Рабочая программа по родному (русскому) языку в 8 классе
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Используемое оборудование |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||
1. |
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова |
1 |
Имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков словообразования. |
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. Познавательные – передают содержание в сжатом (развернутом) виде. Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. |
Осознают роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации). Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. |
ПК. Видеоурок. |
2. |
Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. |
1 |
Понимают взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: осознают роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознают роль русского родного языка в жизни человека; осознают язык как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; осознают национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка; пониманиют и истолковывают значения слов с национально-культурным компонентом. |
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. Познавательные – передают содержание в сжатом (развернутом) виде. Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. |
Осознают роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации). Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. |
ПК. Видеоурок |
3. |
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы |
1 |
Знать: старославянизмы. Архаизмы, историзмы. Уметь: отличать их друг от друга Понимают взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: осознают роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознают роль русского родного языка в жизни человека; осознают язык как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; осознают национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка; пониманиют и истолковывают значения слов с национально-культурным компонентом. |
Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. Познавательные: извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей устаревших слов и использовать её в различных видах деятельности. Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. |
Осознают роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации). Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. |
ПК Презентация. |
4. |
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. |
1 |
Знать: лексика исконная и заимствованная. |
Коммуникативные: умеют назвать факты в доказательство того, что русский язык прошёл длинный путь развития. |
Осознают роль слова с точки зрения его принадлежности к активному и пассивному запасу. |
СD фонотека. |
5. |
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. |
1 |
Познакомить с терминами этикет, этикетные слова, речевая ситуация. Сформировать представление о речевом этикете. Закрепить знания о правилах ведения диалога. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей. Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. |
ПК Презентация. |
6. |
Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов. |
1 |
Познакомить с терминами этикет, этикетные слова, речевая ситуация. Сформировать представление о речевом этикете. Закрепить знания о правилах ведения диалога. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей. Регулятивные: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. |
ПК. Видеоурок. |
7. |
РР Сочинение научного стиля по разделу «Язык и культура». |
1 |
Работа над словом, работа над предложением, работа над связной речью. |
Познавательные: -понимание проблемы; -выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства; -умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов; -умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис; -выведение следствий. Коммуникативные: -понимание вопроса задания; -владение монологической письменной речью; -умение отвечать на поставленные вопросы; -умение полно и ясно выражать свои мысли. Регулятивные: -понимание того, что доказывается; -понимание, к какому выводу необходимо прийти; -понимание алгоритма работы; -умение удерживать собственную мысль; умение корректировать написанное; -контроль правильности выполнения задания. |
Умение выражать свое отношение к поставленной проблеме; понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; умение понимать нравственные идеи текста. |
|
8. |
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. |
1 |
Знают орфоэпические правила русского языка в области ударения. Оценивают свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка. Совершенствуют умения работать с разными источниками информации: текстами учебника, словарями, справочной литературой, ресурсами Интернета. Умеют извлекать необходимую учебную информацию из различных источников, применять ее в практической деятельности, обобщать, анализировать учебный материал и делать необходимые выводы. |
Познавательные: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы; осмысливать содержание теоретической статьи, презентации; Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками, аргументировать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Регулятивные: планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации. |
Осознают роль ударения в русском языке, понимают важность правильной грамотной устной и письменной речи в жизни человека; Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия правил общения. Формируют мотивационную основу учебной деятельности, включающей познавательные и внешние мотив. |
СD фонотека. |
9. |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. |
1 |
Знают лексические нормы современного русского языка;оценивают свою и чужую речь с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского языка; совершенствуют умения работать с разными источниками информации: текстами учебника, словарями, справочной литературой, ресурсами Интернета. умеют извлекать необходимую учебную информацию из различных источников, применять ее в практической деятельности, обобщать, анализировать учебный материал и делать необходимые выводы |
Познавательные: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы; осмысливать содержание теоретической статьи, презентации. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; аргументировать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Регулятивные: планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации. |
Знание смысла понятий речь устная и письменная; монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения; понятия однозначные и многозначные слова. Знание смысла понятий речь устная и письменная; монолог и диалог; сфера и ситуация речевого общения; понятия однозначные и многозначные слова; Знание основных норм русского литературного языка; Различение омографов, омофонов и омоформ; толкование лексического значения паронимов. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, проектной деятельности. Знание происхождения исконно русской лексики; основных групп слов по сфере их употребления в речи; причин, вызывающих ограниченное употребление слов в русском языке. Определять фразеологические обороты; знать основные источники появления фразеологизмов. Знать основные фразеологические словари. |
