотношений; уметь выбрать подходящий способ для решения задачи. 

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои  действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи. Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата.Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (тестирование, дневник, в том числе электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.). 

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Формирование целостностного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; Формирование логического мышления. Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику 

16

Задача о пути торможения автомобиля

1

Понимать связи между исходными данными и результатами с помощью математических соотношений; уметь выбрать подходящий способ для решения задачи. 

17

Решение задач на компьютере 

1

Уметь выбрать подходящий способ для решения задачи. 

18

Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов

1

Иметь представление об одномерных массивах и способах их описания

19

Различные способы заполнения и вывода массива

1

Иметь представление о способах заполнения и вывода одномерных массивов

20

Вычисление суммы элементов массива

1

Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов

21

Последовательный поиск в массиве 

1

Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов

22

Сортировка массива

1

Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов

23

Решение задач с использованием массивов 

1

Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов

24

Проверочная работа «Одномерные массивы»

1

Иметь представление о способах заполнения, обработки и вывода одномерных массивов

25

Последовательное построение алгоритма

1

Иметь представление о методе пошаговой детализации

26

Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот

1

Иметь представление о методе пошаговой детализации

27

Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот

1

Иметь представление о методе пошаговой детализации

28

Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль. Процедуры

1

Иметь представление о подпрограммах, процедурах.

29

Функции

1

Иметь представление о подпрограммах, функциях.

30

Алгоритмы управления

1

Иметь представление об алгоритме управления, обратной связи

31

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование»

1

Иметь представление об объектах алгоритмов (величина).

32

Контрольная  работа по теме «Алгоритмизация и программирование»

1

Уметь обрабатывать массивы

Глава 3. «Обработка числовой информации в электронных таблицах» - 11 часов. 

33

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы

1

анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; строить диаграммы и графики в электронных таблицах.

Иметь представление об интерфейсе электронных таблиц, основных режимах работы электронных работ 

владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостности мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Понимание важности логического мышления для современного человека готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ. Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества. 

34

Основные режимы работы ЭТ

1

Иметь представление об основных режимах работы электронных работ 

35

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

1

Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках 

36

Встроенные функции

1

Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках 

37

Логические функции

1

Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках 

38

Организация вычислений в ЭТ

1

Иметь представление об относительных, абсолютных и смешанных ссылках 

39

Сортировка и поиск данных

1

Иметь представление о способах сортировки и поиска данных

40

Диаграмма как средство визуализации данных

1

Иметь представление о видах диаграмм

41

Построение диаграмм

1

Иметь представление о видах диаграмм

42

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

1

Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием продолжения работы (цикл ПОКА, цикл с предусловием)

43

Контрольная  работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

1

Иметь представление о алгоритмическом конструировании «Повторение», о цикле с заданным условием продолжения работы (цикл ПОКА, цикл с предусловием)

Глава 4. «Коммуникационные технологии» - 11 часов. 

44

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения. Осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты.

Иметь представление о локальных и глобальных компьютерных сетях 

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи; ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий дляс бора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства 

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостностного мировоззрения соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ. Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества 

45

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1

Знать, как устроен Интернет, иметь представление об IP-адрес компьютера 

46

Доменная система имён. Протоколы передачи данных

1

Иметь представление о доменной системе имён и протоколах передачи данных 

47

Всемирная паутина. Файловые архивы

1

Иметь представление о серверах, структуре Всемирной паутины 

48

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет

1

Иметь представления об электронной почте, о телеконференциях, форумах, чатах, социальных сетях и сетевом этикете. Уметь работать с электронной почтой 

49

Технологии создания сайта

1

Иметь представление о технологии создания сайта 

50

Содержание и структура сайта

1

Знать содержание и структуру сайта 

51

Оформление сайта

1

Уметь оформлять сайт 

52

Размещение сайта в Интернете

1

Уметь размещать сайт в Интернет 

53

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии»

1

Иметь представление о локальных и глобальных компьютерных сетях, о доменной системе имён и протоколах передачи данных, о серверах, структуре Всемирной паутины, представления об электронной почте, о телеконференциях, форумах, чатах, социальных сетях и сетевом этикете, о технологии создания сайта. Знать, как устроен Интернет, иметь представление об IP-адрес компьютера, содержание и структуру сайта. Уметь работать с электронной почтой, оформлять сайт, размещать сайт в Интернет

 

54

Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии»

1

Глава 5. Итоговое повторение - 14 часов. 

55

Информация и информационные процессы

1

 

Иметь представление о кодировании информации, единицах измерения, количестве информации

Формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.);умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата. Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.Коммуникативные:умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм), а также адекватно оценивать и применять свои способности в коллективной деятельности.

формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику. Смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

56

Файловая система персонального компьютера

1

 

Иметь представление об иерархической файловой системе персонального компьютера, размере файлов

57

Системы счисления и логика

1

 

Иметь представление о программирование циклов с заданным условием продолжения работы

58

Таблицы и графы

1

 

Уметь преобразовывать информацию из  табличной в графическую форму. Уметь вычислять кратчайшее расстояние по графу и количество дорог

59

Передача информации и информационный поиск

1

 

Уметь определять размер файла, уметь осуществлять поиск информации по заданным условиям

60

Вычисления с помощью электронных таблиц

1

 

Уметь осуществлять поиск, отбор и анализ данных

61

Обработка таблиц: выбор и сортировка записей

1

 

Уметь осуществлять поиск, отбор и анализ данных

62

Алгоритмы и исполнители

1

 

Уметь анализировать алгоритмы

63

Алгоритмы и исполнители

1

 

Уметь анализировать алгоритмы

64

Программирование

1

 

Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль

65

Программирование

1

 

Иметь представление о языках программирования, о языке Паскаль

66

Итоговое занятие

1

 

Иметь представление о системах счисления, логических выражениях, алгоритмах, о языке Паскаль

67

Резерв

1

 

 

 

 

68

Резерв

1

 

 

 

 

 

Итого: 

68

 

 

 

 

.  .  .