Учебная таблица. |
10. |
Терминология и точность речи. |
1 |
Развивают коммуникативные умения через работу над текстом (учить отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактироуют, совершенствуют высказывания). Формиружют умение анализировать текст, отдельные языковые явления. |
Познавательные: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы; осмысливать содержание теоретической статьи, презентации. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; ргументировать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Регулятивные: планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации. |
Развитие ознавательного интереса; способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности; самоопределения; нравственно-этической ориентацияи. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
ПК Презентация. |
11. |
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. |
1 |
Способствовать закреплению нахождения и объяснения орфограмм в корне слова; познакомить с терминами Этикет, этикетные слова, речевая ситуация. |
Познавательные: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы; осмысливать содержание теоретической статьи, презентации; Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; аргументировать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Регулятивные: планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации. |
Самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать. |
ПК Презентация. |
12. |
Язык и речь. Виды речевой деятельности Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. |
1 |
Получают представление о речевом общении (речевой коммуникации), речевой ситуации, речевой задаче; расширение знаний об основных особенностях устной и письменной речи; повторяют основные виды речевой деятельности. |
Познавательные: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы; осмысливать содержание теоретической статьи, презентации. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; аргументировать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Регулятивные: планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации. |
Создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка. Прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям. |
|
13. |
Текст как единица языка и речи. Особенности типов речи. |
1 |
Знать типы речи. Текст, тема, микротема. Уметь тонко и глубоко понимать текст, побудить к творческому его восприятию (интерпретации). Углубить знания и накапливать опыт более свободного, умелого построения и использования текстов в своей речи как устной, так и письменной. |
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив. Познавательные: опыт поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, словарей; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др. Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве. |
Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя. |
ПК Презентация. |
14. |
РР. Реферат. Слово на защите реферата. |
1 |
Знать понятие «реферат», его особенности как текста научного стиля. Уметь правильно, логично и кратко излагать свои мысли; уметь точно использовать языковые средства при пересказе. Уметь отбирать нужную информацию из первоисточников. |
Познавательные: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы; осмысливать содержание теоретической статьи, презентации. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; аргументировать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Регулятивные: планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации. |
Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя. |
ПК Презентация. |
15. |
РР. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. |
1 |
Знать: дискуссия как один из основных жанров разговорного языка, его особенности. Текстовый форум. Уметь использовать в речи стандартные оборотыдля участия в дискуссии. |
Познавательные: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы; осмысливать содержание теоретической статьи, презентации. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; аргументировать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Регулятивные: планировать пути достижения целей; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации. |
Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, предложений и оценок товарищей и учителя. |
ПК Презентация. |
16. |
Язык художественной литературы. |
1 |
Актуализация знаний по теме «Стили речи». Выяснение особенностей художественного стиля на различных уровнях языка. Анализ текста. |
Познавательные: структурировать информацию по определённым параметрам; анализировать информацию, выделять её основные смысловые единицы; переводить информацию из одной знаковой системы в другую (текст в таблицу); на основе наблюдений делать выводы и строить умозаключения. Коммуникативные: владение способами сотрудничества; формулирование, умение аргументировать. Регулятивные: умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем и организовывать сотрудничество для их решения; умение осуществлять оценку и самооценку учебной деятельности. |
Формирование ценностного отношения к русскому языку. |
ПК. Видеоурок |
17. |
Контрольная работа «Стили речи. Цели, форма реализации, языковые средства. Текст выбранного учеником стиля речи» |
1 |
Знать: основные правила.изучен-ные ранее. Уметь: применять правила при звуковом письме под диктовку. |
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование действий в соответствии с поставленной задачей; использование итогового и пошагового контроля по результату, актуального контроля на уровне произвольного внимания; адекватное восприятие предложений и оценки товарищей по работе, проявление познавательной инициативы; адекватная оценка правильности выполнения действия и внесение в него необходимых корректив. Познавательные: умение поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием энциклопедий, словарей; смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации; установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений; владение алгоритмом построения рассуждения и др. Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач (прояснение непонятного с помощью вопросов, умение пользоваться диалогом, построение монологических высказываний), учет разных мнений и стремление к координации различных позиций, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в сотрудничестве. |
Заниматься самовоспитанием как личности грамотной, ответственной за изменения в языке, за чистоту русской речи. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации. |
|